«В языке нашем можно найти лучшие качества других языков мира: великолепие испанского и живость французского, крепость немецкого и нежность итальянского».
М.В. Ломоносов
Цели:
- повторить и закрепить ранее изученные словарные слова;
- отработать умение определять правильность произношения и написания словарных слов;
- развивать монологическую речь учащихся, познавательный интерес;
- познакомить с творчеством В.И.Даля;
- прививать чувство любви и бережного отношения к природе;
- воспитывать чувство коллективизма, любви к русскому языку.
Оборудование: Презентация, компьютер, мультимедийный проектор, набор карточек с цифрами 1-3 и буквами О – А, корзинки с разрезными словами.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Учитель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы отправляемся в путешествие – В страну словарных слов. Слайд 1. Но отправляемся мы в путешествие не одни, вместе с нами поплывёт Незнайка. Дедушка Всевед попросил взять его с собой. Незнайка очень хочет, чтобы мы помогли ему попасть на остров, а по пути узнать, как можно больше словарных слов и научиться правильно их писать. Возьмём с собой Незнайку?
– Путешествие наше посвящено памяти великого русского писателя, этнографа, лингвиста – Владимира Ивановича Даля. Слайд 2.
– В.И.Даль является составителем «Толкового словаря живого великорусского языка» (в 4 томах; составлялся более 50 лет; содержал около 200 000 слов) и многих других книг. В этом году 22 ноября отмечается 210 годовщина со дня его рождения. Слайд 3.
II. Подготовка к путешествию.
Учитель: Ребята, вы готовы к путешествию?
– Только что незнайка шепнул мне на ушко, что он боится замёрзнуть в пути. Давайте поможем ему одеться теплее. Но что, же ему одеть? Давай – те подскажем ему.
Игра «Доскажи словечко»
- Ты надел совсем не то:
Нужна не шуба, а … (пальто)
– Правильное ли пальто надел Незнайка или нет? Кто поможет Незнайке? Слайд 4
- Сапожник! Сапожник! Скорей помоги!
Совсем прохудились мои… (сапоги)
– Кто поможет Незнайке одеть сапоги? Слайд 5.
III. Знакомство с картой путешествия.
Слайд 6.
– Чтобы не заблудиться в пути Дед Всевед подарил нам карту, которая и поможет нам попасть в Страну Словарных слов.
– Давайте внимательно рассмотрим карту! Мы поплывём через остров «Птичий», «Зверей – друзей», «Овощной» и на остров «Ягодный».
IV. Начало путешествия.
Учитель: Вот и корабль наш готов к пути. А вы готовы? Слайд 7.
V. Остров «Птичий».
Слайд 8.
Учитель: Вот приплыли мы к первому острову – это остров Птиц. Птицы очень пугливые. Кто знает как нужно вести себя в лесу? Можно ли пугать птиц? Давайте попробуем узнать птиц, которые живут на этом острове.
Игра «Шифровка»
- Слайд 9.
- Слайд 10.
- Слайд 11.
Учитель: Молодцы! Вы узнали всех птиц, что прятались от нас. Незнайка решил написать себе в словарик название этих птиц. Он уверен, что нужно писать букву А. Вы согласны с ним? Давайте ему поможем. Слайд 12.
– Молодцы! Нам пора прощаться с птицами и плыть дальше. Но отправляемся мы дальше не с пустыми руками, птицы отправляют с нами помощников, цифры 1, 2, 3. Они помогут нам дальше.
VI. Остров «Зверей-друзей».
Слайд 13.
Учитель: Ребята, смотрите, кто встречает нас на острове наших друзей зверей!
– Незнайка решил пополнить свой словарик новыми словами, названиями зверей, которых он встретил на острове, но не знает, как их правильно написать. Давайте поможем ему. А нам помогут цифры, которые с нами отправили птицы.
Игра «Помоги Незнайке»
1. Незнайка написал:
- Мидведь.
- Медведь.
- Медветь.
– Какое слово он написал правильно? Молодцы, под цифрой 2. Слайд 14
2. Незнайка написал:
- Заиц.
- Заец.
- Заяц.
– Какое слово он написал правильно? Молодцы, под цифрой 3. Слайд 15.
Учитель: Молодцы! Нам пора прощаться со зверями и плыть дальше. Но отправляемся мы дальше не с пустыми руками, звери отправляют с нами помощников, буквы О – А. Они помогут нам дальше.
VII. Остров «Овощной».
Слайд 16.
Учитель: Посмотрите, ребята, на какой красивый остров мы попали. Но что-то не видно нашего Незнайки. А вот и он, что же он нашел? Яблоню. Кажется, он проголодался. Не пора ли и нам подкрепиться? Слайд 17.
Физминутка «Яблоко»
У дороги яблоня стоит,
А на ветке яблоко висит.
Сильно ветку я потряс.
Вот и яблоко у нас.
В сладко яблоко вопьюсь.
Ах, какой приятный вкус.
Учитель: Ребята, а какую букву мы сейчас показывали, когда ели яблоко. Правильно, букву О. А сколько букв О в слове ЯБЛОКО. Давайте поможем Незнайке правильно записать это слово в словарик.
– Молодцы! В этом слове две буквы О. Слайд 18.
Учитель: Путешествуя по острову, Незнайка увидел много овощей, но не знает, какую букву в их названии писать, О или А. Поможем ему? Возьмём наших помощников, которых нам подарили птицы.
Игра «О или А»
- В слове П…мидор – буква О
В слове К…ртофель – буква А Слайд 19. - В слове К…пуста – буква А
В слове Г…рох – буква О Слайд 20.
Учитель: Какие молодцы, как хорошо вы помогли Незнайке. Но нам пора прощаться с овощами и плыть дальше.
VIII. Остров «Ягодный».
Слайд 21.
Учитель: Мы с вами на Ягодном острове. Наш Незнайка очень устал. Он просит нас самих собрать ягодки, которые мы найдём на этом острове, и даёт нам корзинки.
Игра «Собери слово»
- Корзинка ЗЕМ…ЛЯ…НИ…КА
- Корзинка АР…БУЗ
- Корзинка МА…ЛИ…НА
Учитель: Какие ягоды вы собрали. Молодцы! Незнайка в словарик добавил три новых слова. Слайд 22.
IX. Итог.
Слайд 23
Учитель: Вот и подошло к концу наше путешествие. Мы помогли Незнайке попасть на остров Словарных слов. Помогли узнать много новых слов. Давайте вспомним, какие слова записал к себе в словарик Незнайка.
– Молодцы! Все хорошо потрудились, и Незнайка дарит всем на память свой словарик, чтобы и вы никогда не забывали эти слова.