Командная ролевая игра "Детективное агентство". 9–11-е классы

Разделы: Внеклассная работа


Цель: Привлечение интереса школьников к изучению права.

Задачи:

  1. Получение новых знаний из уголовно-правовых дисциплин.
  2. Закрепление ранее изученных знаний из общего курса права.
  3. Развитие общего интеллектуального уровня учащихся.
  4. Развитие умения работать в группе.
  5. Формирование представления о работе сотрудников правоохранительных органов.

Форма занятия: ролевая игра в командах.

Предварительная подготовка:

  • Формирование 2 команд – детективные агентства (по 5–7 учеников);
  • Формирование жюри (3 ученика);
  • Предварительное домашнее задание:
    1. Придумать название своего детективного агентства.
    2. Сформулировать кредо деятельности детективного агентства.
    3. Подготовить по выбору рекламный банер или рекламный видеосюжет, рекламные листовки, визитки.
    4. Распределить роли участников в команде: директор агентства (1); следователи (2); криминалисты (3); оперативные работники (2).

Оборудование к игре:

  1. Компьютерная презентация к командной ролевой игре “Детективное агентство”. (Приложение 1)
  2. Раздаточные материалы: бейджи с ролями участников (директор, следователь, криминалист, оперативный работник); задания для испытаний; лицензия; призы победителям; анкеты для этапа “Рефлексия”.
  3. Оборудование, необходимое для опытов: мясные изделия, содержащие крахмал; раствор йода; пластиковые тарелки; нитрат серебра; пробирки; штатив для пробирок; соль поваренная; соль йодированная; щелочь; кислота (уксусная); цветной индикатор; парафиновая свеча; подсвечник; спички; металлическая пластина (крышка).

Ход игры

Этап игры Оценивание
1. Визитная карточка (домашнее задание). 5 баллов.
2. Следствие ведут знатоки. 2 балла.
1 – за правильный выбор.
1 – за правильное объяснение.
Команда за доп. задание – 2 балла.
3. Дознание. Максимально 7 баллов.
0–4 вопросов – 7 баллов.
5–8 вопросов – 5 баллов.
9–13 вопросов – 2 балла.
Не угадали – 0 баллов.
4. Экспертиза. 3 балла за ответ.
5. Аттестация. 1 балл за правильный ответ.
6. Решение юридического казуса. 2 балла за задачу.
Игра со зрителями.  
Подведение итогов Выдача лицензии.  
Рефлексия (анкетирование учащихся).  

Ход игры

Ведущий: Ни для кого не секрет, что криминогенная обстановка в России остается весьма непростой. Данное обстоятельство вызвало необходимость активизации деятельности правоохранительных органов, а также создания фирм, способных эффективно решать задачи обеспечения безопасности физических лиц, а также охраны собственности и имущества юридических лиц. К числу таких фирм можно отнести частные охранные и детективные предприятия.

Сегодня у нас открывается сразу 2 детективных агентства, которые смогут помочь нашим гражданам:

  • в розыске пропавших лиц;
  • помочь собрать сведения по уголовным и гражданским делам;
  • оказать содействие в решении семейных проблем, например, выяснить круг общения своего ребенка и т.д.

Однако для того, чтобы приступить к оказанию данных услуг потенциальным клиентам, необходимо получить специальное разрешение – лицензию. Поэтому агентствам придется пройти ряд испытаний и доказать свой профессионализм. Агентство, набравшее большее количество баллов, получает лицензию. Оценивать деятельность детективных агентств на каждом этапе состязаний и выдавать лицензию будут органы внутренних дел в лице лицензионной – разрешительной службы “Жюри” (представление жюри).

У нас в каждом из двух агентств есть директор, криминалисты, следователи и оперуполномоченные. Задания на каждом этапе выполняются именно теми сотрудниками, которые были заявлены по данному профилю работы.

1. Визитная карточка (домашнее задание).

Ведущий: Каждый экономический субъект, который продвигает свои товары или услуги на рынке, сталкивается с проблемой рекламы, детективные агентства не исключение. Домашним заданием было подготовить:

  1. Рекламный банер или рекламный ролик своей организации;
  2. Подготовить иную рекламную продукцию (буклеты, визитки).

