Тип продукта: элективный курс по знакомству с историей лоскутного шитья и вышивания, использованию этих видов искусства в национальных костюмах, в предметах быта.
Название курса – Лоскутное шитье и вышивание как средство формирования творческих способностей учащихся.
Цель:
Формирование межличностной культуры у детей 3 – 4-х классов, познавательного интереса к этносу разных национальностей на примере использования вышивания, лоскутного шитья для оформления предметов быта.
Задачи:
– формирование навыков и умений общения между детьми разных национальностей;
– воспитание эстетического вкуса, уважения, толерантности;
– знакомство с этносом других народов;
– овладение искусством лоскутной техники и вышивания
Введение.
Декоративно-прикладное искусство – это особый вид художественного творчества. Сфера его влияния непрерывно расширяется и охватывает самые разнообразные стороны жизни современного человека.
Одно из главных особенностей народного декоративно-прикладного искусства – рукотворность произведений. Каждое изделие народного мастера неповторимо, оно хранит частицу его души, тепло рук.
Передача традиций составляет характерную черту народного прикладного искусства.
Примерами народного прикладного искусства могут служить вышивание, лоскутное шитье которые широко использовались и продолжают использоваться в русском народном костюме.
В сегодняшней жизни традиционная народная одежда вышла из употребления и почти исчезла как семейная ценность в домашнем обиходе. Поэтому еще острее и актуальнее встает вопрос изучения национального своеобразия народного костюма, так как он несет в себе богатейшую художественно-образную информацию, позволяет раскрыть творческую активность учащихся.
В связи с этим проблема формирования творческого развития средствами прикладного искусства народностей России обретает особую значимость и требует для своего решения более широкого приобщения учащихся к декоративно-прикладному искусству.
Приобщение учащихся младшего школьного возраста к декоративно-прикладному искусству осуществляется в разных формах: это уроки, факультативные (элективные) курсы, кружковые занятия; посещение музеев, выставочных залов.
Авторская программа элективного курса.
“Лоскутное шитье и вышивание, как средство формирования познавательного интереса к этносу разных национальностей”.
Пояснительная записка.
Вышивание, лоскутное шитье – удивительный мир древнего рукоделия. Каждая вещь индивидуальна, посильна детскому труду, может быть использована в качестве подарка друзьям и родным. Эта работа дает прекрасные условия для интеллектуального, эстетического и духовного воспитания личности, развивает интерес к культуре народа своей страны. Занимаясь по данной программе, учащиеся знакомятся с историей лоскутного шитья и вышивания, использованием этих видов искусства в национальных костюмах, в предметах быта. В любом виде искусства видение цвета необходимо. Создавая узоры, учащиеся приобретают знания о значении цвета в изделии, знакомятся с характеристиками и свойствами цветов, упражняются в составлении различных цветовых гамм. Программа позволяет повторить конструирование, познакомиться с построением чертежей. Вышивая узоры нитками разного цвета, подбирая лоскутки, подходящие по цвету, учащиеся создают яркий, красочный узор, чередуя геометрические орнаменты. Лоскутные изделия можно оформлять вышивкой, рисунки можно заимствовать, рассматривая фотографии изделий, можно придумать, все это развивает фантазию, воображение, эстетический вкус, воспитывает усидчивость, внимательность, у учащихся вырабатывается сноровка, развивается двигательная гибкость пальцев, ловкость, а массаж подушечек пальцев направлен на развитие мелкой моторики, в результате которой улучшается мыслительная деятельность ребенка. Эта работа проводится во внеурочное время, в ней принимают участие учащиеся разных национальностей, используются различные виды и формы коллективной деятельности. Совместная работа позволяет формировать навыки и умения общения между детьми разных национальностей, воспитать уважение, толерантность к людям разных национальностей. Лоскутное шитье и вышивание как виды декоративно-прикладного искусства очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека, не только воображение и чувство, но и мысли и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения.
Данный курс предназначен для учеников 3–4-х классов.
Цели и задачи курса.
- Овладение учащимися искусством лоскутного шитья и вышивания.
- Овладение навыками в правильной подборке необходимых материалов и планировании предстоящей работы.
- Формирование умений составлять эскизы и схемы изготовления изделий, подбирать цветовую гамму.
- Формирование умений составлять проект по работе над изделием, умение работать с литературой.
- Воспитание эстетического вкуса, фантазии, уважения, толерантности к народам разных национальностей.
- Развитие интереса к народному искусству России и других стран.
Знания и умения, формируемые у учащихся:
а) Виды декоративно-прикладного искусства, историю вышивания и лоскутного
шитья, применение этих видов декоративно-прикладного искусства в украшении
национальных костюмов и предметов быта.
б) Материалы, инструменты и приспособления, применяемые в традиционных
художественных ремеслах.
в) Приемы и способы вышивания и сшивания лоскутов.
г) Народные традиции, национальные орнаменты.
Содержание курса.
№ | Тема | Кол-во часов |
1. | Вводное занятие. Выставка изделий, фотографий, книг. Из истории вышивания, лоскутного шитья. Традиции и обычаи народов России. Использование вышивания, лоскутного шитья в национальных костюмах и предметах быта. | 3 часа |
2. | Разработка современных изделий на основе народного костюма. Эскиз, выкройка. | 2 часа |
3. | Отделка одежды, предметов быта вышивкой, орнаментами из лоскутов. | 2 часа |
4. | Техника лоскутного шитья, приемы вышивания. | 4 часа |
5. | Выбор тканей, ниток. Природа цвета. | 1 час |
6. | Шитье из полос, квадратов и треугольников. Практическое занятие. | 1 час |
7. | Вышивка по сетке: изготовление сетки, вышивание по сетке. Практическое занятие. | 1 час |
8. | Работа над проектом (предметы быта, пояс и т.д.) – шитье готового изделия. | 8 часов |
9. | Отделка готового изделия вышивкой. | 8 часов |
10. | Анализ и оценка работы | 1 час |
11. | Подготовка презентации работы. | 3 часа |
12. | Экскурсия в музей декоративно-прикладного искусства |
Заключение.
Существенным элементом в воспитании человека является отношение к профессии. Изучая основы технологий вышивания, лоскутного шитья, дети получают основы допрофессиональной подготовки, знакомятся с профессиями дизайнера, конструктора, портного. Швейные навыки, полученные детьми на занятиях, могут пригодиться в жизни. “Знания, полученные в детстве, подобно орнаменту, высеченному на камне”. (Каюм Насыйри, татарский педагог, просветитель 19 века.)
Для младших школьников декоративно-прикладное искусство становится одним из первоисточников позволяющих получить первоначальное представление о таком явлении как народное творчество, что способствует развитию творческих способностей, воображению, формированию мировоззрения личности.
В Приложении наглядно показано эффективность применения программы на практике с детьми 3–4-х классов ГБОУ прогимназии № 1661.