Творческий диктант по картине И.И. Шишкина "Утро в сосновом лесу"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Задачи урока:

  1. Познакомиться с творчеством художника, с его картиной, составить текст-описание.
  2. Развитие устной и письменной связной речи, образного восприятия картины.
  3. Воспитание бережного отношения к красоте русского леса, к природе.

I этап: Жужжащее чтение по карточкам.

Иван Иванович Шишкин (1832 – 1898)

И. И. Шишкин родился в вятском крае, в городе Елабуга. Город раскинулся на холме, а кругом шумели непроходимые леса. Мальчик целыми днями бродил по живописным окрестностям Елабуги и старался зарисовать всё, что ему нравилось. Он рисовал всегда и всюду и мечтал стать художником. Нетронутая и величественная природа сыграла огромную роль в судьбе будущего великого пейзажиста.

В Москве он блестяще окончил художественное училище. Потом поступил в Академию Художеств в Петербурге. И стал живописцем.

Больше всего на свете он любил лес и рисовал его почти во всех картинах. Красоту русского леса Шишкин передавал очень верно и с большой любовью.

II этап: Постановка задач урока. (Слайд 1)

- Ребята, как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься на уроке развития речи? Вам была подсказка на жужжащем чтении.

- Правильно. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с произведением великого русского художника И. И. Шишкина, напишем творческий диктант.

III этап: Проверка домашнего задания. (Слайд 2)

- Давайте проверим домашнее задание. Вам нужно было разделить текст на предложения, обозначить прилагательные (по желанию) и приготовить выразительное чтение этого текста.

Очень хорош и красив чистый сосновый бор светлые золотистые зайчики играют в стволах деревьев пахнет свежестью и смолой изредка взлетит рябчик пролетит дятел тихо в старом сосновом бору утром.

-Сколько в тексте получилось предложений? Проверьте друг у друга.

- Какие прилагательные вы нашли?

- Таким увидел сосновый бор в утренние часы писатель И.С.Соколов - Микитов. Давайте прочитаем выразительно.

IV этап: Подготовка к восприятию картины.

- Красоту и величие русского леса воспевали в своих стихах и поэты. Вспомним стихотворение

И.А. Бунина «Детство», которое вы учили на прошлом уроке чтения. (Чтение хором с детьми стихотворения.) (Слайд3)

- Какие замечательные стихи!

- Много тайн хранит в себе вековой могучий лес. И сегодня на уроке мы с вами заглянем в один из уголков соснового леса. А поможет нам в этом картина художника И. И. Шишкина. Что вы узнали про этого художника? (Слайд 4)

- И. И. Шишкина называют среди художников «царём леса», т. к. почти на всех своих картинах он рисовал лес. Давайте внимательно посмотрим на одну из его картин, стараясь увидеть каждую деталь.

V этап: Рассматривание репродукции картины. (Слайд 5)

VI этап: Беседа по картине. (автоматически Слайд 6)

1) - Ребята вам понравилась картина?

- А кто видел её раньше? Где?

- Написана она почти 120 лет назад. Рисовать эту картину Шишкину помогал его друг, художник К. А. Савицкий. Он нарисовал медведей.

- Какое название вы бы дали картине?

- И. И. Шишкин назвал её «Утро в сосновом лесу».

2) - Что вас привлекло в этой картине?

- Медведи. Сколько их?

- Это целая семья медведей. Что они делают?

- Можно ли сказать, что медвежата, которые вскарабкались на поваленное дерево, неуклюжие, неповоротливые. ( Только с виду, а на самом деле не так-то легко забраться на дерево.)

- Что делает третий медвежонок? ( Смотрит вдаль, мечтает.)

- Что за большой медведь?

- Правильно. Это их мама, она охраняет медвежат, беспокоится и рычит. Хотите послушать? (Звучит рычание медведя.)

3) - Давайте, обратим своё внимание на сосновый лес. Что вас поражает в этом лесу? (Сосны высокие, вековые, могучие, с раскидистыми ветвями).

- Почему художник нарисовал такую непроходимую глушь? (Медвежата там легко играют, не боятся, т.к. людей в этом лесу не бывает, деревья повалены только от старости или грозы.)

4) - Какое время суток изображено на картине?

- Правильно. Назовите признаки раннего утра. (Нежные облака на небе, лучи солнца золотят только вершины сосен, розовеет заря, беловатый туман опутывает лес.)

5) – Какие чувства у людей вызывает летнее солнечное утро? (Радость, бодрость, прилив сил, спокойствие.)

- Вы правильно заметили, художник использовал разные оттенки зелёного цвета – цвета жизни.

6) – А как вы думаете, что главное в картине, что хотел сказать Шишкин, нарисовав её?

( Художник нарисовал кусочек жизни соснового леса, где не ступала нога человека, где зверю легко и привольно, и нельзя ничего нарушать в этом прекрасном мире, где торжествует жизнь.)

VII этап: Подготовка к составлению текста. Работа в группах.

- Используя свои наблюдения и впечатления от увиденной картины, мы составим текст-описание.

- Какая часть речи сделает текст более красивым и точным? ( Прилагательное)

- Сейчас в группах на карточках вы выберите и подчеркните подходящие прилагательные для слов: утро, небо, лес, сосны, медвежата, медведица.

 1 группа

Утро

летнее

туманное

хмурое

ясное

раннее

дождливое

холодное

осеннее

 2 группа

Небо

розоватое

туманное

облачное

грозовое

ясное

пасмурное

хмурое

серое

 3 группа

Лес

густой

непроходимый

далёкий

берёзовый

еловый

молодой

сосновый

могучий

 4 группа

Сосны

раскидистые

могучие

тонкие

вековые

засохшие

толстые

молодые

маленькие

 5 группа

Медвежата

настороженные

косолапые

неугомонные

плюшевые

беззаботные

игривые

мохнатые

злые

 6 группа

Медведица

внимательная

заботливая

строгая

недовольная

злая

огромная

беспокойная

безразличная

- Прочитайте, что у вас получилось. (Слайды 7-12)

VIII этап: Запись текста. (Слайд 13)

1) - А теперь послушайте предложения диктанта, которые вы сделаете красивыми. У вас получится текст-описание.

Художник И. И. Шишкин нарисовал.

Наступило утро. Солнце золотит лес. Не хотят пропускать свет. Туман поднимается на небо.

Семья вышла на прогулку. Двое медвежат забрались. А один медвежонок смотрит. Медведица наблюдает.

Глядя на картину, я чувствую.

2) Исходный текст диктуется по предложениям. Дети дополняют предложения.

IX этап: Подведение итогов.

1)Проверка текста.

2) – Давайте, послушаем несколько работ. ( Дети зачитывают свои тексты у доски.)

– Молодцы! Большое спасибо. У вас получилось замечательное описание картины.

3)-Ребята, чему научила нас эта картина? (Быть внимательными, наблюдательными, ценить и беречь красоту природы.)

X этап: Домашнее задание. (Слайд 14)

- Дома вы выполните задание по выбору. Попробуйте составить рассказ «Прогулка в лес». Это может быть текст-описание или повествование (по выбору) о вашем походе в лес. Также можно найти репродукции картин И.И. Шишкина (в книгах или из интернета) и принести в класс, показать ребятам

- Спасибо за урок!