Задачи урока:
- Познакомиться с творчеством художника, с его картиной, составить текст-описание.
- Развитие устной и письменной связной речи, образного восприятия картины.
- Воспитание бережного отношения к красоте русского леса, к природе.
I этап: Жужжащее чтение по карточкам.
Иван Иванович Шишкин (1832 – 1898)
И. И. Шишкин родился в вятском крае, в городе Елабуга. Город раскинулся на холме, а кругом шумели непроходимые леса. Мальчик целыми днями бродил по живописным окрестностям Елабуги и старался зарисовать всё, что ему нравилось. Он рисовал всегда и всюду и мечтал стать художником. Нетронутая и величественная природа сыграла огромную роль в судьбе будущего великого пейзажиста.
В Москве он блестяще окончил художественное училище. Потом поступил в Академию Художеств в Петербурге. И стал живописцем.
Больше всего на свете он любил лес и рисовал его почти во всех картинах. Красоту русского леса Шишкин передавал очень верно и с большой любовью.
II этап: Постановка задач урока. (Слайд 1)
- Ребята, как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься на уроке развития речи? Вам была подсказка на жужжащем чтении.
- Правильно. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с произведением великого русского художника И. И. Шишкина, напишем творческий диктант.
III этап: Проверка домашнего задания. (Слайд 2)
- Давайте проверим домашнее задание. Вам нужно было разделить текст на предложения, обозначить прилагательные (по желанию) и приготовить выразительное чтение этого текста.
Очень хорош и красив чистый сосновый бор светлые золотистые зайчики играют в стволах деревьев пахнет свежестью и смолой изредка взлетит рябчик пролетит дятел тихо в старом сосновом бору утром.
-Сколько в тексте получилось предложений? Проверьте друг у друга.
- Какие прилагательные вы нашли?
- Таким увидел сосновый бор в утренние часы писатель И.С.Соколов - Микитов. Давайте прочитаем выразительно.
IV этап: Подготовка к восприятию картины.
- Красоту и величие русского леса воспевали в своих стихах и поэты. Вспомним стихотворение
И.А. Бунина «Детство», которое вы учили на прошлом уроке чтения. (Чтение хором с детьми стихотворения.) (Слайд3)
- Какие замечательные стихи!
- Много тайн хранит в себе вековой могучий лес. И сегодня на уроке мы с вами заглянем в один из уголков соснового леса. А поможет нам в этом картина художника И. И. Шишкина. Что вы узнали про этого художника? (Слайд 4)
- И. И. Шишкина называют среди художников «царём леса», т. к. почти на всех своих картинах он рисовал лес. Давайте внимательно посмотрим на одну из его картин, стараясь увидеть каждую деталь.
V этап: Рассматривание репродукции картины. (Слайд 5)
VI этап: Беседа по картине. (автоматически Слайд 6)
1) - Ребята вам понравилась картина?
- А кто видел её раньше? Где?
- Написана она почти 120 лет назад. Рисовать эту картину Шишкину помогал его друг, художник К. А. Савицкий. Он нарисовал медведей.
- Какое название вы бы дали картине?
- И. И. Шишкин назвал её «Утро в сосновом лесу».
2) - Что вас привлекло в этой картине?
- Медведи. Сколько их?
- Это целая семья медведей. Что они делают?
- Можно ли сказать, что медвежата, которые вскарабкались на поваленное дерево, неуклюжие, неповоротливые. ( Только с виду, а на самом деле не так-то легко забраться на дерево.)
- Что делает третий медвежонок? ( Смотрит вдаль, мечтает.)
- Что за большой медведь?
- Правильно. Это их мама, она охраняет медвежат, беспокоится и рычит. Хотите послушать? (Звучит рычание медведя.)
3) - Давайте, обратим своё внимание на сосновый лес. Что вас поражает в этом лесу? (Сосны высокие, вековые, могучие, с раскидистыми ветвями).
- Почему художник нарисовал такую непроходимую глушь? (Медвежата там легко играют, не боятся, т.к. людей в этом лесу не бывает, деревья повалены только от старости или грозы.)
4) - Какое время суток изображено на картине?
- Правильно. Назовите признаки раннего утра. (Нежные облака на небе, лучи солнца золотят только вершины сосен, розовеет заря, беловатый туман опутывает лес.)
5) – Какие чувства у людей вызывает летнее солнечное утро? (Радость, бодрость, прилив сил, спокойствие.)
- Вы правильно заметили, художник использовал разные оттенки зелёного цвета – цвета жизни.
6) – А как вы думаете, что главное в картине, что хотел сказать Шишкин, нарисовав её?
( Художник нарисовал кусочек жизни соснового леса, где не ступала нога человека, где зверю легко и привольно, и нельзя ничего нарушать в этом прекрасном мире, где торжествует жизнь.)
VII этап: Подготовка к составлению текста. Работа в группах.
- Используя свои наблюдения и впечатления от увиденной картины, мы составим текст-описание.
- Какая часть речи сделает текст более красивым и точным? ( Прилагательное)
- Сейчас в группах на карточках вы выберите и подчеркните подходящие прилагательные для слов: утро, небо, лес, сосны, медвежата, медведица.
1 группа
Утро летнее туманное хмурое ясное раннее дождливое холодное осеннее |
2 группа
Небо розоватое туманное облачное грозовое ясное пасмурное хмурое серое |
3 группа
Лес густой непроходимый далёкий берёзовый еловый молодой сосновый могучий |
4 группа
Сосны раскидистые могучие тонкие вековые засохшие толстые молодые маленькие |
5 группа
Медвежата настороженные косолапые неугомонные плюшевые беззаботные игривые мохнатые злые |
6 группа
Медведица внимательная заботливая строгая недовольная злая огромная беспокойная безразличная |
- Прочитайте, что у вас получилось. (Слайды 7-12)
VIII этап: Запись текста. (Слайд 13)
1) - А теперь послушайте предложения диктанта, которые вы сделаете красивыми. У вас получится текст-описание.
Художник И. И. Шишкин нарисовал.
Наступило утро. Солнце золотит лес. Не хотят пропускать свет. Туман поднимается на небо.
Семья вышла на прогулку. Двое медвежат забрались. А один медвежонок смотрит. Медведица наблюдает.
Глядя на картину, я чувствую.
2) Исходный текст диктуется по предложениям. Дети дополняют предложения.
IX этап: Подведение итогов.
1)Проверка текста.
2) – Давайте, послушаем несколько работ. ( Дети зачитывают свои тексты у доски.)
– Молодцы! Большое спасибо. У вас получилось замечательное описание картины.
3)-Ребята, чему научила нас эта картина? (Быть внимательными, наблюдательными, ценить и беречь красоту природы.)
X этап: Домашнее задание. (Слайд 14)
- Дома вы выполните задание по выбору. Попробуйте составить рассказ «Прогулка в лес». Это может быть текст-описание или повествование (по выбору) о вашем походе в лес. Также можно найти репродукции картин И.И. Шишкина (в книгах или из интернета) и принести в класс, показать ребятам
- Спасибо за урок!