Логоритмическое занятие "Путешествие в зоопарк"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций, используя систему движений в сочетании с музыкой и словом.

Задачи:

  • развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность.
  • развивать способности восприятия музыкальных образов и умение ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом, умение перевоплощаться, проявлять художественно – творческие способности.
  • воспитывать положительные личностные качества.

Ход занятия

I. Вводная часть

Дети входят в зал под музыку “Веселые путешественники”, муз. М. Старокадомского, и встают в шеренгу. Педагог приветствует детей и спрашивает, кто из детей бывал в зоопарке. Дети отвечают.

Педагог: А сейчас давайте пофантазируем и представим, что в нашем прекрасном городе есть зоопарк и звери в нем очень добрые. Живут они не в клетках, а на свободе, гуляют по лесу, резвятся в прудах и озерах. Хотите побывать в таком зоопарке? Ну что ж, тогда пора наряжаться, в путь дорогу собираться.

Дети выполняют движения по тексту.

1. Речевое упражнение с одновременным выполнением действия без музыкального сопровождения:

Плетись коса ниже пояса,
Закрутитесь усы для пущей красы,
Наденем бусенки, как ягодки вкусненькие,
Наденем кафтан, да еще сарафан,
Да еще на ножки красные сапожки
Тра-та-та, тра-та-та
Вот какая красота!

II. Основная часть

Педагог: А на чем же мы поедем?

Поезд всех нас отвезет
На станции он всех нас ждет.

2. Упражнение на развитие чувства темпа, дыхания, автоматизации звуков “ш”, “ч”. Песня “Поезд”, муз. Н. Метлова.

Двери закрываются “ш-ш-ш” – на выдохе,
Поезд остановился “ч-ч-ч” – на выдохе.

Дети встают друг за другом, руки кладут на плечи впереди стоящего и идут топающим шагом в соответствии с темпом и ритмом музыки.

Педагог:

Дети, мы уже в лесу
Полюбуйтесь на красу!

3. Упражнение на развитие координации слова с движением “небо синее”

Небо синее (руки вверх)
Роща в инее (кисти рук вниз)
Утро раннее (руки в стороны)
Все румянее (руки вниз)
Выйдет солнышко (руки скрестить, поднять вверх, через стороны вниз)
Колоколнышко (сжимать и разжимать кулачки)
Всех согреет нас (обнять себя руками)
В этот ранний час (руки вниз).

Педагог:

А теперь пора идти
Что же ждет нас впереди?

4. Движения, упражняющие в различных видах ходьбы

По тропиночке пойдем
Друг за дружкою гуськом
Ходьба змейкой
По траве мы все шагаем
Ноги выше поднимаем
Ходьба с высоким подниманием колен
Осторожней все шагайте
Только веток не ломайте
Ветки хрупкие сейчас
Просят “Берегите нас!”
Ходьба полуприсядью

Педагог обращает внимание на паутину с пауком:

– Ой, ребята, посмотрите
Паука вы не губите
Мы тихонько подойдем
Песенку ему споем

5. Пальчиковая игра “Паучина” (журнал “Музыкальный руководитель”, № 2, 2004 год).

Педагог: Ребята, в зоопарке много интересного. Давайте понаблюдаем за тем, что делаю звери и птицы

6. Комплекс общеразвивающих упражнений на координацию слова и движения по тексту

По-лосинному красиво
Ходит лось в лесу густом
По-мышинному пугливо
Семенит мышонок в дом
И по-заячьи зайчишка
Все спешит запутать след
По-медвежьи ходит мишка
Косолап он с детских лет
Серый волк бежит по лесу,
А за ним бежит лиса
Поднялись у них трубою
Два пушистеньких хвоста
Птицы летают, крылья расправляют
С ветки на ветку рыжий зверек
Весело прыгает скок – поскок
А в берлоге спит медведь
Тише, тише, не шуметь!
Тс-с-с-с!

Педагог:

На дворе весна, пора мишке просыпаться,
Вот сейчас споем про него веселую песенку,
Он услышит и проснется.

