Цель: Привлечение интереса школьников к изучению права.
Задачи:
- Получение новых знаний из уголовно-правовых дисциплин.
- Закрепление ранее изученных знаний из общего курса права.
- Развитие общего интеллектуального уровня учащихся.
- Развитие умения работать в группе.
- Формирование представления о работе сотрудников правоохранительных органов.
Форма занятия: ролевая игра в командах.
Предварительная подготовка:
- Формирование 2 команд – детективные агентства (по 5–7 учеников);
- Формирование жюри (3 ученика);
- Предварительное домашнее задание:
1. Придумать название своего детективного агентства.
2. Сформулировать кредо деятельности детективного агентства.
3. Подготовить по выбору рекламный банер или рекламный видеосюжет, рекламные листовки, визитки.
4. Распределить роли участников в команде: директор агентства (1); следователи (2); криминалисты (3); оперативные работники (2).
Оборудование к игре:
- Компьютерная презентация к командной ролевой игре “Детективное
агентство”. (Приложение 1)
- Раздаточные материалы:
бейджи с ролями участников (директор, следователь, криминалист, оперативный работник); задания для испытаний; лицензия; призы победителям; анкеты для этапа “Рефлексия”. - Оборудование, необходимое для опытов: мясные изделия, содержащие крахмал; раствор йода; пластиковые тарелки; нитрат серебра; пробирки; штатив для пробирок; соль поваренная; соль йодированная; щелочь; кислота (уксусная); цветной индикатор; парафиновая свеча; подсвечник; спички; металлическая пластина (крышка).
Ход игры
Этап игры | Оценивание |
1. Визитная карточка (домашнее задание). | 5 баллов. |
2. Следствие ведут знатоки. | 2 балла. 1 – за правильный выбор. 1 – за правильное объяснение. Команда за доп. задание – 2 балла. |
3. Дознание. | Максимально 7 баллов. 0–4 вопросов – 7 баллов. 5–8 вопросов – 5 баллов. 9–13 вопросов – 2 балла. Не угадали – 0 баллов. |
4. Экспертиза. | 3 балла за ответ. |
5. Аттестация. | 1 балл за правильный ответ. |
6. Решение юридического казуса. | 2 балла за задачу. |
Игра со зрителями. | |
Подведение итогов Выдача лицензии. | |
Рефлексия (анкетирование учащихся). |
Ход игры
Ведущий: Ни для кого не секрет, что криминогенная обстановка в России остается весьма непростой. Данное обстоятельство вызвало необходимость активизации деятельности правоохранительных органов, а также создания фирм, способных эффективно решать задачи обеспечения безопасности физических лиц, а также охраны собственности и имущества юридических лиц. К числу таких фирм можно отнести частные охранные и детективные предприятия.
Сегодня у нас открывается сразу 2 детективных агентства, которые смогут помочь нашим гражданам:
- в розыске пропавших лиц;
- помочь собрать сведения по уголовным и гражданским делам;
- оказать содействие в решении семейных проблем, например, выяснить круг общения своего ребенка и т.д.
Однако для того, чтобы приступить к оказанию данных услуг потенциальным клиентам, необходимо получить специальное разрешение – лицензию. Поэтому агентствам придется пройти ряд испытаний и доказать свой профессионализм. Агентство, набравшее большее количество баллов, получает лицензию. Оценивать деятельность детективных агентств на каждом этапе состязаний и выдавать лицензию будут органы внутренних дел в лице лицензионной – разрешительной службы “Жюри” (представление жюри).
У нас в каждом из двух агентств есть директор, криминалисты, следователи и оперуполномоченные. Задания на каждом этапе выполняются именно теми сотрудниками, которые были заявлены по данному профилю работы.
1. Визитная карточка (домашнее задание).
Ведущий: Каждый экономический субъект, который продвигает свои товары или услуги на рынке, сталкивается с проблемой рекламы, детективные агентства не исключение. Домашним заданием было подготовить:
- Рекламный банер или рекламный ролик своей организации;
- Подготовить иную рекламную продукцию (буклеты, визитки).
Давайте познакомимся с детективными агентствами.
Представление детективных агентств. Оценивание Жюри.
2. Следствие ведут знатоки.
Ведущий: На протяжении столетий умы людей привлекало все таинственное и неведомое. К числу профессий, облеченных тайной, относится работа следователя. Профессия следователя – это целое искусство, требующее высокого уровня интеллекта, умения образно мыслить и логично выстраивать версии происходящих событий. Ко 2-ому испытанию приглашаются следователи детективных агентств.
