Дидактическая цель урока: создать условия для осознания правила вычитания чисел, возможности замены разности двух чисел суммой.
Цели по содержанию урока:
- Образовательная – способствовать осознанию того, что любое выражение, содержащее знаки «+» и «–», можно рассматривать как сумму.
- Развивающая – создать условия для формирования умения применять правило вычитания для нахождения значения выражения.
- Воспитательная – способствовать формированию адекватной самооценки учащихся и культуры межличностного общения на примере умения слушать, анализировать и оценивать ответы товарища и свои собственные.
Тип урока – изучение нового материала и первичного закрепления
Форма организации познавательной деятельности – фронтальная, парная, индивидуальная.
Методы – частично-поисковый, личностно-ориентированный.
Оборудование:
- компьютер
- наглядный материал
ХОД УРОКА
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1 | Организационный момент | Проверяет готовность к уроку | Проверяют своё рабочее место |
2 | Актуализация | Предлагает выполнить задания на повторение понятия «противоположные числа» и сложение рациональных чисел, проверить ответы по образцу | Выполняют задания в рабочем листе, проверяют решение в режиме СК и ВК, выставляют оценки в тетрадь |
3 | Целеполагание и мотивация | Предлагает уч-ся сформулировать цель урока | Формулируют цель урока |
4 | Первичное усвоение знаний | Объясняет новый материал в ходе беседы с уч-ся | Слушают учителя, отвечают на вопросы, делают записи в рабочем листе |
5 | Осознание и осмысление учебного материала | Работа с учащимися у доски по применению алгоритма | Работают в 2 режимах по выбору: вместе с учителем или самостоятельно «на обгон» |
6 | Первичное закрепление нового материала | Предлагает 1) выполнить задание в паре
«Найди пары» |
Выполняют задания учителя, оценивают
самостоятельную работу по заданным критериям Читают историческую рубрику учебника, выполняют устно фронтально задание Решают задачу у доски с комментированием. Выполняют задания самостоятельной работы, оценивают работу по заданным критериям |
7 | Рефлексия | Предлагает ответить на вопросы, подняв
руку: кто хорошо понял новый материал, не очень
хорошо понял новый материал… много непонятного в теме «Вычитание» |
Отвечают на вопрос учителя, поднимая руку |
8 | Информация о д/з | Предлагает разноуровневое д/з по результатам рефлексии | Записывают задание в дневнике |
9 | Подведение итогов урока | Предлагает выставить оценку за урок | Выставляют себе оценку, обсуждают её с товарищем |
Сценарий урока
I. Организационный момент
Да, путь познания не гладок,
И знаем мы со школьных лет:
Загадок больше чем отгадок,
И поискам предела нет!..
– И сегодня на уроке мы должны найти ответ ещё на одну математическую загадку, но об этом чуть позже, а пока повторим то, что нам пригодится для этого.Сегодня вы будете работать не в тетрадях, а в рабочих листах. [Приложение 1]
II. Актуализация
Нам необходимо сегодня хорошо уметь находить
противоположные числа. Давайте вспомним, какие
числа называются противоположными?
– Очень хорошо, сейчас заполните таблицу.
[Приложение 2. Слайд 1]
– Ручки положите, возьмите в руки карандаши.
Проверьте свои ответы, если ответ совпадает с
образцом, то обведите его в кружок. Посчитайте
количество кружков, поставьте оценку на поля
тетради в соответствии с критериями оценки.
Слайд 2
– Закройте глазки, поднимите руку, кто заработал «5»? Кто заработал «4»? Кто заработал «3»? Кто не справился с заданием? (Учащиеся поднимают руку, сообщая учителю свою оценку, с закрытыми глазами)
– Нам сегодня пригодится также умение складывать рациональные числа. Давайте повторим действие сложения.
Слайд 3
ВК: Поменяйтесь таблицами, проверьте ответ, верные ответы обводим в кружок. Выставляем оценку товарищу в рабочий лист.
– Закройте глазки, поднимите руку, кто заработал «5»? Кто заработал «4»? Кто заработал «3»? Кто не справился с заданием?
Слайд 4
Если учащиеся справились плохо, то проговорить решение нескольких примеров (ЗНАК, МОДУЛЬ).