Давайте познакомимся с детективными агентствами.

Представление детективных агентств. Оценивание Жюри.

2. Следствие ведут знатоки.

Ведущий: На протяжении столетий умы людей привлекало все таинственное и неведомое. К числу профессий, облеченных тайной, относится работа следователя. Профессия следователя – это целое искусство, требующее высокого уровня интеллекта, умения образно мыслить и логично выстраивать версии происходящих событий. Ко 2-ому испытанию приглашаются следователи детективных агентств.

За 3 минуты необходимо из каждой группы понятий, записанных на карточке в конверте, вычеркнуть лишнее понятие и обосновать свой выбор. За каждый правильный ответ 1 балл, за обоснование 1 балл.

Пока следователи проходят испытание, агентство может заработать дополнительные баллы. Расшифровать головоломки, объяснить смысл расшифрованного высказывания. За правильное решение – 2 балла.

Задание для следователей:

Из данного ряда понятий уберите лишнее. Свой выбор обоснуйте. За каждый правильный ответ 1 балл, за обоснование 1 балл.

Задание для 1-й команды.

  1. Христианство, буддизм, иудаизм, ислам.
    Иудаизм не является мировой религией.
  2. Правовой обычай, судебный прецедент, закон, табу.
    Табу не является источником права.
  3. Гипотеза, преамбула, диспозиция, санкция.
    Преамбула не является элементом правовой нормы.
  4. Прямой умысел, легкомыслие, небрежность, самонадеянность.
    Самонадеянность не является формой вины.
  5. Платить налоги, соблюдать Конституцию, воспитывать своих детей, бережно относиться к окружающей среде.
    Воспитывать своих детей, не только обязанность, но и право граждан РФ.

Задание для 2-й команды.

  1. Искусство, наука, здравоохранение, образование.
    Здравоохранение относится не к духовной сфере жизни общества.
  2. Рецепт пирога, инструкция по ТБ, закон Ньютона, Конституция РФ.
    Конституция РФ не является технической нормой.
  3. Демократический режим, гуманистический режим, тоталитарный режим, авторитарный режим.
    Гуманистический режим не является характеристикой политического режима государства.
  4. Закон СПб, Указ Президента РФ, УК РФ, брачный договор.
    Брачный договор не является источником права.
  5. Основы конституционного строя, Права и свободы человека и гражданина, Судебная власть, Прокуратура.
    Прокуратура не является главой Конституции РФ.

Задание для команд детективного агентства (Приложение 2). Оценивание Жюри.

3. Дознание.

Ведущий: Среди сотрудников правоохранительных органов есть должность “оперуполномоченный”. Это должностное лицо, которое совершает оперативно-розыскные действия такие как: опрос свидетелей, наведение справок, наблюдение за подозреваемыми, проверочная закупка товаров в магазине. Чаще всего оперативным работникам требуются такие качества, как умение вести беседу, правильно задавать вопросы, чтобы получить необходимую информацию. Я приглашаю к испытанию оперуполномоченных детективных агентств.

Задание для оперуполномоченных:

Оперативный работник выходит из класса. Загадывается предмет. Всем участникам игры известно, что это за предмет, кроме оперуполномоченных. Оперуполномоченных приглашают в класс, они могут задавать любые вопросы, чтобы отгадать загаданный предмет, но ответы будут получать только “ДА” или “Нет”. Чем меньше будет задано вопросов и чем быстрее будет отгадан предмет, тем выше балл.

Задание для 1-й команды.

Это документ, который необходим гражданам государства.

Паспорт.

Задание для 2-й команды.

Этот документ признается многими государствами.

Декларация прав ребенка.

Оценивание Жюри.

