Фронтальное логопедическое занятие по теме "Дифференциация звуков [с] – [з]"

Разделы: Логопедия


Цель: Создание организационных и содержательных условий по усвоению учащимися упражнений по дифференциации звуков и усвоении лексического материала на тему: “Зима”.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

– учить различать звуки СЗ изолированно, в словах, предложениях и правильно обозначать их на письме, в словах и в предложениях;
– учить согласовывать существительные с прилагательными и глаголами;
– обучать составлять короткий рассказ по опорным словам и опорным картинкам.

Коррекционно-развивающие:

– развивать фонематические представления, зрительное восприятие, память, словесно-логическое мышление, навыки самоконтроля, общую и мелкую моторику рук.

Воспитательные:

– формировать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи в процессе выполнения упражнений;
– формировать установку на здоровый образ жизни в процессе выполнения артикуляционной, пальчиковой гимнастики, физкультминуток.

Оборудование:

предметные картинки, в названии которых есть звуки С, З;
индивидуальные карточки со словами с пропущенными звуками С, З;
– сюжетные картинки “Зимние забавы”;
– “снежный комочек” (белый мячик);
больная книга с наименованием страниц;
елка;
почтовые ящички с наклейками С и З, сундучки со схемами.

Ход занятия

1. Организационный момент:

– Здравствуйте, ребята!
– Рада видеть вас на уроке логопедии. Чем мы занимаемся на этом уроке?

Отвечайте “да” или “нет” на мое утверждение:

Очень любим мы учиться – …
И, конечно же, лениться – …
Выполняем все задания – …
Очень любим опоздания – …
Читаем, пишем, рассуждаем – …
Дисциплину нарушаем – …
Всем успехов пожелаем – …

И урок мы начинаем!

– Не забывайте: Отвечать – не кричать, только руку поднимать!

2. Работа по теме:

– Сегодня, ребята, мы с вами будем учиться различать звуки С и З и отправимся в путешествие по сказочной книге звуков и букв.
– Путешествовать отправимся! Готовы! Поехали!

1) Первая страница “Звуковая”.

– Картинки, в словах которых есть звуки С и З потерялись.
– Поможем картинкам найти свой звук С и З.
– Давайте найдем и отправим в почтовые ящики картинки, в которых есть звуки С и З с одноименными звуками.
– А теперь поможем нашему язычку различать звуки С и З.
– Звуки очень похожи: оба прячут язычок за нижние зубки, оба дуют на язычок, но есть у них различие С-глухая, а З – звонкая. Давайте проведем эксперимент и проверим-положим ладошки на горлышко и послушаем – З – горлышко звучит, С-горлышко молчит.

Игра: “Поймай звук”.

Изолированно:

С – молчим, З – хлопок в ладоши.

В слогах:

за, са, сы, со, зу, ас, уз, из, си, зы, су,оз;
злу, слу, сло, злы, сли, ска, слы, зле.

В словах:

зубы, сук, сыр, зонт, сумка, сани, самолет, завод, забор, самовар, стакан, звонок, стул.

Артикуляционная гимнастика:

– А теперь сделаем гимнастику для язычка:
– друг другу улыбнулись, сделали губами трубочку – надуваем шарики.
– Жил веселый язычок, выглянул в окошко, посмотрел направо, налево, вверх, вниз, пощелкал, облизал вкусное варенье (вправо, влево). (дети повторяют за логопедом).

Молодцы!

2) Следующая страница “Слоговая”.

– Кто на стекле рисует узоры? (Мороз.)
– Посмотрите, какие узоры он нам сегодня нарисовал!
– Давайте соединим звуки в слоги:

 

– Послушайте и запишите слоги в столбик: в первый – с буквой З, второй с буквой С.

за, зо, са, зо, сы, зы, си, зы, зи, зе, се, сю, зю, со.

Физкультминутка:

– Мы много написали, наши пальчики устали, проведем для них игру “Елочка”:

Елочка нарядная
В гости к нам пришла,
Новогодний праздник

Детям принесла.

Дети по очереди прикасаются к большому пальцу остальными пальчиками в ритме стихотворения.
На макушке елочки
Звездочка горит.
На колючих веточках
Мишура блестит,
Соединяем прямые руки над головой, показывая макушку елочки. Вытягиваем вперед прямые руки.
 
