Дидактическая цель:
- актуализовать знания учащихся по истории России начала 17 века;
- изучить основные события, социально-экономические и политические причины Смутного времени;
- показать, что слабая государственная власть в России в сочетании с забвением интересов народов правящими сословиями чревата катастрофическими последствиями.
Образовательные:
- расширить представления учащихся о внутреннем положении России в период Смутного времени;
- подчеркнуть, что ухудшение жизни народа, смерть Ивана Грозного привела к борьбе за престол;
- закрепить понятия «Смутного времени».
Коррекционно-развивающие:
- продолжать развивать умения анализировать исторические факты
- описывать исторические события.
Воспитательные цели:
- продолжать воспитание интереса и уважения к отечественной истории.
- продолжить воспитание коммуникативных качеств личности.
- воспитывать критическое, самостоятельное мышление и оценку изучаемых событий.
Основные знания:
- Смутное время – борьба за власть в начале XVII века.
Основные термины и понятия:
- Смутное время, самозванцы.
Оборудование и материалы: Презентация, карточки с заданиями, репродукция картины художника С.В.Иванова « Смутное время», видеофильм « Москва. Страницы истории XII-XIX вв. Смутное время».
Тип урока: сообщение новых знаний.
.Этапы урока:
- Организационный момент.
- Изучение нового материала.
- Работа в группах.
- Представление учащимся результатов работы.
- Заключительный этап урока. Подведение итогов.
Ход урока
Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
Вводное слово учителя. (Слайд № 1)
После смерти царя Фёдора и наследника Дмитрия царский род Рюриковичей прекратился. Ирина, жена Фёдора, отказалась от царского престола в пользу своего старшего брата и ушла в монастырь. Царём стал Борис Годунов, брат Ирины. Бояре, недовольные избранием Бориса, поддерживали слухи о нём и использовали их в своей борьбе за власть.
Сообщение темы урока и запись в рабочих тетрадях.
Словарная работа над понятием: Смутное время.
Смутное время – борьба за царский престол членами боярских группировок.
Учитель: Цель нашего урока изучение ярких выдающихся личностей Смутного времени. Сегодня, на уроке, мы рассмотрим их вклад в историю, дадим характеристику через изобразительное искусство.
Смутное время охватывает годы с 1598 по январь 1613 гг.
Одним из ярких выдающихся деятелей Смутного времени был Борис Годунов (демонстрация слайда № 2). Характеристика Б. Годунова. Работа по учебнику на странице 71. Запись в тетрадях: 1598 -1605г правление Бориса Годунова.
Неурожайные годы породили слухи о незаконности власти Бориса Годунова.
Учитель: историк В.В. Кобрин так описал эти события: «Голод погубил Бориса Годунова. В массовом сознании возникло представление, что Годунов не являлся “природным” а значит законным царем». А. С. Пушкин о Борисе Годунове писал:
“Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу,
Своих царей великих поминают
За их труды, за славу, за добро
А за грехи за темные деянья.
Спасителя смерено умоляют”.
Учитель: как вы поняли слова А.С.Пушкина? (Ученики высказывают своё видение и понимание прочитанного стихотворения).
Учитель: тяжёлое положение народа показал поэт Д. Кедрин. О событиях кануна смуты он писал:
«В Москве был голод этим летом,
К зиме сожрали всех котят.
Болтали, что перед рассветом
Гробы по воздуху летят,
Что вдруг откуда-то лисицы
Понабежали в погреба,
Что в эту ночь на Вражек Ситцев
Падут три огненных столба.
Недавно в Угличе Дмитрий
Средь бела дня зарезан был,
Но от народа Шуйский хитрый
Об этом деле правду скрыл,
Сказав: “Зело прискорбный случай!
На все господня воля. Что ж
Поделаешь, когда в падучей
Наткнулось дитятко на нож?”
Но все же очевидцы были,
И на базарах с их них слов
Сидельцы бабам говорили,
Что промахнулся Годунов.
И Годунову прямо в спину
Шёл слух, как ветер по траве,
Что он убил попова сына,
А Дмитрий прячется в Литве”.
Учитель: какое событие произошло с Дмитрием в Угличе? (Углическая трагедия в1591г. Во время игры с ребятами, случился приступ у Дмитрия. Он упал на ножичек и умер).