4.Экспертиза

Ведущий: Большую помощь в расследовании преступлений оказывают криминалисты. Используя профессиональные приемы, эти специалисты помогают раскрывать и предотвращать опасные деяния в обществе. Криминалисты обнаруживают доказательства совершения преступления конкретным человеком – следы совершения преступления: отпечатки пальцев, траекторию полета пули, восстановление фрагмента измененного текста и другое. Для этого необходимо провести экспертизу. К испытанию приглашаются криминалисты детективных агентств.

Задание для криминалистов:

Криминалисты выбирают из предложенных ситуаций 2, с которыми они будут работать. За каждое задание 3 балла.

Задание 1.

Как обнаружить крахмал в мясном изделии?

Ответ: Чтобы проверить наличие крахмала в мясном изделии, достаточно капнуть йодом на продукт. Появление синего пятна на мясном изделии – признак наличия крахмала.

Задание 2.

Как определить с помощью 1 реактива, в каком сосуде простая вода, в каком – соленая вода, в каком – раствор воды с йодированной солью?

Ответ: Добавление нитрата серебра AgNO3 в воду, содержащую обычную соль, приводит к изменению цвета воды, она становится белой.

Добавление нитрата серебра AgNO3 в воду, содержащую йодированную соль, приводит к изменению цвета воды, она становится желтой.

Добавление нитрата серебра AgNO3 в обычную воду не приводит к изменению ее цвета.

Задание 3.

Определите, в каком сосуде вода, в каком – щелочь, в каком – кислота.

Ответ: Используется цветной индикатор: если раствор становится красным – кислота, синим – щелочь, фиолетовым – вода.

Задание 4.

Докажите, что в составе парафина содержится углерод и водород.

Ответ: Парафин сложное вещество. Если к пламени свечи поднести холодный предмет (пробирку), то она запотеет, значит в составе вода, а значит водород. Если в середину пламени свечи поднести металлический предмет, то на нем появится сажа, значит наличие углерода.

Дополнительный вопрос: Докажите, что яблоко содержит ионы железа.

Ответ: Яблоко необходимо разрезать, при взаимодействии с кислородом происходит окисление железа. Яблоко становится коричневым.

Оценивание Жюри.

5. Аттестация.

Ведущий: В любой организации самые сложные спорные вопросы решает директор. Это человек, который должен обладать большим запасом теоретических знаний, прежде всего юридических, умеющий быстро находить правильное решение. К следующему испытанию приглашаются директора детективных агентств.

Проведем аттестацию директоров. Вам будут предложены вопросы, касающиеся юриспруденции. За каждый правильный ответ вы получаете 1 балл.

Задания для директоров:

Детективное агентство №1 Детективное агентство № 2
1. Кто автор романа “Преступление и наказание”?
Федор Михайлович Достоевский

2. Международная организация – посредник в сотрудничестве уголовных полиций разных стран.
Интерпол

3. Оптический прибор, давно используемый криминалистами.
Лупа.

4. Именно в это министерство должны привести человека поиски справедливости.
Министерство юстиции, в переводе с латинского справедливость.

5. В соответствии с действующим законодательством РФ, в какое время проводится голосование?
С 8 утра до 20 часов вечера

1. Расшифруйте аббревиатуру ГИБДД. Государственная инспекция безопасности дорожного движения.

2. Автор письма или произведения, скрывший свое имя.
Аноним.

3. Если верить словарю “Русские фамилии”, то фамилия Татищев имеет самое прямое отношение к теме “Ответственность за правонарушение”. Какое имеет отношение?
Тать – вор.

4.Вещество, наносящее существенный вред здоровью человека, за хранение которого предусмотрена уголовная ответственность?
Наркотик.

5.До какого возраста граждане РФ именуются “молодежью”?
До 30 лет.

Оценивание Жюри.

6. Решение юридического казуса.

Ведущий: Любую организацию будет ждать успех, если сотрудники организации работают слаженно, сообща. Проверить, насколько легко сотрудники работают в команде, поможет следующее испытание. Агентствам предлагается разрешить предложенные казусы – правовые ситуации. За правильно решенную задачу – 2 балла. Директора организаций выбирают задачи.

Задача 1.

