Урок математики по теме "Вычитание". 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6


Дидактическая цель урока: создать условия для осознания правила вычитания чисел, возможности замены разности двух чисел суммой.

Цели по содержанию урока:

  • Образовательная – способствовать осознанию  того, что любое выражение, содержащее знаки «+» и «–», можно рассматривать как сумму.
  • Развивающая – создать условия для формирования умения применять правило вычитания для нахождения значения выражения.
  • Воспитательная – способствовать формированию адекватной самооценки учащихся и культуры межличностного общения на примере умения слушать, анализировать и оценивать ответы товарища и свои собственные.

Тип урока – изучение нового материала и первичного закрепления

Форма организации познавательной деятельности  – фронтальная, парная, индивидуальная.

Методы – частично-поисковый, личностно-ориентированный.

Оборудование:

  • компьютер
  • наглядный материал

ХОД УРОКА

п/п Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика
1 Организационный момент Проверяет готовность к уроку Проверяют своё рабочее место
2 Актуализация Предлагает  выполнить задания  на повторение понятия «противоположные числа» и сложение рациональных чисел, проверить ответы  по образцу Выполняют задания в рабочем листе,  проверяют решение в режиме СК и ВК, выставляют оценки в тетрадь
3 Целеполагание и мотивация Предлагает уч-ся сформулировать цель урока Формулируют цель урока
4 Первичное усвоение знаний Объясняет новый  материал в ходе беседы с уч-ся Слушают учителя, отвечают на вопросы, делают записи в рабочем листе
5 Осознание и осмысление учебного материала Работа с учащимися у доски по применению алгоритма Работают в 2 режимах по выбору: вместе с учителем или самостоятельно «на обгон»
6 Первичное закрепление нового материала Предлагает

1) выполнить задание в паре «Найди пары»
2) прочитать историческую справку в учебнике и выполнить задание
3) предлагает решить задачу на слайде
4) самостоятельно пройти через лабиринт
5) оценить работу по заданным критериям

Выполняют задания учителя, оценивают самостоятельную работу по заданным критериям
Читают историческую рубрику учебника, выполняют устно фронтально задание
Решают задачу у доски с комментированием.
Выполняют задания  самостоятельной работы, оценивают работу по заданным критериям
7 Рефлексия Предлагает ответить на вопросы, подняв руку: кто хорошо понял новый материал, не очень хорошо понял новый материал…
много непонятного в теме «Вычитание»
Отвечают на вопрос учителя, поднимая руку
8 Информация о д/з Предлагает разноуровневое д/з по результатам рефлексии Записывают задание в дневнике
9 Подведение итогов урока Предлагает выставить оценку за урок Выставляют себе оценку, обсуждают её с товарищем

Сценарий урока

I. Организационный момент

Да, путь познания не гладок,
И знаем мы со школьных лет:
Загадок больше чем отгадок,
И поискам предела нет!..

– И сегодня на уроке мы должны найти ответ ещё на одну математическую загадку, но об этом чуть позже, а пока повторим то, что нам пригодится для этого.Сегодня вы будете работать не в тетрадях, а в рабочих листах. [Приложение 1]

II. Актуализация

Нам необходимо сегодня хорошо уметь находить противоположные числа. Давайте вспомним, какие числа называются противоположными?
– Очень хорошо, сейчас заполните таблицу.

[Приложение 2. Слайд 1]

– Ручки положите, возьмите в руки карандаши. Проверьте свои ответы, если ответ совпадает с образцом, то обведите его в кружок. Посчитайте количество кружков, поставьте оценку на поля тетради в соответствии с критериями оценки.
Слайд 2

– Закройте глазки, поднимите руку, кто заработал «5»? Кто заработал «4»? Кто заработал «3»? Кто не справился с заданием? (Учащиеся поднимают руку, сообщая учителю свою оценку, с закрытыми глазами)

– Нам сегодня пригодится также умение складывать рациональные числа. Давайте повторим действие сложения.

Слайд 3

ВК: Поменяйтесь таблицами, проверьте ответ, верные ответы обводим в кружок. Выставляем оценку товарищу в рабочий лист.

– Закройте глазки, поднимите руку, кто заработал «5»? Кто заработал «4»? Кто заработал «3»? Кто не справился с заданием?