III. Целеполагание и мотивация
– Да, вы хорошо умеете складывать любые числа, а хорошо было бы их научиться и … (вычитать)/ Итак, тема сегодняшнего урока – «Вычитание».
Слайд 5
– Какую бы цель поставили сегодня на урок? (Выслушать
несколько уч-ся).
– Правильно, цель: научиться вычитать числа на
множестве положительных и отрицательных чисел.
IV. Первичное усвоение знаний
Решите уравнение:
8 + х = 11
x = 11 – 8 = 3 (смысл вычитания): по сумме и одному
известному слагаемому найти второе слагаемое.
Нельзя ли к числу 11 прибавить такое
число, чтобы результат был равен 3?
x = 11 – 8 = 3 = 11 + (?)
Мы вычитание заменили сложением, для этого мы к уменьшаемому прибавили число, противоположное вычитаемому, результат при этом не изменился.
Вместе с классом:
– 25 – 16 = – 25 + (– 16) = – 41
3 – 10 = 3 + (– 10) = – 7
а – b = а + (– b)
– Постарайтесь по формуле сформулировать правило вычитания, я начну, а вы продолжите предложение
Слайд 6
– Давайте найдём это правило в учебнике
с.185,прочитаем его вслух.
Я даю вам 2 минуты времени, постарайтесь выучить
его, а затем рассказать соседу по парте.
Слайд 7
– К нам в гости пришла Мудрая Сова, она предлагает это правило в виде алгоритма, т.е. по шагам.
Слайд 8 – прочитать
V. Осознание и осмысление учебного материала
– А сейчас я предлагаю потренироваться в
применении этого алгоритма.
Кто понял, как вычитать числа и готов это делать
самостоятельно, поднимите руку. Вы сейчас будете
работать самостоятельно, после выполнения
задания поднимите руку, я подойду и проверю ваше
решение. Кто ещё не уверен, что готов к
самостоятельной работе, будем работать вместе у
доски (решаем с подробным комментированием по
алгоритму).
№1091 (а, б, в, к, л, н, о)
VI. Закрепление нового материала
– Проверим насколько хорошо вы научились заменять разность суммой.
Слайд 9
– Найдите пары по образцу
Проверка в режиме самоконтроль по слайду
Слайд 10
По заданным критериям 3-ю оценку заносят в рабочий лист.
– Закройте глазки, поднимите руку, кто
заработал «5»? Кто заработал «4»? Кто заработал
«3»? Кто не справился с заданием?
– С этим заданием вы справились, молодцы!
Историческая страничка
А сейчас давайте прочитаем рубрику из истории возникновения математики на странице 190 учебника и постараемся выполнить задание, которое там предложено. (Cумма двух положительных чисел положительна, сумма двух отрицательных чисел отрицательна)
Решение задачи
Умение складывать и вычитать положительные и отрицательные числа помогает решать различные задачи, и сейчас я предлагаю вам решить задачу.
Самостоятельная работа
– А сейчас каждый из вас должен пройти лабиринт и прочитать зашифрованное слово. Оно начинается с буквы М. чтобы найти следующую букву, нужно учесть, что результат каждого примера служит первым числом следующего примера.
Слайд 11
– Какое отношение это слово имеет к теме нашего
урока?
– Так какую же математическую загадку мы решили
на уроке? Давайте вернёмся к цели нашего урока.
Слайд 12
VII. Рефлексия
– Закройте глаза, кто считает, что хорошо понял
новый материал, поднимите руку.
– Кто считает, что не очень хорошо понял новый
материал…
– Кто считает, что много непонятного в теме
«Вычитание»…
VIII. Информация о домашнем задании
– Переверните ваш рабочий лист, вы получаете разноуровневое домашнее задание
Комментирование домашнего задания
Слайд 13
IX. Подведение итогов урока
– А сейчас каждый должен оценить свою
работу на уроке, посмотрите на промежуточные
оценки на полях тетради и выставьте общую оценку
за урок в правом нижнем квадрате.
Посмотрите в рабочий лист к своему соседу, как вы
считаете, объективно ли он поставил себе оценку,
может быть занизил и заслуживает более высокой?
Спросить нескольких человек.
– Спасибо за урок!