Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне

Разделы: Начальная школа


Цель: совершенствовать умение распознавать в словах проверяемые безударные гласные в корне, правильно подбирать проверочные слова.

Задачи:

А) Образовательные:

– развивать умение распознавать безударные гласные в корне;
– совершенствовать умение находить проверочные слова.

Б) Развивающие:

– развивать орфографическую зоркость;
– расширить словарный запас;
– развивать память, внимание, мышление, речь.

В) Воспитательные:

– воспитывать умение слушать и слышать;
– прививать интерес к предмету.

Г) Здоровьесберегающие:

– используя физминутки, стимулировать работу учащихся на уроке;
– учить выполнять упражнения для здоровья глаз и позвоночника.

Тип урока: урок-закрепление знаний.

Класс: 3 “Б”.

Вид урока: комбинированный.

Методы, используемые на уроке: наглядно-индивидуальный, словесно-дедуктивный, репродуктивный, практически-индивидуальный, проблемно-диалогический.

Используемые учебники и учебные пособия: Учебник Т.Г.Рамзаева “Русский язык” 3 класс, В.Г.Горецкий “Чистописание” 3 класс, Т.В.Шклярова “Сборник упражнений по русскому языку для 3 класса”.

Оборудование: блок-сигналы, компьютер, экран, елка, новогодние игрушки.

1. Организационный  момент.

А) Приветствие гостей.

Мы рады приветствовать Вас в классе нашем
Возможно, есть классы и лучше, и краше.
Но пусть в нашем классе Вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко!
Поручено нам Вас сегодня встречать,
Начнем же урок, не будем зря время терять!

– Поздоровайтесь с гостями наклоном головы. Повернитесь лицом к доске. Садитесь.

Будем надеяться, что настроение у наших гостей хорошее, и они с удовольствием проведут время с нами и порадуются нашим успехам.

Б) Психологический настрой.

– Садитесь. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Начнем урок.

В) Мотивация.

– Ребята, какой у нас скоро праздник?
– А вы любите наряжать новогоднюю елку?
– Сегодня на уроке мы будем украшать елку к Новому году. Выполним задание – повесим игрушку на елку. А задания вам будет давать угадайте, кто:

Что за нелепый человек
Пробрался в 21 век?
Морковный нос, в руке метла,
Боится солнца и тепла?

– Правильно, снеговик.

Приложение. (Слайд 2)

2. Чистописание.

– Первый этап нашего урока – чистописание.

(Слайд3.)

– Откройте пропись.

(Слайд 4)

Сегодня мы повторяем написание буквы э. На что похожа эта буква?

– Пропишите узор с буквой э на первой строке.

И слова на третьей строке.

– Молодцы! Закройте тетради. Одно задание мы выполнили. Даша, повесь шарик на елку.

3. Словарная работа.

– Откройте тетради, отступите две строки от предыдущей работы, запишите число и классная работа.
– Следующий этап нашего урока – словарная работа.

(Слайд 5)

– Снеговик придумал для вас хитрые задания. Отгадайте ребусы и вы узнаете словарные слова, которые должны записать.

(Слайд 6)

– Правильно, ворона. Проговорите слово по слогам. Запишите.

(Слайд 7)

– Следующее слово.

(Слайд 8)

– Правильно, дорога. Проговорите слово. Запишите.

(Слайд 9)

– Следующее слово

(Слайд 10)

– Правильно, автобусы. Проговорите слово. Запишите.

(Слайд 11)

– Следующее слово.

(Слайд 12)

– Правильно, декабрь. Проговорите слово. Запишите.

(Слайд 13)

– Последнее слово.

(Слайд 14)

– Правильно, вокруг. Проговорите слово. Запишите.

(Слайд 15)

– Молодцы! Вешаем игрушку.

4. Постановка проблемы.

(Слайд 16)

– Снеговик рассказал мне историю, которая произошла с его друзьями Никитой и Димой. Послушайте ее.

Дима написал записку Никите:

“Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем.”