Огоньки сверкают,
Шарики висят.
Фонарики качаются
 
“Фонарики”
– вращают кулачками.
– покачивают руками вправо-влево раздвинув пальцы и подняв их вверх.
 
Бусики звенят
Весело под елочкой
Пляшет хоровод
Опускаю кисти вниз, и легко встряхивают ими.

– Выставляют поочередно ноги на пятку.

Здравствуй, здравствуй, елочка.
Скоро, Новый год!
Хлопают в ладоши.

3) Следующая страница “Елочная”.

– Ребята, посмотрите на нашу елочку. Ее нужно нарядить. У нас есть слова, в которых потерялись буквы С и З. Давайте их допишем и повесим игрушки на елку.

…нег, бу…ы, …има,...неговик,…анки,…моро…,…евер,…доровье,…ле.., ..вонок,у..ор, …абор, …аяц, …убы, …онтик, …амое, …ли…а.

– А теперь поможем словам найти свое место. У нас 3 сундучка: в один положим слово где звук С – в начале, во второй, где звук С – в середине и в третий, где звук С – в конце слова.

собака, паста, автобус.

слива, коса, вкус.

усы, слово, нос.

Точно также поможем словам со звуком З.

роза, арбуз, зонт.

глаз, ваза, заноза.

мороз, коза, груз.

4) Следующая страница “Чистоговорочная”.

Мы научились правильно говорить звуки С и З – давайте это покажем.

са-за-са -вот бежит лиса

за-са-за – вот идет коза

сы-зы-зы – есть рога у козы.

Молодцы!

5) Дальше страница –“Загодай-разгодай!” Отгадайте загадки!

Я тепла не потерплю:
Закручу метели,
Все поляны побелю,
Разукрашу ели,
Замету снежком дома,
Потому что я ...
(Зима)

Он и добрый, он и строгий,
Бородою весь зарос,
К нам спешит сейчас на праздник,
Кто же это? ...
(Дед Мороз)

Сам глотаю я пилюльки,
Потому что ел ...
(Сосульки)

Дождь и слякоть,
Грязь и ветер,
Осень, ты за все в ответе!
Мерзнет, мерзнет человек,
Выпал первый белый ...
(Снег)

Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь – вода в руке?
(Снежинки)

6) Следующая страница –“Скороговорочная”.

– Давайте покажем, как мы умеем быстро и красиво произносить скороговорки.

Сыплет, сыплет снег с небес.

Спит под снегом зимний лес.

Сонный сад в снегу стоит

Сад под снегом тоже спит.

7) Дальше страница – “Зимняя”.

Я предлагаю поиграть в игру “Снежный ком”.

Мы передаем друг другу снежный ком и называем слова отвечающие на вопросы “Какой?”, “Какая?”.

Начали:

Зима какая?– холодная, морозная, длинная.

Снег какой? – белый, пушистый, мягкий.

Мороз какой? – жгучий, сильный, злой.

Теперь называем слова-действия, которые отвечают на вопрос “Что делает?”

Снег что делает? – падает, лежит, кружит.

Составим теперь предложения и рассказ по опорным картинкам.

Дети лепят снеговика.

Мальчик катается на лыжах.

Дети катаются на санках.

Девочка катается на коньках.

Соединим эти 4 предложения в одно с помощью вопроса –

– Что делают дети?

Дети лепят снеговика. Катаются на санках, на лыжах, на коньках. Весело зимой!

Хорошо!

А теперь расскажем о зиме:

Зимний праздник на подходе,
Старый год от нас уходит,
В дверь стучится Новый год.
Пусть с метелью и порошей
Принесет он все хорошее.
Детям – радость, как и прежде
Взрослым счастье и надежду!

– А теперь ребята, на доске вы видите слова – пожелания (здоровья, счастья, успехов), в которых есть буквы С и З. Возьмите каждый по одному слову и спишите это слово на свою “снежинку”.
– Получилось? Читаем по очереди свои слова и дарим эти снежинки друг другу.

Молодцы!

3. Итог урока:

Ребята, мы с вами сегодня научились различать звуки С и З изолированно и в словах, правильно обозначать их на письме. Научились подбирать к слова-признаки и слова-действия. Составили по картинкам предложения.

Вы сегодня молодцы!