Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (55 МБ)


Цель: объяснить с точки зрения молекулярной теории характерные особенности внутреннего строения вещества в газообразном, жидком и твердом состояниях.

Оборудование: кубики изо льда, мел, металлический шарик, спиртовка, пробирка, воздушный шарик, стеклянные сосуды различной формы, модели кристаллических решеток твердых тел.

Демонстрации:

  • Свойство газа заполнять весь предоставленный объем.
  • Сжимаемость газов.
  • Свойство жидкости принимать форму сосуда.
  • Явление текучести жидкости.
  • Существование объема и формы у твердых тел.
  • Кристаллические решетки кристаллов.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Рассмотрение нового материала.
  4. Закрепление материала.
  5. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: “Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем изучать строение вещества. Тема нашего урока: “Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов”. Запишите, пожалуйста, в тетрадь число и тему урока (слайд 1 презентации).

Цель нашего урока: объяснить с точки зрения молекулярной теории характерные особенности внутреннего строения вещества в газообразном, жидком и твердом состояниях” (слайд 2 презентации).

2. Проверка домашнего задания

Проверка домашнего задания проводится в форме краткого фронтального опроса по материалу, изученному на предыдущих уроках (слайд 3,4 презентации).

Два ученика объясняют решение задач домашнего упражнения, остальные учащиеся проверяют правильность их выполнения. Далее учитель работает с классом.

Вопросы фронтального опроса:

  1. Из чего состоят вещества?
  2. Кого из русских ученых считают основателем учения о строении вещества?
  3. Какие опыты подтверждают, что вещества состоят из мельчайших частиц?
  4. Что такое молекула?
  5. Что вы знаете о размере молекул?
  6. Отличаются ли между собой молекулы одного и того же вещества?
  7. Как называются частицы, из которых состоят молекулы?
  8. Какое явление называют диффузией?
  9. Приведите примеры диффузии в окружающем мире.
  10. Как связаны между собой скорость движения молекул тела и его температура?
  11. Как взаимодействуют между собой молекулы?
  12. Когда заметнее проявляется отталкивание, а когда притяжение между молекулами?
  13. Из каких частиц состоят молекулы: воды, кислорода, водорода?

Учащиеся демонстрируют модели молекул кислорода, водорода и воды, изготовленные из разных материалов в домашних условиях. В результате выбираются самые удачные модели, за которые выставляются оценки в журнал. Демонстрируются модели молекул, выполненные другими учащимися (слайд 5 презентации).

3. Рассмотрение нового материала

Объяснение начинается с демонстрации опыта: растопить лед и выпарить образовавшуюся воду, обратив внимание учащихся на водяной пар над пробиркой.

Учитель перечисляет: “Лед, вода и водяной пар. Что вы можете сказать о молекулах, из которых они состоят?”.

Учащиеся: “Они состоят из одинаковых молекул”.

Учитель: “Правильно. Лед, вода и водяной пар - это три состояния одного и того же вещества (слайд 6 презентации). Нарисуйте этот слайд в тетрадь.

Любое вещество может находиться в трех состояниях: твердом, жидком и газообразном (слайд 7 презентации). Но физические свойства веществ в различных состояниях – различные. Большинство окружающих нас тел состоят из твердых веществ. Это дома, машина, инструменты, кристаллы”.

Учитель показывает учащимся твердые тела разной формы и объема, например кусочек мела, металлический шарик.

Посмотрите внимательно вокруг и ответьте на вопрос: “Твердые тела имеют форму? Форму твердого тела легко изменить?”.

Учащиеся: “Да, имеют. Форму твердого тела можно изменить”.

Учитель: “В обычных условиях трудно сжать или растянуть твердое тело, но на фабриках и заводах применяют специальные станки для придания твердым телам нужной формы и объема (слайд 8 презентации). Запишите, пожалуйста, в тетрадь: Твердые тела имеют собственную форму и объем”.

Опыт: Перелить подкрашенную воду из колбы в мензурку, затем из мензурки в граненый стакан.

Учитель: “В отличие от твердых тел жидкости легко меняют свою форму. Они принимают форму сосуда, в котором находятся. Но изменяя форму, жидкость сохраняет свой объем (слайд 9 презентации). В обычных условиях только маленькие капельки жидкости имеют свою форму – форму шарика. Такие шарообразные капельки воды можно видеть при выпадении росы или после дождя. На свойстве жидкости легко изменять свою форму, основано изготовление предметов из расплавленного стекла. Запишите, пожалуйста, в тетрадь: Жидкости легко меняют свою форму, но сохраняют объем”.

Учитель: “Многие газа прозрачны и бесцветны, поэтому мы их не видим. Мы не видим, например, воздух”.

Опыт: надуть шарик и завязать нить; сжать его, тем самым, изменяя объем воздуха, которым он наполнен; развязать нить, обратив внимание учащихся на то, как прозрачный воздух с шумом выходит из шарика.

Учитель: “В окружающем нас пространстве имеется воздух, он заполняет всю классную комнату. Нельзя воздухом заполнить половину классной комнаты или половину бутылки так, как это можно сделать жидкостью (слайд 10 презентации).

