Задача: обобщить знания учеников по теме «Древний Египет».
Цели игры:
- Образовательные:
- обобщение и систематизация ранее полученного материала, закрепление основных ведущих идей темы.
- Развивающие:
- развитие коммуникативных навыков, умения излагать свою точку зрения;
- развитие умения воспроизводить полученную информацию, выделять главное, ориентироваться в основных событиях истории Древнего Египта;
- развитие умения сравнивать, сопоставлять, использовать информацию в новых условиях, анализировать и делать выводы;
- развивать навыки работы в группе.
- Воспитательные:
- воспитание у учащихся уважения к истории, традициям, культуре народам Древнего Египта.
Оборудование:
- настенная карта "Египет и Передняя Азия в древности";
- раздаточный материал;
- карточки-задания;
- компьютер;
- мультимедиапроектор.
ХОД ИГРЫ
Учитель (обращаясь к ученикам):
Здравствуйте, ребята. Садитесь.
На протяжении нескольких уроков мы с вами
знакомились с историей Древнего Египта и
благодаря этому вы узнали много нового и
интересного. А сегодня перед нами стоит задача
повторить, обобщить, закрепить и углубить ваши
знания о Древнем Египте. Делать это мы с вами
будем с помощью игры – путешествия по реке Нил.
Наше путешествие полно опасностей и преград.
Нашими спутниками в пути будут египетские
боги. Но боги могут не только боготворить, но
могут и сильно наказывать. Мы с вами постараемся
задобрить их своими знаниями, а они их оценят.
Корабль наш может тронуться в путь только если вы правильно сделаете вычисления. Нам нужно открыть цифры, чтобы узнать имя самого могущественного бога египтян.
7 х 5 = … А 6 х … = 42 М 32 : … = 8 О … х 4 = 24 Н … : 3 = 7 Р 9 : 1 = … А |
1. Амон – Ра (Слайд 1) – бог солнца
богославляет нас на добрый путь. Но куда нам
двигаться? Где же моя шпаргалка? А, вот она.
(Читаю – текст с ошибками). (Слайд 2) В
Юго-Западной Африке простираются огромные
пустыни. По этой земле несёт свои воды одна из
самых больших рек в мире – Нил. По берегам реки
растут кокосы, высокие сосны. Впадая в Чёрное
море, река разделяется на несколько руковов,
образующих огромный квадрат – дельту.
Вы согласны с этим текстом? Тогда найдите ошибки
и быстренько исправьте их. (Работа в группах).
Задание:
– Расскажите и покажите на карте
географическое расположение Древнего Египта.
Мы преодолели 5 порог и славные воды Нила несут
нас к четвёртому порогу.
Древнегреческий историк Геродот называет Египет
«даром Нила». Подумайте прав ли был Геродот? (Ответы
учащихся)
2. Нас встречает бог реки Нил – бог Хапи. (Слайд 3)
Древние египтяне почитали реку Нил и сочиняли ему «Хвалебные песни».
Задание: головоломка «Строки в рисунках» (Приложение 1). Сложив первые буквы каждого изображения в слова вы прочтёте предложение из хвалебной песни египтян, адресованной Нилу. (Работа в группах)
Почва в долине Нила мягкая, жирная, поэтому
главным занятием египтян было земледелие.
Смотрим карточку №10, отметьте цифрами
очерёдность полевых работ и назовите число
которое у вас получилось – 534126. Бог Хапи нас
пропускает и наш корабль продолжает свой путь.
3. У третьего порога нас встречает бог Гор (Слайд 4) – покровитель земных фараонов. Он подаёт нам свиток из папируса. О, как он пострадал от времени. Ребята, вам предстоит восстановить выпавшие фрагменты текста.
Задание: Заполнить пропущенные места в предложениях. (Слайд 5)
Приблизительно … лет до н.э. образовалось
единое Египетское государство.
Повелителя всего Египта стали называть … (работа
в парах).
Давайте вспомним известные вам имена фараонов. (Ответы
ребят). (Слайд 6)
1. Хеопс
2. Тутмос ІІІ
3. Тутанхамон
Кто из перечисленных фараонов совершил 17
завоевательных походов?
Используя карту атласа и задания на карточке (Приложение 2). Назовите
страны, в которые совершил походы Тутмос ІІІ.
(Индивидуальная работа учащихся).
Заслушиваем ответы.
– Ребята, смотрите, между камнями застрял узелок
(развязываем, находим предметы). Кому могут
принадлежать данные предметы?
Тростинка – писцу.
Жезл и плеть – фараону.
Серп – земледельцу
Дротик – воину
Скульптура ангелочка – жрецу.
Кто такие жрецы?
Кто такие писцы?
4. Писцы были самыми грамотными жителями Египта. Им покровительствовал бог мудрости Тот (Слайд7). Он нас встречает на втором пороге Нила.
Задание: дополнить фразу. (Слайд 8)
Писцы зорко следили за ходом работы и на листах
… делали записи. Знаки письма называются … Их
насчитывалось около… (работа выполняется в
парах).
Заслушиваем ответы.
Вот уже и виден первый порог, а там на Западном
берегу Нила возвышаются величественные
пирамиды – гробницы фараонов. Назовите самую
большую пирамиду в Египте. Когда и для кого она
была построена?
5. Нас встречает фараон и судья царства
мёртвых – бог Осирис (Слайд 9) и предлагает нам
разгадать тайну пирамиды.
Ребята вместе отгадывают кроссворд (Слайд 10) в
виде пирамиды (Приложение 3).
После правильных ответов пирамида открывается –
МОЛОДЦЫ!
Подведение итогов.
Литература к уроку:
- Бахтина О.И. Задания для самостоятельной работы по истории древнего мира. М.,1988.
- Боги и люди древнего мира. Краткий словарь. Сост. Федосеенко В.М. М.,1994.
- Вигасин А.А. Годер Г.И. Свенцицкая И.С. История Древнего мира. Учебник для 5 класса.–М., «Просвещение», 2009.
- Камышанова З.А., Камышанов К.А. «300 вопросов и ответов по истории Древнего мира», Ярославль «Академия развития», 1998 г.
- Северина О.А. История Древнего мира. Поурочные планы. «Волгоград», 2003 г.
- Субботина М.А. и др. Игры и занимательные задания по истории. М., «Дрофа», 2003 г.