Элективный курс "Трудоустройство за рубежом". 9-й класс

Разделы: Иностранные языки

Класс: 9


Данная программа является авторской. Элективный курс "Трудоустройство за рубежом" имеет практико-ориентированное значение. Он формирует навыки делового устного и письменного общения как на русском так и на английском языках, ИКТ-активность, воспитывает толерантность, а также способствует социальной адаптации учащихся, оказывая существенную помощь в профориентации, дает ясную перспективу трудоустройства и помогает совершенствовать языковые компетенции.

Содержание и организационно-методические основы предпрофильной подготовки

Понятие “предпрофилъная подготовка” является новым для педагогической науки и практики. Как известно, в соответствии с Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования, одобренной Минобразованием РФ и Российской академией образования, в 10-х классах вводится профильное обучение. Очевидно, что основная школа должна активно включиться в этот процесс: необходимо проведение системной подготовительной работы в конце обучения в основной школе. В Концепции профильного обучения отмечается, что “реализация идеи профилизации обучения на старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности”. [1]

Важность подготовки к этому ответственному выбору – профиля обучения, а в перспективе и будущей профессии – определяет серьезное значение предпрофильной подготовки в основной школе.

На сегодняшний день можно сказать, что предпрофильная подготовка – это система педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, содействующая самоопределению учащихся старших классов основной школы относительно избираемых ими профилирующих направлений будущего обучения и широкой сферы последующей профессиональной деятельности (в том числе в отношении выбора профиля и конкретного места обучения на старшей ступени школы или иных путей продолжения образования). Практически всеми ныне признается, что предпрофильная подготовка необходима для рациональной и успешной реализации системы профильного обучения в старшей школе.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 1756-р [1] об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания “системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда... отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования” (Концепция профильного обучения, 2002). Поэтому важной задачей, которая должна решаться в период обучения в 8–9-м классах, становится предпрофильная подготовка, позволяющая учащемуся осознанно выбрать профиль обучения, то есть, по сути, совершить первичное профессиональное самоопределение. От этого выбора в немалой степени зависят и успешность обучения в старших классах, и подготовка учащихся к следующей ступени образования, а в целом и к будущей профессиональной деятельности. Чем точнее будет сделан выбор, тем меньше разочарований и трудностей ждет молодого человека и тем больше вероятность, что общество в будущем получит хорошего профессионала.

Учащиеся, оканчивающие 9-й класс, должны быть готовы не только к профильному обучению, но и к дальнейшему жизненному, профессиональному и социальному самоопределению.

Особой проблемой для педагогов становится подготовка учащихся к осознанному выбору профиля обучения в процессе всего обучения в основной школе.

В 2003/2004 учебном году под патронатом Минобразования РФ проводился эксперимент по предпрофильной подготовке учащихся 9-х классов. Такая работа рассматривается как комплексная подготовка девятиклассников к жизненно важному выбору. Уже в 9-м классе учащийся должен получить информацию о возможных путях продолжения образования, оценить свои силы и принять ответственное решение. Если раньше выпускник основной школы совершал выбор между обучением в 10-м классе в своей школе и системой профессионального образования, то теперь по окончании основной школы нормой становится переход из школы в школу. Готовность к “академической мобильности” у выпускников должна значительно повыситься. Предполагается, что и их “социальная мобильность” в эксперименте не останется без внимания.

Можно также сказать, что предпрофильная подготовка учащихся – это условное название планируемого комплекса учебных программ и мероприятий, призванных помочь ученикам 9-х классов приблизительно определить преимущественную направленность их дальнейшей учебы в старшей школе. Если профильная школа характеризуется диверсификацией учебных планов, разнообразием “образовательных траекторий”, то предпрофильная подготовка, по существу, предлагает лишь специальные курсы по 18–20 часов (по выбору учащихся). Эти предпрофильные курсы выросли из давно забытых факультативных, которые помогали школьникам углубить или расширить знания по тем или иным предметам.

Как подчеркивается в Концепции, основная функция курсов по выбору – профориентационная. В этой связи число таких курсов должно быть значительным. Они должны носить краткосрочный и чередующийся характер, являться своего рода учебными модулями. Курсы по выбору необходимо вводить постепенно. Единовременное введение целого спектра разнообразных курсов по выбору может поставить ученика (и его семью) перед трудноразрешимой задачей. Необходима целенаправленная, опережающая работа по освоению учеником самого механизма принятия решения, освоения “поля возможностей и ответственности” (Концепция профильного обучения, 2002).

Предполагается, что школьники могут ошибиться в выборе, но эта ошибка легко исправима, ибо поможет им более точно выбрать профиль в старшей школе. Таким образом, в профильном обучении изменяется весь учебный план, а в предпрофильной подготовке к стандартному, базовому учебному плану добавляется небольшое количество экспериментальных курсов.