Запишите, пожалуйста, в тетрадь: Газы не имеют собственной формы и постоянного объема. Они заполняют полностью всю предоставленную им емкость”.

Учитель: “Опыты и примеры показали нам, какие свойства имеют твердые тела, жидкости и газы, а знания о строении вещества помогут объяснить эти свойства. Вы уже сказали, что молекулы льда, воды и водяного пара не отличаются друг от друга. Следовательно, рассмотренные три состояния различаются не молекулами, а тем, как молекулы расположены, движутся и взаимодействуют (слайд 11 презентации).

Запишите, пожалуйста, в тетрадь: Свойства твердых, жидких и газообразных тел зависят от различного расположения, движения и взаимодействия молекул”.

Учитель: “Теперь рассмотрим, как расположены и как движутся молекулы газа, жидкости и твердого тела.

Газ можно сжать так, что его объем уменьшится в несколько раз (слайд 12 презентации). Значит, в газах расстояние между молекулами намного больше размеров самих молекул. На таких расстояниях молекулы очень слабо притягиваются друг к другу. Двигаясь во всех направлениях и почти не притягиваясь, молекулы быстро заполняют весь сосуд, поэтому газы не имеют собственной формы и объема.

Молекулы в жидкостях расположены так близко друг к другу, что расстояние между каждыми двумя молекулами меньше размеров молекулы (слайд 13 презентации). На таких расстояниях притяжение молекул друг к другу уже значительно, поэтому молекулы жидкости не расходятся на большие расстояния и жидкости в обычных условиях сохраняют свой объем. Притяжение молекул жидкости друг к другу не так велико и они могут скачками менять свое положение, поэтому жидкости не сохраняют свою форму. Жидкости принимают форму сосуда и их легко разбрызгивать и переливать в другие сосуды. Жидкости текучи. Жидкость трудно сжать, так как, сжимая жидкость, мы сближаем ее молекулы настолько, что они начинают отталкиваться.

В твердых телах притяжение между частицами (молекулами или атомами) еще больше, чем в жидкостях, поэтому в обычных условиях они сохраняют свою форму и объем (слайд 14 презентации). Частицы большинства твердых тел, таких, как алмаз, соль, лед, металлы, расположены в определенном порядке, образуя кристаллическую решетку. Такие твердые тела называют кристаллами. Хотя частицы этих тел находятся в движении, но каждая из них движется около определенной точки, то есть колеблется. Частица не может переместиться далеко от этой точки, поэтому твердое тело сохраняет не только объем, но и форму”.

Учитель демонстрирует кристаллические решетки графита и хлорида натрия.

Учитель: “Посмотрите еще раз (слайд 15 презентации) на расположение, особенности движения и характер взаимодействия молекул в трех разных состояния. В качестве закрепления вам предстоит заполнить таблицу (слайд 16 презентации). Перечертите таблицу в тетрадь”.

4. Закрепление материала

Учитель разбивает класс на три группы и предлагает каждой группе заполнить таблицу для одного агрегатного состояния вещества. Когда эта работа будет выполнена, он проводит обсуждение итогов заполнения таблицы и заслушивает отчет каждой группы по выполнению поставленной задачи. Самым активным учащимся выставляет оценки за работу в классе в журнал.

5. Домашнее задание

Ребята, запишите, пожалуйста, задание на дом (слайд 17 презентации).

Спасибо за внимание (слайд 18 презентации).

Урок окончен. До свидания.

Литература и электронные ресурсы.

  1. С.Е. Полянский Поурочные разработки по Физике. К учебникам С.В.Громова, Н.А. Родиной, (М.: Просвещение); А.В. Перышкина (М.: Дрофа) 7 класс. М.: “ВАКО”, 2004, 240 с.
  2. А.В. Перышкин Физика. 7 кл.:Учеб. для общеобразоват. учреждений. М.: Дрофа, 2007, 192 с.
  3. http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=%D0%BA%D0%B0%D0%BF%D0%BB%D1%8F%
    20%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D1%8F&img_url=copypast.ru%2Ffoto%2Fkapli%2F05.jpg&pos=3&rpt=simage&lr=2&noreask=1
  4. http://physics.nad.ru/
  5. http://physicsbook.narod.ru/interactive/active_lk/termodinamika/adia.htm
  6. http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=капля воды
  7. http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=мензурка картинки по физике&img_url=sh-fizika.ru%2Fuploads%2Fposts%2F2012-03%2F1331213258_img_1.jpg&pos=22&rpt=simage
  8. http://miranimashek.com/photo/13-0-818
  9. http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D0%BB%D0%BE%D0%
    BD%20%D0%B3%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9%20%D0%BA%D0%
    B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0&img_url=www.rustechnics.ru%
    2Fupload%2Fiblock%2Fa85%2Fa85e95b69918ac4a1009f05e366c0b6b.jpg&pos=3&rpt=simage&lr=2&noreask=1
  10. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%80%D0%BE%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%B2%
    D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5
  11. http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/110119/%D0%9C%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%
    83%D0%BB%D1%8F%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F