Тип урока: знакомство с новой темой
Цели урока: Ввести понятие предлога, как части речи; учить написанию предлогов; закреплять знания об имени существительном, имени прилагательном, глаголе; развивать орфографическую зоркость.
Ход урока
1. Организационный момент.
(Слайд 1,2)
Начинается урок
Он пойдет ребятам впрок
Постарайтесь все понять
Хорошо запоминать.
2. Актуализация знаний. Постановка проблемы.
(Слайд 3)
-Ребята, посмотрите, какая гостья у нас! Давайте дадим ей имя. (Катя).
-Что сделала Катя?
- Прочтем предложение: Катя поднялась дерево.
-Как вы считаете, предложение построено правильно?(нет)
-А как правильно сказать о действии Кати? (Катя поднялась на дерево.)
-Какого слова не было в предложении изначально? (на)
-Сегодя на уроке мы познакомимся с новой частью речи, которая нам нужна в речи для связи слов в предложении.
3. Сообщение темы и целей урока
(Слайды4,5,6,7)
4. Минутка чистописания
(Слайд 8)
5. Повторение
- Вспомните с какими частями речи мы уже познакомились? (Слайд 9)
(Имя существительное, имя прилагательное, глагол)
- Вспомним, что такое имя существительное? (Слайд 10)
(Имя существительное- часть речи (слова), которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто?что?)
-Какие предметы изображены на слайде?
(заяц, капуста)
-Проанализируйте слова «заяц», «капуста», как часть речи.
(заяц- это имя существительное, отвечает на вопрос кто?, значит одушевленное, обозначает один предмет, значит в единственном числе; капуста- это имя существительное, отвечает на вопрос что?, значит неодушевленное, обозначает один предмет, значит в единственном числе )
- Вспомним, что такое имя прилагательное? (Слайд 11)
(Часть речи, которая обозначает признак предмета (по цвету, по вкусу, по размеру, по высоте, по материалу и т.д.) и отвечает на вопросы какая? какое? какой? какие?)
-Какие предметы изображены на слайде?
(розы)
- По какому признаку отличаются розы?
(По цвету)
-Назовите признаки роз.
(синие, белые, красные)
-Проанализируйте слова «синие», «белые», «красные» как часть речи.
(синие- это имя прилагательное, отвечает на вопрос какие?, обозначает признак нескольких предметов, значит во множественном числе; обозначает признак предметов по цвету; белые- это имя прилагательное, отвечает на вопрос какие?, обозначает признак нескольких предметов, значит во множественном числе; обозначает признак предметов по цвету; красные- это имя прилагательное, отвечает на вопрос какие?, обозначает признак нескольких предметов, значит во множественном числе; обозначает признак предметов по цвету)
- Вспомним, что такое глагол? (Слайд 12)
(Глагол-часть речи, которая обозначает действие предмета, и отвечает на вопросы что делает? что делал? что будет делать? и др.)
-Какие предметы изображены на слайде?
(Лошадь, собака)
- Какие действия они совершают?
(Лошадь- скачет, собака- отряхивается)
-Проанализируйте слова «скачет», «отряхивается», как часть речи.
(скачет- это глагол, отвечает на вопрос что делает?, обозначает действие одного предмета, значит в единственном числе; обозначает действие, которое совершается сейчас, значит глагол в настоящем времени; отряхивается- это глагол, отвечает на вопрос что делает?, обозначает действие одного предмета, значит в единственном числе; обозначает действие, которое совершается сейчас, значит глагол в настоящем времени)
6. Знакомство с новой темой
- Сегодня мы познакомимся с новой частью речи- предлогом. Постараемся на уроке ответить на следующие вопросы: (Слайд 13)
- Что такое предлог?
- Для чего нужны предлоги в речи?
- Как пишутся предлоги?
(Слайд 14)
- Вставим пропущенные слова в предложения.
Машина подъехала ….дому. (к)
Машина стоит ….дома. (у)
Машина отъехала ….дома.(от)
- Подчеркните слова, которые вставили. Для чего нужны эти слова? Может можно обойтись без них? (Эти слова нужны для связи слов в предложении)
- Попробуем сформулировать определение, что же такое предлог. (Слайд 15)
(Слайд 16)
- Рассмотрим рисунок. Что изображено на рисунке?
- Где находятся, каждый из котят?
- Что за слова написаны на рисунке? (Предлоги)
(Слайд 17)
- Запишем словосочетания, вставляя подходящие по смыслу слова.
- Как писали маленькие слова с другими? (раздельно)
Почему раздельно?
- Попробуйте сформулировать правило, как следует писать предлоги. (Слайд18)
7. Зарядка для глаз.
(Слайды 19-20)
8. Словарная работа
(Слайды 21-22)
- Что обозначают слова «хорошо», «скоро»?
- Составьте с одним из слов предложение и запишите его в тетрадь.
9. Закрепление изученного.
Работа с правилом (Слайд 23)
Работа по учебнику (Слайд 24)
10. Итог урока.
- Послушайте стихотворение. (Слайд 25)
(слайд 26)
- Сегодня мы познакомились…
- Сегодня мы узнали….
- Сегодня мы научились…
- Что запомнилось на уроке?
- Какие возникали сложности?
Рефлексия (Слайд 27)
- На полях нарисуйте личико согласно утверждению.
11. Домашнее задание
(Слайд 28), раскрасить рисунок, выучить предлоги, дописать те, которых нет на рисунке.