- Объясните, о ком идет речь в предсказании: “… А Дмитрий прячется в Литве”?
Просмотр видеофильма «Москва. Смутное время».
На картине С.Н. Присекина перед нами предстанет в полный рост Борис в царской одежде: шуба, бобровый воротник-ожерелье, на голове шапка Мономаха. В руках символы государственной власти: скипетр и украшенная драгоценными камнями держава. Обратите внимание на лицо царя. На нём отпечатались события, происходящие в государстве. Внешне суровое строгое лицо скрывает внутренние проблемы. Его глаза направлены к зрителю с пронзительным взглядом, как-будто стремился разгадать ваши мысли. На картине Ильи Глазунова Борис Годунов также всматривается в вашу душу, пытаясь разгадать ваши стремления и намерения.
Учитель: образ Бориса Годунова сложен и противоречив. Он не только преступный царь, но и любящий отец. Чтение из дополнительного материала.
- Что вы запомнили из деятельности Бориса Годунова?
- Что он сделал для народа?
-Власть Б. Годунова была слабой. Слабость власти покоилась на позиции боярства, которые вели политические игры и воспользовались затруднительной ситуацией Б. Годунова. Голод, расправа с боярской аппозицией, восстание хлопка и даже частичное разрешение перехода крестьян, и раздача хлеба не спасли ситуацию.
Музыкальная физминутка.
Учитель: Смутное время названо историками также эпохой самозванцев. Даётся определение понятию самозванец (стр.77). Показ слайдов №3, 4,5.
Учитель: (демонстрируются портреты Лжедмитрия и Марины Мнишек). Личности Лжедмитрия и Марии Мнишек оставили в людской памяти в основном негативные впечатления. Портреты с их изображением можно встретить в старших гравюрах. Гравюрой называется вид графического искусства, в котором изображение получается в виде оттиска на бумаге с печатной формы – доски из металла, дерева или линолеума. Обратите внимание, на то, что Марина Мнишек изображена в одежде позднего средневековья, а Лжедмитрий в одежде польских шляхтичей. Правление его 1605-1606г записывается в тетрадь.
- Что было сделано для народа Лжедмитрием I?
Вывод: (слайд) пытался проводить постоянную политику.
- Освободил от зависимости ряд категорий крестьян и холопов.
- Жаловал земли и деньги служилым людям и польским наёмников.
- Возврат из ссылки Бояр Романовых.
- Женился на Марине Мнишек.
Это привело к напряжённым отношениям с жителями Москвы, московским боярством и Польшей. Убит Лжедмитрий I 17 мая 1606 года.
Правление перешло к Василию Шуйскому с 1606-1610гг. (Несчастный). Демонстрируется на слайдах № 6 портрет царя. Даётся характеристика его правления по учебнику на странице 76.
- Кто стал царём после смерти Б.Годунова?
Работа с историческим документом «Иван Болотников» ( стр.77-78). Запись в тетрадях: 1606-1607г Крестьянская война под руководством И.И. Болотникова.
- Кто собрал и возглавил армию против В.Шуйского?
- Почему И.Болотникову удалось собрать огромную армию?
- Чем закончилось восстание Болотникова?
Слайд № 7. В 1608г объявился новый Лжедмитрий II, вошедший в историю под названием «Тушинский вор». Обосновавшегося в городе Тушино. Работа с текстом по учебнику. Запись в тетрадях правление Лжедмитрия II 1608-1609г.
На доске учитель показывает хронологическую последовательность событий Смутного времени.
- Царствование Б.Годунова
- Царствование Лжедмитрия I
- Царствование В.Шуйского
- Восстание И. Болотникова
- Царствование Лжедмитрия II
Под каким названием это время вошло в историю России? (Смутное время)
Первичное закрепление.
- Кто занял царский престол после смерти Ивана Грозного?
- Какое время в истории России называют Смутным?
- Кого можно назвать предателем русского народа?
- Какая опасность нависла над Россией в начале XVII века?
Подведение итогов урока. Комментарии, объявление оценок.
Домашнее задание: тема №14, вопросы 1-3 ответить устно. Подготовить реферат « И.Сусанин».