Исходя из анализа действующих учебных планов и минимально необходимых объемов предпрофильной подготовки, базовый минимальный объем предпрофильной подготовки следует определить примерно в 100 часов (если считать в среднем по 3 учебных часа в неделю на 34 учебных недели в году).

Из имеющихся в базовом варианте 100 часов предполагается большую часть времени – ориентировочно 2 часа в неделю – отводить на специально организованные краткосрочные (от месяца до полугодия) курсы по выбору. Содержание и форма организации этих курсов будут ориентированы не только на расширение знаний ученика по тому или иному предмету (образовательной области), но прежде всего на организацию занятий, способствующих самоопределению ученика относительно профиля обучения в старшей школе.

Обозначим некоторые аспекты возможного развития предпрофильной подготовки.

Все более актуальной видится проблема сетевой организации профильного обучения и, соответственно, учет этого при организации предпрофильной подготовки. Следующие обстоятельства играют здесь важную роль.

Предпрофильная подготовка – это подготовка и ориентация не только в отношении выбора “профиля вообще”, но в отношении конкретного места и формы продолжения образования. Так сказать, чтобы ориентировать в каждом городе или районе на профильные классы и школы, нужно их иметь. В условиях все более широкого развертывания профильных форм старшей школы необходимой становится работа по проектированию всей сети учреждений старшего звена на каждой территории. Упрощенно говоря, нам придется ориентировать детей не на статичную совокупность профильных школ и классов, а на сеть, которая сама в этом процессе динамично будет меняться.

Здесь очень важно, что, согласно Концепции, решение о введении профильного обучения в той или иной школе принимает учредитель (по представлению администрации школы, согласованному с органом ее самоуправления). Тем самым учредитель должен будет принимать то или иное решение в отношении конкретной школы, руководствуясь не только собственно ее характеристиками (кадровое обеспечение и материальная база в первую очередь), но и своим видением, своим реальным проектом развертывания сети профильного обучения на подведомственной территории в целом.

Здесь следует напомнить принципиальное суждение В.А. Болотова, а именно, что “те или иные компоненты собственного образования старшеклассник может получить не только в своей школе, но и в иной школе, в соседнем техникуме, в заочной физико-математической школе, в учреждении дополнительного образования, а также дистанционно. Образование старшеклассника тем самым отрывается от отдельного учреждения и распределяется по нескольким. Оно по-прежнему осуществляется в образовательной системе, но отдельная школа “монополию на ученика” при этом уже утрачивает”.

Имеются и иные серьезные идеи относительно развития обсуждаемой модели предпрофильной подготовки. Так, на Федеральном координационном совете по общему образованию (17 июня 2003 г.) многие члены совета говорили о необходимости более раннего начала предпрофильной подготовки – с 8-го или даже с 7-го класса. Но это – в перспективе. Сейчас важно провести первый цикл эксперимента и получить содержательные обобщения и надежную основу для развития работ в данном направлении и для предстоящего массового начала предпрофильной подготовки в школах страны.

Основные направления воспитательной работы с учащимися по выбору профиля обучения

Важнейшая задача школы – формирование полноценных граждан своей страны, а решение этой задачи во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию они изберут и где будут работать. Оптимистичная перспектива жизни (и прежде всего, реальная и привлекательная профессиональная перспектива) уберегает многих подростков от необдуманных шагов, способствует позитивному целостному становлению личности учащихся.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года так определяет социальные требования к системе российского образования: “Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны”.

Старшим подросткам (учащимся 9-х классов) необходимо совершить первичное профессиональное самоопределение (быть готовыми к выбору профиля обучения в 10-м классе, а также вида и уровня продолжения образования после окончания основной школы). Выбор профиля обучения предопределяет профессиональный выбор учащихся. Но технология выбора профиля обучения в настоящее время отсутствует. Учащиеся совершают его часто интуитивно, под влиянием случайных факторов. Поэтому разработчики системы профильного обучения обоснованно подчеркивают, что учащихся необходимо заранее готовить к осознанному выбору профиля обучения, сообразуясь с их возрастными особенностями. Особую актуальность такая подготовка приобретает в 9-х классах.

Если же учащиеся после 9-го класса не продолжают обучение в средней школе, то они вынуждены совершить свой первый профессиональный выбор: пойти учиться в учебное заведение среднего или начального профессионального образования, на краткосрочные профессиональные курсы и др.

Необходимость профессионального выбора в этом возрасте обусловлена также и внутренними причинами – глубоко личной потребностью каждого молодого человека найти себя в социуме, получить образование, интересную профессию, обеспечивающую достойное существование, прожить счастливую жизнь.