7. Инсценирование песни с пропеванием слогов: ры-ра, ры-ру.
    Песня “Плюшевый медвежонок”, А.И. Буренина.

Педагог:

Смотрите, на полянке спит тигр.
По моему, он уже просыпается!

8. Мимическое упражнение “Тигр”, движение и мимика по тексту

Тигр проснулся, потянулся
Растянулся и прогнулся,
А потом зевал, зевал
Вдруг нахмурился и оскалился
Зубы показал
Приготовился к прыжку
Громко зарычал “р-р”
Прыг, – и убежал!

Педагог:

Тигр так громко рычал, что всех ворон распугал
Сели вороны на дерево и закаркали

9. Упражнение на дыхание “Ворона”.

Дети делают вдох носом и на выдохе произносят протяжно “Кар!” (5 – 6 раз).

Педагог: Вороны так громко каркали, что охрипли и стали каркать беззвучно.

Дети выполняют упражнение с закрытым ртом. (5 – 6 раз).

Педагог:

В зоопарке есть мартышки
Ох, какие шалунишки,
Мимо них ты не пройдешь
От удивления замрешь

10. Упражнение на развитие общей моторики и танцевального творчества.

Танец “Чунга – чанга”, муз. В. Шаинского

Под музыку в грамзаписи дети изображают танцующих обезьян, придумывая свои разнообразные движения.

Педагог: Дети, я хочу узнать, кто же из вас самый внимательный. Я буду сейчас называть зверей и птиц, живущих в зоопарке, а вы, услышав звук “р”, быстро должны хлопнуть в ладоши.

11. Игра на внимание “Хлопни в ладоши”.

Педагог:

Грустно стало в зоопарке
Чьи следы я вижу в парке
Вижу, черный нос торчит
Глаз косой на нас глядит
Кто же это? Угадай-ка
Это наш трусишка …

Дети: Зайка!

Педагог: Ты, малыш, не бойся нас, поиграем мы сейчас

12. Подвижная игра “Кто быстрее займет норку?”

В зале по кругу лежат маленькие обручи. Под музыку дети изображают прыгающих зайцев, по окончании музыки дети занимают места в обручах. Воспитатель в ходе игры убирает по 2 – 3 обруча. Кому обруча не досталось, тот выходит из игры.

Педагог:

Чтобы дальше нам идти, согреться нужно по пути
Дети, каждому из вас сделаем сейчас массаж.

13. Упражнение на релаксацию массаж “Рельсы – рельсы”.

Дети по очереди делают друг другу массаж спины.

Рельсы – рельсы, кух-кух, Легкие движения ребром
Шпалы – шпалы, тук-тук Ладоней по спине поперек
Едет поезд, чух-чух, Движения ребром ладоней
Запоздалый, пух-пух По спине вдоль
Из распахнутых окошек Легкие касания спины
Кто-то высыпал горошек Подушечками пальцев рук
Бух-бух-бух-бух-бух!  
Пришли куры, цып-цып, Легкие касания спины
Поклевали цып-цып Сложенными вместе большого, среднего и указательного пальцев рук
Пришли козы, бе-бе,
Пощипали ме-ме
 
Прилетели пчелки, плавное поглаживание спины ладонями и их тыльной стороной
Покусали колко легкое постукивание по спине указательными пальцами рук
Прилетели мошки плавное поглаживание спины
Подбирали крошки легкое пощипывание
От зеленого горошка  
Ни осталося ни крошки поглаживание спины
Ни осталося  
Вот и песня вся!  

III. Заключительная часть

Педагог: Наше путешествие по зоопарку подходит к концу и на прощание мы споем птицам и всем животным, живущим в зоопарке веселую песенку.

14. Упражнение на развитие координации слова и движения в сочетании с музыкой

Инсценирование песни “Зверобика”, муз. Б. Савельева (журнал “Музыкальный руководитель”, № 8, 2007 год)
Выход из зала с песней “Веселые путешественники”, муз. М. Старокодамского.

Приложение 1