Урок-игра "Путешествие по Древнему Египту"

Разделы: История и обществознание, Презентация к уроку


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Задача: обобщить знания учеников по теме «Древний Египет».

Цели игры:

  • Образовательные:
    • обобщение и систематизация ранее полученного материала, закрепление основных ведущих идей темы.
  • Развивающие:
    • развитие  коммуникативных навыков, умения излагать свою точку зрения;
    • развитие умения воспроизводить полученную информацию, выделять главное, ориентироваться в основных событиях истории Древнего Египта;
    • развитие умения сравнивать, сопоставлять, использовать информацию в новых    условиях, анализировать и делать выводы;
    • развивать навыки работы в  группе.
  • Воспитательные:
    • воспитание у учащихся уважения к истории, традициям, культуре народам Древнего Египта.

Оборудование:

  • настенная карта "Египет и Передняя Азия в древности";
  • раздаточный материал;
  • карточки-задания;
  • компьютер;
  • мультимедиапроектор.

ХОД ИГРЫ

Учитель  (обращаясь к ученикам): Здравствуйте, ребята. Садитесь.
На протяжении нескольких уроков мы с вами знакомились с историей Древнего Египта и благодаря этому вы узнали много нового и интересного. А сегодня перед нами стоит задача повторить, обобщить, закрепить и углубить ваши знания о Древнем Египте. Делать это мы с вами будем с помощью игры – путешествия по реке Нил.
Наше путешествие полно опасностей и преград. Нашими спутниками  в пути будут египетские боги. Но боги могут не только боготворить, но могут и сильно наказывать. Мы с вами постараемся задобрить их своими знаниями, а они их оценят.

Корабль наш может тронуться в путь только если вы правильно сделаете  вычисления. Нам нужно открыть цифры, чтобы узнать имя самого могущественного бога египтян.

7 х  5 = …      А
6 х … = 42    М
32 : … = 8     О
… х 4 = 24    Н
… : 3 = 7       Р
9 : 1 = …       А

1. Амон – Ра (Слайд 1) – бог солнца богославляет нас на добрый путь. Но куда нам двигаться? Где же моя шпаргалка? А, вот она.
(Читаю – текст с ошибками).  (Слайд 2) В Юго-Западной Африке простираются огромные пустыни. По этой земле несёт свои воды одна из самых больших рек в мире – Нил. По берегам реки растут кокосы, высокие сосны. Впадая в Чёрное море, река разделяется на несколько руковов, образующих огромный квадрат – дельту.
Вы согласны с этим текстом? Тогда найдите ошибки и быстренько исправьте их. (Работа в группах).

Задание:

– Расскажите и покажите на карте географическое расположение Древнего Египта.
Мы преодолели 5 порог и славные воды Нила несут нас к четвёртому порогу.
Древнегреческий историк Геродот называет Египет «даром Нила». Подумайте прав ли был Геродот? (Ответы учащихся)

2. Нас встречает бог реки Нил – бог Хапи. (Слайд 3)

Древние египтяне почитали реку Нил и сочиняли ему «Хвалебные песни».

Задание: головоломка «Строки в рисунках» (Приложение 1). Сложив первые буквы каждого изображения в слова вы прочтёте предложение из хвалебной песни египтян, адресованной Нилу. (Работа в группах)

Почва в долине Нила мягкая, жирная, поэтому главным занятием египтян было земледелие.
Смотрим карточку №10, отметьте цифрами очерёдность полевых работ и назовите число которое у вас получилось – 534126. Бог Хапи нас пропускает и наш корабль продолжает свой путь.

3. У третьего порога нас встречает бог Гор (Слайд 4) – покровитель земных фараонов. Он подаёт нам свиток из папируса. О, как он пострадал от времени. Ребята, вам предстоит восстановить выпавшие фрагменты текста.

Задание: Заполнить пропущенные места в предложениях. (Слайд 5)

Приблизительно … лет до н.э. образовалось единое Египетское государство.
Повелителя всего Египта стали называть … (работа в парах).
Давайте вспомним известные вам имена фараонов. (Ответы ребят). (Слайд 6)
1. Хеопс
2. Тутмос ІІІ
3. Тутанхамон
Кто из перечисленных фараонов совершил 17 завоевательных походов?
Используя карту атласа и задания на карточке (Приложение 2). Назовите страны, в которые совершил походы Тутмос ІІІ. (Индивидуальная работа учащихся).
Заслушиваем ответы.
– Ребята, смотрите, между камнями застрял узелок (развязываем, находим предметы). Кому могут принадлежать данные предметы?

Тростинка – писцу.
Жезл и плеть – фараону.
Серп – земледельцу
Дротик – воину
Скульптура ангелочка – жрецу.

Кто такие жрецы?
Кто такие писцы?

4. Писцы были самыми грамотными жителями Египта. Им покровительствовал бог мудрости Тот (Слайд7). Он нас встречает на втором пороге Нила.

Задание:  дополнить фразу. (Слайд 8)

Писцы зорко следили за ходом работы и на листах … делали записи. Знаки письма называются … Их насчитывалось около… (работа выполняется в парах).
Заслушиваем ответы.
Вот уже и виден первый порог, а там на Западном берегу Нила возвышаются  величественные пирамиды – гробницы фараонов. Назовите самую большую пирамиду в Египте. Когда и для кого она была построена?

5. Нас встречает фараон и судья царства мёртвых – бог Осирис (Слайд 9) и предлагает нам разгадать тайну пирамиды.
Ребята вместе отгадывают кроссворд (Слайд 10) в виде пирамиды (Приложение 3). После правильных ответов пирамида открывается – МОЛОДЦЫ!

Подведение итогов.

Литература  к  уроку:

  1. Бахтина О.И. Задания для самостоятельной работы по истории древнего мира. М.,1988.
  2. Боги и люди древнего мира. Краткий словарь. Сост. Федосеенко В.М.   М.,1994.
  3. Вигасин А.А. Годер Г.И. Свенцицкая И.С. История Древнего мира. Учебник для 5 класса.–М., «Просвещение», 2009.
  4. Камышанова З.А., Камышанов К.А. «300 вопросов и ответов по истории Древнего мира», Ярославль «Академия развития», 1998 г.
  5. Северина О.А. История Древнего мира. Поурочные планы. «Волгоград», 2003 г.
  6. Субботина М.А. и др. Игры и занимательные задания по истории. М., «Дрофа», 2003 г.