Цель: совершенствовать умение распознавать в словах проверяемые безударные гласные в корне, правильно подбирать проверочные слова.
Задачи:
А) Образовательные:
– развивать умение распознавать безударные гласные в корне;
– совершенствовать умение находить проверочные слова.
Б) Развивающие:
– развивать орфографическую зоркость;
– расширить словарный запас;
– развивать память, внимание, мышление, речь.
В) Воспитательные:
– воспитывать умение слушать и слышать;
– прививать интерес к предмету.
Г) Здоровьесберегающие:
– используя физминутки, стимулировать работу учащихся на уроке;
– учить выполнять упражнения для здоровья глаз и позвоночника.
Тип урока: урок-закрепление знаний.
Класс: 3 “Б”.
Вид урока: комбинированный.
Методы, используемые на уроке: наглядно-индивидуальный, словесно-дедуктивный, репродуктивный, практически-индивидуальный, проблемно-диалогический.
Используемые учебники и учебные пособия: Учебник Т.Г.Рамзаева “Русский язык” 3 класс, В.Г.Горецкий “Чистописание” 3 класс, Т.В.Шклярова “Сборник упражнений по русскому языку для 3 класса”.
Оборудование: блок-сигналы, компьютер, экран, елка, новогодние игрушки.
1. Организационный момент.
А) Приветствие гостей.
Мы рады приветствовать Вас в классе нашем
Возможно, есть классы и лучше, и краше.
Но пусть в нашем классе Вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко!
Поручено нам Вас сегодня встречать,
Начнем же урок, не будем зря время терять!
– Поздоровайтесь с гостями наклоном головы. Повернитесь лицом к доске. Садитесь.
Будем надеяться, что настроение у наших гостей хорошее, и они с удовольствием проведут время с нами и порадуются нашим успехам.
Б) Психологический настрой.
– Садитесь. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Начнем урок.
В) Мотивация.
– Ребята, какой у нас скоро праздник?
– А вы любите наряжать новогоднюю елку?
– Сегодня на уроке мы будем украшать елку к Новому году. Выполним задание –
повесим игрушку на елку. А задания вам будет давать угадайте, кто:
Что за нелепый человек
Пробрался в 21 век?
Морковный нос, в руке метла,
Боится солнца и тепла?
– Правильно, снеговик.
Приложение. (Слайд 2)
2. Чистописание.
– Первый этап нашего урока – чистописание.
(Слайд3.)
– Откройте пропись.
(Слайд 4)
Сегодня мы повторяем написание буквы э. На что похожа эта буква?
– Пропишите узор с буквой э на первой строке.
И слова на третьей строке.
– Молодцы! Закройте тетради. Одно задание мы выполнили. Даша, повесь шарик на елку.
3. Словарная работа.
– Откройте тетради, отступите две строки от предыдущей работы, запишите число
и классная работа.
– Следующий этап нашего урока – словарная работа.
(Слайд 5)
– Снеговик придумал для вас хитрые задания. Отгадайте ребусы и вы узнаете словарные слова, которые должны записать.
(Слайд 6)
– Правильно, ворона. Проговорите слово по слогам. Запишите.
(Слайд 7)
– Следующее слово.
(Слайд 8)
– Правильно, дорога. Проговорите слово. Запишите.
(Слайд 9)
– Следующее слово
(Слайд 10)
– Правильно, автобусы. Проговорите слово. Запишите.
(Слайд 11)
– Следующее слово.
(Слайд 12)
– Правильно, декабрь. Проговорите слово. Запишите.
(Слайд 13)
– Последнее слово.
(Слайд 14)
– Правильно, вокруг. Проговорите слово. Запишите.
(Слайд 15)
– Молодцы! Вешаем игрушку.
4. Постановка проблемы.
(Слайд 16)
– Снеговик рассказал мне историю, которая произошла с его друзьями Никитой и Димой. Послушайте ее.
Дима написал записку Никите:
“Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем.”
