Введение.
Мы, педагоги, многому обучаем детей на уроках в школе, часто при этом говорим: “Это вам в жизни пригодится!” И вполне уверены в правдивости наших слов. Давайте посмотрим, так ли это.
Иногда мы делаем с детьми на уроках технологии и во внеурочное время игрушки. Что же такое – игрушка? Многие скажут: “Безделица! Лишь бы какое-нибудь занятие для себя ребенок нашел!” Но это неправда! Игрушка, сделанная детскими руками “оживает”. У нее проявляется свой характер, в нее вложена душа и желание. При этом рукоделии отрабатываются не только навыки, умение держать иглу или крючок, но и вкус, аккуратность. С такой игрушкой можно и дома с младшим братом или сестрой поиграть – вот вам и умение общаться друг с другом, договариваться. Сила воли тоже здесь пригодится – до конца начатое дело довести.
А если поделка из глины? Из комка природного материала можно изваять кого угодно! Вот вам и воплощение детской фантазии! Затем фигурку обжечь, выполнить оформление лица, рук, тела красками. Украсить поделку на свой вкус бусинками, лоскутками ткани или бисером. Аккуратность, терпение и усидчивость при такой работе очень важные качества.
Игрушка – это обязательная составляющая любой детской игры. Во всех видах деятельности детей игра оказывает разностороннее положительное влияние на формирование качеств личности. В игре они сами начинают стремиться преодолевать препятствия на пути к достижению цели и поставленные задачи в процессе игры решают успешнее. Поэтому важно, чтобы в каждой теме кружковой программы присутствовал элемент игры. Играя, ребенок обязательно познает что-то новое и на деле вкладывает познанное в труд.
Когда творческая работа закончена, наступает праздник, счастье! Как горят глаза ребенка в предвкушении обрадованного лица родного человека, мамы, бабушки, папы. Умение делать приятные подарки для других, а не только дожидаться и получать самому – это очень важно для маленького человека, он не вырастет эгоистом. Забота о членах семьи, друзьях – необходимые человеческие качества, мы живем среди людей! Добрый, заботливый человек не будет одинок!
Трудолюбие, аккуратность, терпение, сила воли, любовь – разве эти качества человека могут остаться невостребованными? Ответ очевиден.
Так и, получается – учимся для жизни!
I. Основная часть.
Теоретическая часть.
1.1 Основные творческие задачи занятия по технологии.
На занятиях по технологии перед учителем всегда стоит несколько задач,
решение которых проводится учителем в практической части урока. Вот некоторые из
них:
– Выявление и развитие творческих способностей детей;
– Общее развитие детей: формирование художественного вкуса, развитие мелкой
моторики рук, стимулирование умственной и практической деятельности;
– Выявление и использование эффективных приемов развития творческих способностей
на занятиях по технологии.
На уроке технологии учащиеся включаются в различные виды деятельности. Проводятся беседы, дискуссии, практические работы. На этих уроках, наряду с беседой включаются краткие сообщения учащихся, выступления.
Эффективность урока зависит от того, насколько широко используются на нем различные виды репродуктивно-поисковой, частично поисковой, творческой деятельности школьников. Он не достигает своей цели, если отдается предпочтение обычной воспроизводящей деятельности. Учитель готовит задачи творческого характера, позволяющие по-новому взглянуть на ранее изученный материал. Развивающая функция при этом реализуется тем успешнее, чем шире используются межпредметные связи, позволяющие переносить, свертывать и систематизировать знания.
Воспитательные задачи на уроках технологии решаются не только через методы, содержание учебного материала, но и через организацию коллективной деятельности учащихся.
Урок повторения и обобщения знаний по технологии позволяет применять групповую форму учебной работы. На этих уроках восстанавливаются знания, предупреждается забывание. Их развивающая функция проявляется через способы анализа, систематизации материала.
1.2 Выбор педагогического подхода.
Особенностью и основным отличием обучения детей на уроках технологии или на кружковых занятиях является то, что педагог применяет два основных подхода:
Наименование подхода | В чем заключается сущность |
АКАДЕМИЧЕСКИЙ | Выполняются объекты (изделия) в соответствии с требованиями учителя. Дети приобретают практические навыки, полезные для многих специальностей, развивают мелкую моторику рук, но не получают опыта решения художественной творческой задачи, т. к. выполняют работу по предложенному образцу. |
ТВОРЧЕСКИЙ | Оформление объекта по желанию ребенка. Учитель создает атмосферу в классе для творческой деятельности учащихся. Учитель-друг, помощник, учит ребенка творческому видению. Ребенок получает опыт самовыражения. |
Во время проведения уроков педагог должен поощрять инициативу детей, обогащать арсенал способов самовыражения ребенка, поддерживать его активность и любознательность.
Обязательное условие– педагог должен сам обладать навыками и умениями по изготовлению игрушки. Иначе учащиеся не поверят в него.
Развитие интереса к творчеству проявляется в освоении различных техник выполнения ручных стежков, что способствует смене деятельности ребенка в процессе изготовления игрушки своими руками и не приводит к его утомляемости, к потере интереса к начатому делу.
