Шкалы и координаты

Разделы: Математика


Методологическая база.

  1. Программы общеобразовательных учреждений 5-6 классы, Москва "Просвещение", 2008г.
  2. Поурочные разработки по математике. Составитель: Выговская В.В. Москва "ВАКО", 2008 г.
  3. УМК: Н.Я. Виленкин и др., Математика, 5 класс, Москва, 2007 г.
  4. Интернет-источники: – http/school-collection/, – http/fcior.edu.ru/

Цель урока: знакомство учащихся с понятиями шкала, координатный луч и координата точка.

Задачи урока:

Обучающие (формирование познавательных УУД):

  • сформировать понятие шкалы, деления шкалы, координатного луча;
  • учить определять на шкале единичный отрезок, строить координатный луч, находить координаты точек и строить точки по заданным координатам.

Развивающие (формирование регулятивных УУД):

  • расширение кругозора учащихся;
  • развитие приемов умственной деятельности, памяти, внимания, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы;
  • развитие интереса к предмету с помощью ЭОР, познавательную творческую деятельность учащихся;

Воспитательные (формирование личностных УУД):

  • формировать УМЕНИЕ аккуратного и точного изображения координатного луча;
  • интерес к изучаемой теме;
  • ответственное отношение к учебному труду.

Тип урока: Изучение нового материала и первичное закрепление.

Оборудование: проектор, компьютеры с выходом в Интернет, тесты, листы самооценки.

Этапы урока

Время, мин

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний – устные задачи.

3. Изучение нового материала – информационный лист; устная работа; -практическая работа

4. Закрепление знаний, умений и навыков; устная работа по закреплению теоретического материала; самостоятельная работа № 1.

5. Физкультминутка.

6. Рефлексия деятельности.

7. Контроль знаний.

8. Итог урока.

9. Инструктаж домашнего задания.

1

3

10

7

2

3

10

3

1

Всего: 40

Ход урока ЭОР УУД
1. Организационный момент
2. Актуализация опорных знаний

Устные задачи:

– Каков рост каждого ученика? Кто ниже (выше) Тани?

– Как найти длину отрезка АВ? (Измерить линейкой.)

Тема нашего урока: "Шкалы и координаты"

 

Смыслообразование

Анализировать и осмысливать текст задачи

 

3. Изучение нового материала.

Мы с вами познакомимся с понятиями шкала, деления шкалы и координатный луч.

– Рассмотрим линейку. На линейке нанесены штрихи. Они разбивают линейку на равные части. Эти части называют делениями.
– Итак, что такое шкала?

Все деления образуют шкалу.

На линейке есть шкала.

– Ребята, назовите приборы на которых есть шкала.
– термометр, весы, спидометр, рулетка

– Выполнение устных заданий по картинкам.

  Приводить примеры использования шкал на практике

Использование средств наглядности для определения цены одного деления.

Начертите луч ОХ, чтобы он шел слева направо.

– Над началом луча О напишем число 0, а над точкой Е число 1. Отрезок ОЕ называют единичным отрезком.

Отложим далее на том же луче отрезок ЕА, равный единичному отрезку, и над точкой А напишем число 2.

– Затем на этом же луче отложим отрезок АВ, равный единичному отрезку, и над точкой В напишем число 3.
– Так шаг за шагом получаем бесконечную шкалу. Ее называют координатным лучом.
– Числа 0,1,2,3..., соответствующие точкам О, Е, А, В,..., называют координатами этих точек.

Пишут: О(0), Е(1), А(2), В(3) и т.д.

– Назовите координаты точек О, Е, А, В,... и т.д.
– Что такое координата точки
– Проговорите.

Практическое задание: По координатному лучу показать его начало, единичный отрезок, записать координаты отмеченных точек.

Знаково-символическое моделирование.

Записывать в символической форме координаты точек

Конкретизация.

4. Закрепление знаний умений и навыков.

Устная работа (пример на рост Тани)

№108, №109, №110

– Первичное закрепление.
– Как построить координатный луч?
– Расскажите.
– Как построить точку на этом луче с координатой 3?

5. Самостоятельная работа

6. Физкультминутка.

7. Включение в систему знаний нового знания.

Начертите в тетради координатный луч и на нем отметьте точки

А(5), В(8), если единичный отрезок равен 1 см. Определите длину отрезка АВ.

Анализировать и осмысливать, построение логической цепи рассуждений.

8. Рефлексия деятельности.

– Ребята, оцените свою работу на уроке, поставив отметку в листе оценивания.
– Проверим насколько правильно вы оценили свою деятельность
– Ученики выполняют работу на компьютере.

Перевод текста в математическую запись.

Моделировать в графической форме понятия, связанные с понятием шкалы.

Контроль, оценка своей деятельности.

9. Итог урока.

Объясните, что такое координатный луч. О чем нужно помнить при построении координатного луча?

10. Домашнее задание

– Придумайте такое условие задачи и решите ее чтобы она включала тему "Шкалы и координаты".