(Слайд 17)
– Никита записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята после уроков. “
Мяч будет, – сказал Дима, – Никитос принесет.” Пришел Никита, а в руках у него
красивый деревянные меч. Ребята расстроились, что не смогли поиграть в футбол.
Почему так получилось?
– Какое правило забыл Дима?
– Как правильно записать это слово? (Мячом.)
(Слайд 18)
– Почему нужно написать букву я?
– Исходя из этой проблемы, сформулируйте тему урока. (Правописание безударной
гласной в корне.)
(Слайд 19)
– Какую цель мы поставим? (Научиться проверять и писать слова с безударной гласной.)
(Слайд 20)
– Хорошо! Вешаем игрушку.
5. Повторение ранее изученного материала.
(Слайд 21)
– Повторяем то, что знаем. Вспомним то, что мы с вами уже изучили по данной
теме. Ответьте на вопрос:
– Что мы будем проверять?
– В какой части слова будем проверять безударную гласную?
– Как будем проверять безударную гласную?
– Молодцы! Вешаем игрушку.
6. Работа по теме урока.
(Слайд 22)
А) – Давайте составим план проверки безударной гласной, которым будем
пользоваться в дальнейшем.
– Итак, слово з..ма. Мне нужен помощник.
(Слайд 23)
– Что мы сделаем сначала? (Прочитаем слово.)
– Читаем.
– Что сделаем дальше? (Поставим ударение.)
(Слайд 24)
– Ставим ударение.
– Что выделим после? (Корень.)
– Выделяем корень.
(Слайд 25)
– Что найдем в корне? (Безударную гласную.)
– Что подберем? (Проверочное слово.)
– Подбираем проверочные слова.
(Слайд 26)
– Молодцы! Вешай игрушку.
7. Работа по учебнику.
(Слайд 27.)
– Прочитайте предложения. Выпишите только слова с пропущенной буквой.
Используя план, подберите проверочные слова к словам с пропущенной буквой.
Записывайте сначала проверочное слово, затем проверяемое. Поставьте ударение.
Выделите корень.
– Молодцы! Вешаем игрушку.
8. Упражнение на развитие внимания.
– Снеговик прислал вам хитрое задание.
(Слайд 28)
Я зачитаю пары слов. Ваша задача их запомнить.
Слушайте внимательно!
Маленький – большой
Ругать – хвалить
Темно – светло
Друзья – враги
Горячий – холодный
– Чем интересны эти пары слов?
– Как называются слова, противоположные по смыслу?
– Что-то я устала. Пожалуй, пора отдохнуть.
9. Физкультминутка “Сова”
(Слайд 29)
– Сова спит. Вот она проснулась, потянулась, расправила крылья. Повернула голову направо, налево. Вдруг сова увидела мышь. И бросилась на нее. (Дети повторяют за учителем движения совы.)
– Продолжаем разговор. Вы запомнили пары слов. Сейчас я буду читать первое слово из пары, а вы вспомните и запишите второе слово, устно подбирая проверочные слова.
Маленький – …
Ругать – …
Темно – …
Друзья – …
Горячий – …
Проверка
(Слайд 30)
– Объясните правописание слов
– Молодцы! Вешаем игрушку.
10. Работа с текстом.
(Слайд 31)
– Снеговик приготовил еще одно задание – текст. Прочитайте его.
– Ничего не пойму. В тексте чего-то не хватает. Что не так?
– Восстановите текст, вставив пропущенные буквы и объяснив правописание этих
слов.
Кр..сив русский лес зимой! Поб..лели п..ля и луга. Льдом покрылась р..ка. Под дер..вьями лежат сугробы.
– Кто закончил? Вставь пропущенные буквы.
– Хорошо! Вешаем игрушку.
11. Итог.
(Слайд 32)
– Посмотрите на елку. Справились мы с заданием, украсили елку к празднику?
(Слайд 33)
(Слайд 34)
(Слайд 35)
12. Домашнее задание.
(Слайд 36)