Слайд 4

Если учащиеся справились плохо, то проговорить решение нескольких примеров (ЗНАК,  МОДУЛЬ).

III. Целеполагание и мотивация

– Да, вы хорошо умеете складывать любые числа, а хорошо было бы их научиться и … (вычитать)/ Итак, тема сегодняшнего урока – «Вычитание».

Слайд 5

– Какую бы цель поставили сегодня на урок? (Выслушать несколько уч-ся).
– Правильно, цель: научиться вычитать числа на множестве положительных и отрицательных чисел.

IV. Первичное усвоение знаний

Решите уравнение:

8 + х = 11
x = 11 – 8 = 3 (смысл вычитания): по сумме и одному известному слагаемому найти второе слагаемое.
Нельзя ли к числу 11 прибавить такое число, чтобы результат был равен 3?
x = 11 – 8 = 3 = 11 + (?)

Мы вычитание заменили сложением, для этого мы к уменьшаемому прибавили число, противоположное вычитаемому, результат при этом не изменился.

Вместе с классом:

– 25 – 16 = – 25 + (– 16) = – 41
3 – 10 = 3 + (– 10) = – 7
а – b = а + (– b)

– Постарайтесь по формуле сформулировать правило вычитания, я начну, а вы продолжите предложение

Слайд 6

– Давайте найдём это правило в учебнике с.185,прочитаем его вслух.
Я даю вам 2 минуты времени, постарайтесь выучить его, а затем рассказать соседу по парте.

Слайд 7

– К нам в гости пришла Мудрая Сова, она предлагает это правило в виде алгоритма, т.е. по шагам.

Слайд 8 – прочитать

V. Осознание и осмысление учебного материала

– А сейчас я предлагаю потренироваться в применении этого алгоритма.
Кто понял, как вычитать числа и готов это делать самостоятельно, поднимите руку. Вы сейчас будете работать самостоятельно, после выполнения задания поднимите руку, я подойду и проверю ваше решение. Кто ещё не уверен, что готов к самостоятельной работе, будем работать вместе у доски (решаем с подробным комментированием по алгоритму).
№1091 (а, б, в, к, л, н, о)

VI. Закрепление нового материала

– Проверим насколько хорошо вы научились заменять разность суммой.

Слайд 9

– Найдите пары по образцу

Проверка в режиме самоконтроль по слайду

Слайд 10

По заданным критериям 3-ю оценку заносят в рабочий лист.

– Закройте глазки, поднимите руку, кто заработал «5»? Кто заработал «4»? Кто заработал «3»? Кто не справился с заданием?
– С этим заданием вы справились, молодцы!

Историческая страничка

А сейчас давайте прочитаем рубрику из истории возникновения математики на странице 190 учебника и постараемся выполнить задание, которое там предложено. (Cумма двух положительных чисел положительна, сумма двух отрицательных чисел отрицательна)

Решение задачи

Умение складывать и вычитать положительные и отрицательные числа помогает решать различные задачи, и сейчас я предлагаю вам решить задачу.

Самостоятельная работа

– А сейчас каждый из вас должен пройти лабиринт и прочитать зашифрованное слово. Оно начинается с буквы М. чтобы найти следующую букву, нужно учесть, что результат каждого примера служит первым числом следующего примера.

Слайд 11

– Какое отношение это слово имеет к теме нашего урока?
– Так какую же математическую загадку мы решили на уроке? Давайте вернёмся к цели нашего урока.

Слайд 12

VII. Рефлексия

– Закройте глаза, кто считает, что хорошо понял новый материал, поднимите руку.
– Кто считает, что не очень хорошо понял новый материал…
– Кто считает, что много непонятного в теме «Вычитание»…

VIII. Информация о домашнем задании

– Переверните ваш рабочий лист, вы получаете разноуровневое домашнее задание

Комментирование домашнего задания

Слайд 13

IX. Подведение итогов урока

– А сейчас каждый должен  оценить свою работу на уроке, посмотрите на промежуточные оценки на полях тетради и выставьте общую оценку за урок в правом нижнем квадрате.
Посмотрите в рабочий лист к своему соседу, как вы считаете, объективно ли он поставил себе оценку, может быть занизил и заслуживает более высокой?

Спросить нескольких человек.

– Спасибо за урок!