Что касается выбора педагогом методов и форм проведения занятия и развития творческих способностей у детей на уроках технологии, то он перед нами:
Методы:
- Практические;
- словесные;
- наглядные;
- игровые;
Формы:
- Коллективные;
- Индивидуальные;
- Групповые.
Все методы и формы могут сочетаться между собой в процессе занятия. Важнейшая роль принадлежит педагогу, т. к. он является генератором идей для проведения занятия с детьми разного возраста (кружковое занятие) и ровесников (в классе).
Основной принцип объяснения материала учителем – от простого к более сложному, от уже знакомого до нового.
Объясняя наиболее рациональные приемы работы, не надо лишать ребят самостоятельности, а лишь направлять их на более целесообразные и экономичные решения. Труд должен быть познавательным, перспективным, открывающим новый мир, не известные ранее чувства и ощущения. Следует помочь учащимся раскрыть увлекательную сторону труда, закрепить естественную потребность трудиться увлеченно, приохотить их к труду так, чтобы они испытывали чувство значимой личности, выработали понятие, что все достоинства человека являются результатом труда.
1.3 Творческая деятельность учащихся и виды творческой активности.
Творческая деятельность ребенка – деятельность, в результате которой создается что-то новое. Главная задача – умение выразить свои чувства, эмоции, сформировать мысли, опираясь на собственные ощущения и предпочтения.
Видов творческой активности, которые помогут ребенку выразить себя через свою работу, несколько, вот некоторые из них:
1) декоративно-прикладное искусство;
2) вышивка;
3) мягкая игрушка;
4) дизайн, конструирование, моделирование.
Декоративно-прикладное искусство – создание предметов, которые употребляются в жизни, и вместе с тем служат украшением интерьера, одежды. Занятия декоративно-прикладным искусством развивают у детей мелкую моторику рук, стимулируют ум и речь ребенка.
Дизайн – особая область искусства, включает в себя конструирование, проектирование и моделирование предметного мира, на основе практических и эстетических данных. Здесь развиваются пространственное и логическое мышление, художественный вкус.
При изготовлении мягкой игрушки и занимаясь вышивкой, ребенок применяет приобретенные навыки и умения, полученные им на занятиях в школе на уроках технологии. Проявляются настойчивость, терпение и изобретательность. У детей развивается память, внимание и аккуратность.
Практическая часть.
2.1 Описание хода занятия по технологии и рекомендации по изготовлению игрушки “Елочка”.
Цель урока: изготовление сувенира – елочки в преддверии праздника Новый год (данный урок желательно давать по окончании второй четверти).
Данную работу можно проводить как на уроке технологии, так и на кружковых занятиях. При изготовлении изделия “Елочка” детьми закрепляются полученные навыки и умение прокладывания ручных стежков. Перед учащимися возникает наглядный пример применения полученных ранее знаний и проявляется связь между изучением и выполнением образцов ручных стежков и пошива изделия в целом.
Изготовление данного вида изделия я бы отнесла к декоративно-прикладному искусству потому, что “Елочку” можно использовать как:
1) мягкую игрушку;
2) подарок к Новому году;
3) сувенир – игольницу.
Материал, инструмент и приспособления для выполнения работы:
- ткань зеленого, белого или голубого цветов (по выбору ребенка);
- ножницы;
- портновский мел или простой карандаш, если выбрали белую ткань;
- шаблон “елка” из картона (Приложение 1);
- бусинки, ленточки, пайетки;
- иголка с большим ушком и более тонкая игла (для пришивания украшений на елочку);
- нитки “мулине” перечисленных выше цветов;
- булавки;
- наполнитель (холофайбер, синтепон).
- колышек.
Ход занятия
Перед тем как начать практическую часть занятия, учитель обсуждает с детьми предстоящую работу, проверяет готовность детей и напоминает правила выполнения ручных стежков, а также и правила техники безопасности при выполнении ручных работ (Приложение 2). Для этого можно воспользоваться материалом учебника по технологии (5 класс) “Выполнение ручных стежков” или вывести информацию на экран, если кабинет технически оснащен (Приложение 3). Особое внимание учитель уделяет правилам выполнения петельного стежка, шва “назад иголку” и пришиванию пуговиц.
Ткани понадобится немного, два квадрата, размером 20Х20 см, причем можно сочетать однотонную ткань с тканью с печатным рисунком (особенно удобно, если вы хотите исполнить вариант сувенир-игольница). Ткань должна быть хорошо отутюжена.
В течение занятия учитель внимательно следит за выполнением правил безопасности детьми, за темпом работы и своевременно оказывает помощь практическую или теоретическую, не навязывая и не принуждая.
Можно варьировать размеры изделия в зависимости от возраста детей или от полученных ими навыков ранее.
Последовательность изготовления.
1. Складываем лоскуты ткани лицевыми сторонами внутрь, скалываем булавками, накладываем шаблон и портновским мелом или простым карандашом обводим елочку по контуру.
2. Вырезаем оба слоя ткани одновременно, если дети младшего школьного возраста педагог может им помочь.