(Слайд 17)

– Никита записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята после уроков. “ Мяч будет, – сказал Дима, – Никитос принесет.” Пришел Никита, а в руках у него красивый деревянные меч. Ребята расстроились, что не смогли поиграть в футбол. Почему так получилось?
– Какое правило забыл Дима?
– Как правильно записать это слово? (Мячом.)

(Слайд 18)

– Почему нужно написать букву я?
– Исходя из этой проблемы, сформулируйте тему урока. (Правописание безударной гласной в корне.)

(Слайд 19)

– Какую цель мы поставим? (Научиться проверять и писать слова с безударной гласной.)

(Слайд 20)

– Хорошо! Вешаем игрушку.

5. Повторение ранее изученного материала.

(Слайд 21)

– Повторяем то, что знаем. Вспомним то, что мы с вами уже изучили по данной теме. Ответьте на вопрос:
– Что мы будем проверять?
– В какой части слова будем проверять безударную гласную?
– Как будем проверять безударную гласную?
– Молодцы! Вешаем игрушку.

6. Работа по теме урока.

(Слайд 22)

А) – Давайте составим план проверки безударной гласной, которым будем пользоваться в дальнейшем.
– Итак, слово з..ма. Мне нужен помощник.

(Слайд 23)

– Что мы сделаем сначала? (Прочитаем слово.)
– Читаем.
– Что сделаем дальше? (Поставим ударение.)

(Слайд 24)

– Ставим ударение.
– Что выделим после? (Корень.)
– Выделяем корень.

(Слайд 25)

– Что найдем в корне? (Безударную гласную.)
– Что подберем? (Проверочное слово.)
– Подбираем проверочные слова.

(Слайд 26)

– Молодцы! Вешай игрушку.

7. Работа по учебнику.

(Слайд 27.)

– Прочитайте предложения. Выпишите только слова с пропущенной буквой. Используя план, подберите проверочные слова к словам с пропущенной буквой. Записывайте сначала проверочное слово, затем проверяемое. Поставьте ударение. Выделите корень.
– Молодцы! Вешаем игрушку.

8. Упражнение на развитие внимания.

– Снеговик прислал вам хитрое задание.

(Слайд 28)

Я зачитаю пары слов. Ваша задача их запомнить.

Слушайте внимательно!

Маленький – большой
Ругать – хвалить
Темно – светло
Друзья – враги
Горячий – холодный

– Чем интересны эти пары слов?
– Как называются слова, противоположные по смыслу?
– Что-то я устала. Пожалуй, пора отдохнуть.

9. Физкультминутка “Сова”

(Слайд 29)

– Сова спит. Вот она проснулась, потянулась, расправила крылья. Повернула голову направо, налево. Вдруг сова увидела мышь. И бросилась на нее. (Дети повторяют за учителем движения совы.)

– Продолжаем разговор. Вы запомнили пары слов. Сейчас я буду читать первое слово из пары, а вы вспомните и запишите второе слово, устно подбирая проверочные слова.

Маленький – …
Ругать – …
Темно – …
Друзья – …
Горячий – …
Проверка

(Слайд 30)

– Объясните правописание слов
– Молодцы! Вешаем игрушку.

10. Работа с текстом.

(Слайд 31)

– Снеговик приготовил еще одно задание – текст. Прочитайте его.
– Ничего не пойму. В тексте чего-то не хватает. Что не так?
– Восстановите текст, вставив пропущенные буквы и объяснив правописание этих слов.

Кр..сив русский лес зимой! Поб..лели п..ля и луга. Льдом покрылась р..ка. Под дер..вьями лежат сугробы.

– Кто закончил? Вставь пропущенные буквы.
– Хорошо! Вешаем игрушку.

11. Итог.

(Слайд 32)

– Посмотрите на елку. Справились мы с заданием, украсили елку к празднику?

(Слайд 33)

(Слайд 34)

(Слайд 35)

12. Домашнее задание.

(Слайд 36)