Таким образом, учащимся 9-х классов в любом случае необходимо быть готовыми к профессиональному самоопределению.

Но подросток этого возраста, как правило, еще не обладает достаточной личностной зрелостью для совершения выбора, имеющего решающее значение для всей его дальнейшей судьбы: не сформированы важнейшие личностные качества, плохо осознаются мотивы выбора, нет гражданской и нравственной платформы для профессионального самоопределения.

О неблагополучии в системе профессиональной ориентации учащейся молодежи говорит такой факт (его приводит в своей статье академик РАО А.М. Новиков){2}: общеобразовательная школа с 1-го по 11-й класс “теряет по дороге” 4,7 млн человек. Из них примерно 700 тысяч поступают в учреждения начального профессионального образования, 800 тысяч – среднего профессионального, но более 3 млн человек уходят из школы “в никуда”, становясь люмпенами, маргиналами, пополняя ряды преступников, наркоманов и т.п.

Для эффективного личностного становления учащимся 9-х классов необходима психолого-педагогическая помощь. Предпрофильная подготовка и помощь старшим подросткам в профессиональном самоопределении дает возможность молодым людям преодолеть многие кризисы возрастного развития и эффективно формирует личность.

Для воспитания старших подростков наиболее актуальными являются следующие направления психолого-педагогической работы:

  • предоставление информации об особенностях выбора профиля обучения в старшей школе, а также обо всех возможных путях продолжения своего образования и обучения выбранной профессии после окончания основной школы;
  • подготовка учащихся к составлению первичного профессионального плана (старта);
  • формирование оптимистического отношения к своему профессиональному будущему;
  • воспитание уважительного отношения к разным видам профессионального труда как социально равноценным;
  • позитивное влияние на целостное становление личности учащихся, а именно на формирование таких качеств и умений, как способность к самопознанию и самоизменению, независимость, доверие к себе, умение делать выбор и нести за него ответственность, целенаправленность, самокритичность, компетентность, коммуникабельность, самостоятельность, эмоциональная (поведенческая) гибкость, мобильность, сила воли;
  • предоставление учащимся возможностей для глубокого самопознания своего темперамента, интересов, способностей, склонностей, типа мышления, потребностей, ценностных ориентаций и т.п.;
  • превращение учащихся в субъектов, заинтересованных в саморазвитии и способных к нему, активизация поисков собственного пути к освоению профессии;
  • развитие самосознания, повышение самооценки и уровня притязаний;
  • усвоение старшими подростками важнейших социальных ценностей (гражданских и нравственных);
  • формирование комплекса мотивов выбора профессии, где оптимально сочетались бы: самореализация и самоутверждение, желание принести пользу семье и близким людям (обществу), заработать на жизнь (удовлетворение материальных потребностей) и др.;
  • усвоение учащимися глубоких и всесторонних знаний по проблеме выбора профессии: о мире профессий, о самом себе и о потребностях в кадрах в своем регионе, основных перспективах его развития.

Следовательно, психолого-педагогическая работа, нацеленная на помощь старшим подросткам в профессиональном самоопределении, становится главным механизмом становления их личности в целом, а также помогает удовлетворить актуальные потребности, возникновение которых обусловлено возрастным развитием подростков.

Становление личности старших подростков в процессе профессионального самоопределения происходит эффективно, если:

  • профессиональное самоопределение рассматривается и как механизм развития личности, и как результат этого развития;
  • в полной мере учитываются актуальные возрастные (и психологические, и социальные) потребности старших подростков, а также противоречия, возникающие при их реализации;
  • психолого-педагогическая работа по профессиональному самоопределению старших подростков строится на основе личностного подхода: учащийся становится активным субъектом процесса профессионального самоопределения, самостоятельно принимающим важные жизненные решения (выбор профиля обучения, образования, профессии);
  • предметом психолого-педагогического воздействия является целостное становление личности, которое содержательно разбивается на следующие взаимосвязанные компоненты: ценностно-нравственный, мотивационно-волевой, личностно-развивающий, когнитивный, эмоциональный;
  • достигается согласованность действий всех субъектов профориентации, а также их ориентированность на интериоризацию старшими подростками гражданских и нравственных ценностей общества, результатом которой выступает сформированность ценностных ориентаций как смыслообразующего компонента в структуре профессионального самоопределения;
  • используется обновленная педагогическая технология становления личности старших подростков в процессе профессионального самоопределения;
  • с учащимися 9-х классов проводятся систематические занятия по модернизированной программе учебного курса по профессиональному самоопределению, основная цель которого – формирование у учащихся личностной готовности к первичному профессиональному самоопределению, а именно к выбору профиля обучения в старшей школе, а также к выбору вида и уровня образования после окончания основной школы. [1]

Элективный курс "Трудоустройство за рубежом" и технологии обучающей деятельности в предпрофильной подготовке школьников

Ребята применяют различные стратегии всех видов речевой деятельности в зависимости от поставленных коммуникативных задач. Они совершенствуют навык употребления лексико-грамматического материала в коммуникативно-ориентированном контексте. Тренировка в формате теста способствует развитию общеучебных целей. При обучении говорению используются опоры лексические и грамматические. При обучении письму используется учет родного языка и оказывается помощь в подготовке письменного домашнего задания.