3. Откалываем булавки и складываем обе части игрушки изнаночной стороной внутрь. Скалываем булавками по контуру, отступив от срезов около 1–1,5 см.
4. Обметываем срезы изделия петельным стежком нитками “мулине” в 3–6 сложений (по выбору ребенка).
5. Обметав изделие с двух сторон, слева и справа, оставляем незашитой ножку “Елочки” для заполнения изделия синтепоном.
6. Удаляем булавки, заполняем игрушку синтепоном равномерно с помощью колышка.
7. Зашиваем оставшееся отверстие в ножке “Елочки” нитками “мулине”.
8. Украшаем игрушку по собственному желанию: гирляндами из бусин или бисера, бантиками из ленточек, пайетками фигурными или круглыми. Расположение украшений на изделии, по краям или по середине, выбирает сам ребенок, педагог может только предложить варианты. Можно предложить предварительную раскладку с помощью булавок прямо на изделии, а можно и дать время нарисовать эскиз. (Приложение 4)
9. Работа закончена, проверяем аккуратность исполнения.
Последовательность выполнения “Елочки” представлена и в виде презентации и, если кабинет технически оснащен, данную информацию можно будет просмотреть с детьми предварительно.
После проведенного занятия полезно сделать выставку детских работ нескольких классов, обговорив с детьми условия демонстрации. Это полезно для детей, т. к. есть возможность сравнивать изделия между собой, оценить качество и оригинальность выполнения.
Учитель может также продемонстрировать лучшие работы предыдущего года или фотографии детей со своими работами.
2.2 Анализ занятия по технологии (теоретической и практической частей).
Занятие проводилось с ученицами 5 класса.
Тема: “Выполнение ручных стежков. Пошив игрушки “Елочка”.
Цель урока: Закрепить с учащимися знания, умения и навыки выполнения ручных стежков при изготовлении швейного изделия. Напомнить учащимся правила техники безопасности при выполнении ручных работ, а также правилах экономного раскроя.
Урок был проведен в системе уроков по теме: “Применение ручных стежков”.
Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений (ЗУН). Материал этого урока тесно связан с предыдущим, так как они относятся к одной теме.
Цель урока достигнута, благодаря посильным поставленным задачам.
Темп овладения материалом этим классом отличный, высокий.
Материал урока не был сложным для выполнения учащимися.
Форма урока – фронтальная и индивидуальная; практическая работа, беседа и лекция.
Методы проведения урока – практическая работа, словесный и наглядный метод (может включать в себя и информационные технологии), также урок можно провести и как интегрированный – технология и изобразительное искусство (сочетание изготовления игрушки и эскиза для ее выполнения).
Методы обучения часто переходят друг в друга, грани между ними относительны. Практической работе отведена большая часть времени, так как здесь требовалась аккуратность и внимательность учащихся.
Результативность урока: Урок прошел для учащихся плодотворно.
На уроке присутствовало 15 человек, поставленную задачу выполнили самостоятельно. Учащиеся ушли домой с усвоенными, дополнительными знаниями и новой подарком для близких людей.
Учитель использовал разнообразные методы (словесные, наглядные, практические, информационные), и формы работы, отдавая предпочтение коллективной форме работы, что соответствует содержанию учебного материала и цели урока.
Учебные ситуации, представленные учителем, создавали атмосферу доброжелательности, коллективизма, способствовали развитию логического мышления, познавательного интереса и практических навыков.
Заключение.
На уроках технологии ребенок создает целостную, материальную вещь, целостную и реальную, прочную, к тому же красивую – гармоничную, целесообразную, наполненную легко понимаемым значимым смыслом: эта вещь нужна в ежедневном быту. Ручной учебный труд протекает в цельном образе, явлении, возвращает ребенка к своей природе, то есть самому себе.
Следует подчеркнуть еще раз — школьник на уроках технологии создает не компьютерный образ, не математическую модель, не теоретическую абстракцию, затопившие сегодня школьный мир, а реальную бытовую цельную материальную вещь. Вот почему сегодня в школе необходимы художественная литература, рисование и технология, на уроках которой школьник создает вещь – произведение декоративного и прикладного искусства.
Ребенок на уроках технологии создает, фантазирует, преображает. Он полностью погружен в создание, творение, причем самостоятельное творение. Создание материальной целостной вещи втягивает в действие весь внутренний мир нашего ребенка: его ум, чувства, интуицию, волю, воображение, память, знания и его телесность – руки. К тому же руки напрямую связаны с мозгом, ручное действие развивает мозг, ум. Творить вещь из материала, творить руками, умом, воображением – это и есть естество человека, это прямо относится к природе человека, развивает, делает реальностью существо человека.
Творение вещи вселяет в ребенка уверенность в себе, наполняет его душу переживанием, осознанием своей значимости среди людей и отсюда прочности в обществе.
Дети испытывают чувство радости и гордости за свой труд. В процессе занятий формируется характер, вырабатываются воля, настойчивость и упорство в преодолении трудностей к достижению цели.
Обучение на уроках и дополнительное образование во внеурочное время должны стимулировать и обогащать друг друга. Только творческое отношение педагога к занятиям может сохранить, поддержать и развить индивидуальные способности детей.