Непосредственно-образовательная деятельность для детей старшей группы компенсирующей направленности с ОНР "Поздняя осень"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: развитие у детей интереса к познавательной деятельности.

Задачи:

  1. Обобщить и систематизировать представления детей об изменениях, которые происходят в живой и неживой природе осенью.
  2. Закрепить навыки количественного и порядкового счета в пределах 6, соотносить количество предметов с цифрой, ориентировку в пространстве.
  3. Способствовать развитию познавательного интереса, формированию приемов умственных действий – анализа, сравнения, обобщения, увеличению объемов памяти, внимания, восприятия.
  4. Развивать связную речь, четко формировать свои ответы, уметь высказывать и обосновывать свои суждения.
  5. Воспитывать интерес и потребность в получении знаний, умение выполнять учебные правила.

Демонстрационный материал: картина “Осенний лес”, на которой изображены деревья, грибы, картины с перелетными птицами, картина “Осенняя поляна” – для ориентировки в пространстве.

Раздаточный материал: цифры до 6, картинки с перелетными птицами, фотографии с осенними признаками.

Воспитатель предлагает послушать стихотворение И.Бунина:

Льет дождь холодный точно лед,
Кружатся листья по полянам.
И гуси длинным караваном,
Над лесом держат перелет.

– О каком времени года говорится в стихотворении? Почему так думаете?
– Какое сейчас время года? Как можно назвать?
– Назовите осенние месяцы?
– Что происходят поздней осенью в природе?

Воспитатель предлагает отправиться на прогулку в осенний лес.

Разминка “ Прогулка в лес”.

В осенний лес отправимся гулять, дети маршируют
Будем весело шагать.
На носочки встали и к лесу побежали, бегут на носках
Ноги выше поднимаем, на кочки не наступаем, ходят высоким шагом
И снова по дорожке мы весело шагаем, маршируют

– Вот и осенний лес. Что видите?
– Как узнать сколько деревьев? (Сосчитать, помогут цифры.)
– Выложите, пожалуйста цифры от 1 до 6.
– Сосчитайте деревья, покажите цифру.
– А если нам надо узнать на каком месте дерево, как будем считать? (Не забудьте указать с какой стороны будете считать.)
– Что еще выросло в лесу?
– Сосчитайте сколькои каких и где выросло грибов? Покажите цифры.
– Что происходит осенью с деревьями? Почему опадают листья?

Пальчиковая гимнастика “Осенние листочки”:

1, 2, 3, 4, 5 – сжимают и разжимают кулачки
Будем листья собирать.
Листья березы, загибают мизинец
Листья осины , загибают безымянный палец
Листики тополя, загибают средний палец
Листья рябины, загибают указательный палец
Листики дуба мы соберем. загибают большой палец
Маме осенний букет принесем. соединить ладошки ,шевелить пальчиками

– Сколько и каких осенних листьев собрали?

Воспитатель обращает внимание на картину “Осенняя полянка” и предлагает рассказать, что, где находится. (Ориентировка в пространстве.)

– Что происходит осенью с птицами? Почему улетают?
– К нам залетели попрощаться птицы? Какие ? Сколько всего?
– Как узнать какая птица на каком месте находится?

Воспитатель предлагает поиграть в игру “ Какой птицы не стало?” (убирает по очереди изображение с птицей).

– Обратите внимание, у вас на столах задержалась перелетная птица. Я буду говорить направление, а вы показывать, куда у вас полетит птица.
– Ребята, посмотрите, пожалуйста, на осенние фотографии. Сможете назвать осенние признаки?
– Вот и заканчивается осеннее путешествие. Давайте вспомним, чем мы занимались. Предлагает поиграть в игру “Закончи предложение”:
– Осенью становится холодно, потому что…
– Осенью часто идут дожди, п.ч.
– Птицы улетели в теплые края, п.ч.
– После осени наступает ….

Вопросы к детям по окончании НОД:

– Вам было интересно? Что запомнили? Узнали нового? Что вызвало затруднение? Что хотели бы узнать про осень?