Петрова Г.П. решила продать свою зимнюю дачу. Ее подруга Сакурова И.А. согласилась купить эту дачу. Петрова передала ключи от дачи, а гр. Сакурова передала деньги за дом, перевезла свои вещи и стала в нем проживать.

Был ли заключен договор купли-продажи жилой недвижимости между Петровой Г.П. и Сакуровой И.А.? Ответ обоснуйте.

Ответ: Договор купли-продажи жилой недвижимости (дачи) не заключен, поскольку согласно ГК РФ не было государственной регистрации договора.

Задача 2.

Пятнадцатилетний Мухин, был задержан при управлении угнанным им автомобилем, он находился в нетрезвом состоянии. Стоимость ремонта автомобиля, поврежденного Мухиным при угоне, составляет 5000 руб. Какие виды правонарушений совершил Сидоров? К какому виду ответственности он будет привлечен и почему?

Ответ: В соответствии с УК РФ, уголовная ответственность – угон транспортного средства без цели хищения – с 14 лет.

Задача 3.

15 летние подростки около 22 часов возле бара “Арсенал” распивали спиртные напитки. К ним подошел сотрудник полиции и попросил прекратить и разойтись по домам. Подростки не реагировали на требования сотрудника полиции. Тогда сотрудник полиции вызвал наряд и подростки были доставлены в отделение. В качестве наказания им было назначено 3 суток ареста.

Могут ли быть подвергнуты административному аресту несовершеннолетние? Ответ обоснуйте.

Ответ: Нет, не могут. Согласно КоАП РФ, применять к несовершеннолетним административный арест нельзя.

Задача 4.

Козлова А. обратилась в суд с иском к Козлову В. о расторжении брака и взыскании алиментов на содержание ребенка. Кроме того, Козлова просила суд взыскать с ответчика средства на ее содержание в размере 1/6 части заработка Козлова до достижения ребенком возраста 3-х лет. Соглашение об уплате алиментов между сторонами не было достигнуто.

В каком размере по общему правилу взыскиваются алименты на 1 ребенка, в случае отсутствия соглашения между сторонами?

Ответ: При отсутствии соглашения об уплате алиментов, согласно СК РФ, алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются судом с их родителей ежемесячно в размере: на одного ребенка – одной четверти дохода.

Оценивание Жюри.

Ведущий: Пока жюри подсчитывает баллы. Предлагаю участникам и всем присутствующим посмотреть фрагмент кинофильма.

Игра со зрителями

  1. Как называется кинофильм, фрагмент которого мы посмотрели?
    Ответ: “Берегись автомобиля”.
  2. Кто главный герой этого фильма и чем он занимался?
    Ответ: Юрий Деточкин. Он воровал автомобили марки “Волга”, продавал их, а вырученные деньги переводил на счет детских домов.
  3. Вы видели фрагмент попытки кражи автомобиля. Какие еще 2 попытки были им предприняты для совершения кражи? Какая попытка увенчалась успехом?
    Ответ: Кража не удалась, так как был установлен капкан.
    Кража с использованием подъемного крана увенчалась успехом.
    Был ли Юрий Деточкин преступником?

Подведение итогов.

Ведущий: Итак, сегодня сотрудники детективных агентств продемонстрировали нам свои умения и знания, однако в испытаниях более успешными были представители детективного агентства (название победившего в испытаниях агентства), которые получают разрешение на оказание услуг гражданам нашего города и получают Лицензию, с чем мы их и поздравляем, а его сотрудникам блокноты для записей (возможно, другие призы). (Приложение 3)

Сотрудникам детективного агентства (называется проигравшая команды), не стоит расстраиваться, у вас будет возможность получить такую лицензию в будущем.

Приложение – видеофрагменты.

Рефлексия.

Прошу всех участников игры заполнить анкету. (Приложение 4)

Спасибо всем за внимание!

Источники:

  1. ФЗ “О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации” № 31– ФЗ от 03.12.11.
  2. А.В. Воронцов, Н.И. Элиасберг Тетрадь по обществознанию (Права человека в свободной стране) для учащихся 9 класса, СПб.: “Союз”, 2005.