В результате осуществления оптимального подбора технологи, методов и приемов обучения, учащиеся овладевают способами познавательной деятельности, имеют возможность выбирать и использовать предложенные учительницей не один план урока, а его разнообразные модули, когда дети могут сами поставить цели урока, систематизировать и исследовать информацию, использовать систему оценки и предоставить образовательный продукт.

В результате учащиеся умеют вести беседу в стандартных ситуациях общения в социуме и в информационном пространстве.

Элективный курс "Трудоустройство за рубежом" и его место в предпрофильной подготовке школьников

Актуальность курса продиктована экономической ситуацией в нашей стране и необходимостью развивать интеллектуальный потенциал молодежи и расширять спектр их практических навыков. Элективный курс "Трудоустройство за рубежом" предназначен для учащихся старшего школьного возраста 9-10 классов, а также для студентов 1 и 2 курса ВУЗов, так как именно после второго курса открывается рабочая виза. Разделы курса могут быть использованы интегрировано с курсом информатики в качестве подготовки к овладению навыками пользования электронной почтой, для составления портфолио, общения в сети интернет и других видов ИКТ-активности. Таким образом, реализуется такая функция элективного курса, как поддержка изучения смежных дисциплин на продвинутом уровне, наряду с практическим применением знаний умений и навыков английского языка.

Целями и задачами курса являются:

1) восстановление утраченных школой связей с общественностью, имеющих практико-ориентированное значение и подготовка к самостоятельному решению жизненных задач на основе полученных знаний о целеполагании;
2) ознакомление со специальной профессональной лексикой;
3) закрепление лексико-грамматических навыков; формирование навыков делового устного и письменного общения, коммуникативной компетентности, ИКТ – активности;
4) воспитание толерантности;
5) создание условий для социальной адаптации учащихся в условиях приобретения опыта работы;
6) оказывая существенную помощь в профориентации, дать ясную перспективу трудоустройства;
7) оценить продукты деятельности учащихся по рейтинговой системе:
правильно заполненным документам для выезда за границу, рекламным буклетам, резюме, эссе “Selfbrending – я как торговая марка”, визитным карточкам, рекомендательным письмам, портфолио документов курса, входным контрольным работам,oформленные согласно современным требованиям объявления в газету, участие в конкурсе на замещение вакантной должности; учебно-исследовательским проектам: “Уехать или остаться?”, “Таланты и навыки – часть пиара”, “Религиозные особенности и традиции зарубежных стран”, “Не только работа, но и привлекательный отдых”, “Мой личный опыт в трудоустройстве”;
8) создать серьезный блок ученых исследований для формирования активной жизненной и гражданской позиции старшеклассников на примерах проектов “Моя визитная карточка” “Моя легенда”, “Лидерский бренд”, ”Кадровое агенство”, “Выбор профессии”;
9) провести экскурсии в фирмы “Бизнес класс” и “Гарант Сервис” в рамках сотрудничества с туристическими компаниями и образовательными центрами, а также с “Бюро занятости г. Владивостока” для приобретения учащимися практических навыков работы социализации;
10) учить оценивать уровень языковой компетентности для прфориентации.

Метапредметные результаты:

  • способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
  • способность к сотрудничеству и коммуникации;
  • способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
  • способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
  • способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта. [ФГОС]

Продукты образовательной деятельности учащихся элективного курса "Трудоустройство за рубежом" : резюме и анкеты туристической компании сочинения публицистического стиля – эссе “Я как торговая марка”, визитные карточки, рекомендательные письма , портфолио документов курса, входные контрольные работы, учебно-исследовательские проекты: “Уехать или остаться?”…, отчеты об экскурсиях в фирму “Бизнес-класс” и “Гарант-Сервис” в рамках сотрудничества с туристическими компаниями и образовательными центрами, правильно оформленные объявления в газету, презентации , рекламные буклеты. Участники курса должны знать психологию целеполагания , этикет делового разговора , владеть иностранным языком, уметь оценивать свои способности , умения и навыки для профориентации, а также трудоустроиться летом для практики.

Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3

Литература:

  1. Распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., на старшей ступени общеобразовательной школы.
  2. Статья академика РАО А.М. Новикова.
  3. ФГОС.
  4. Концепция профильного обучения,2002. Минобразования РФ.