За 3 минуты необходимо из каждой группы понятий, записанных на карточке в конверте, вычеркнуть лишнее понятие и обосновать свой выбор. За каждый правильный ответ 1 балл, за обоснование 1 балл.
Пока следователи проходят испытание, агентство может заработать дополнительные баллы. Расшифровать головоломки, объяснить смысл расшифрованного высказывания. За правильное решение – 2 балла.
Задание для следователей:
Из данного ряда понятий уберите лишнее. Свой выбор обоснуйте. За каждый правильный ответ 1 балл, за обоснование 1 балл.
Задание для 1-й команды.
- Христианство, буддизм, иудаизм, ислам.
Иудаизм не является мировой религией. - Правовой обычай, судебный прецедент, закон, табу.
Табу не является источником права. - Гипотеза, преамбула, диспозиция, санкция.
Преамбула не является элементом правовой нормы. - Прямой умысел, легкомыслие, небрежность, самонадеянность.
Самонадеянность не является формой вины. - Платить налоги, соблюдать Конституцию, воспитывать своих детей, бережно
относиться к окружающей среде.
Воспитывать своих детей, не только обязанность, но и право граждан РФ.
Задание для 2-й команды.
- Искусство, наука, здравоохранение, образование.
Здравоохранение относится не к духовной сфере жизни общества. - Рецепт пирога, инструкция по ТБ, закон Ньютона, Конституция РФ.
Конституция РФ не является технической нормой. - Демократический режим, гуманистический режим, тоталитарный режим,
авторитарный режим.
Гуманистический режим не является характеристикой политического режима государства. - Закон СПб, Указ Президента РФ, УК РФ, брачный договор.
Брачный договор не является источником права. - Основы конституционного строя, Права и свободы человека и гражданина,
Судебная власть, Прокуратура.
Прокуратура не является главой Конституции РФ.
Задание для команд детективного агентства (Приложение 2). Оценивание Жюри.
3. Дознание.
Ведущий: Среди сотрудников правоохранительных органов есть должность “оперуполномоченный”. Это должностное лицо, которое совершает оперативно-розыскные действия такие как: опрос свидетелей, наведение справок, наблюдение за подозреваемыми, проверочная закупка товаров в магазине. Чаще всего оперативным работникам требуются такие качества, как умение вести беседу, правильно задавать вопросы, чтобы получить необходимую информацию. Я приглашаю к испытанию оперуполномоченных детективных агентств.
Задание для оперуполномоченных:
Оперативный работник выходит из класса. Загадывается предмет. Всем участникам игры известно, что это за предмет, кроме оперуполномоченных. Оперуполномоченных приглашают в класс, они могут задавать любые вопросы, чтобы отгадать загаданный предмет, но ответы будут получать только “ДА” или “Нет”. Чем меньше будет задано вопросов и чем быстрее будет отгадан предмет, тем выше балл.
Задание для 1-й команды.
Это документ, который необходим гражданам государства.
Паспорт.
Задание для 2-й команды.
Этот документ признается многими государствами.
Декларация прав ребенка.
Оценивание Жюри.
4.Экспертиза
Ведущий: Большую помощь в расследовании преступлений оказывают криминалисты. Используя профессиональные приемы, эти специалисты помогают раскрывать и предотвращать опасные деяния в обществе. Криминалисты обнаруживают доказательства совершения преступления конкретным человеком – следы совершения преступления: отпечатки пальцев, траекторию полета пули, восстановление фрагмента измененного текста и другое. Для этого необходимо провести экспертизу. К испытанию приглашаются криминалисты детективных агентств.
Задание для криминалистов:
Криминалисты выбирают из предложенных ситуаций 2, с которыми они будут работать. За каждое задание 3 балла.
Задание 1.
Как обнаружить крахмал в мясном изделии?
Ответ: Чтобы проверить наличие крахмала в мясном изделии, достаточно капнуть йодом на продукт. Появление синего пятна на мясном изделии – признак наличия крахмала.
Задание 2.
Как определить с помощью 1 реактива, в каком сосуде простая вода, в каком – соленая вода, в каком – раствор воды с йодированной солью?
Ответ: Добавление нитрата серебра AgNO3 в воду, содержащую обычную соль, приводит к изменению цвета воды, она становится белой.
Добавление нитрата серебра AgNO3 в воду, содержащую йодированную соль, приводит к изменению цвета воды, она становится желтой.
Добавление нитрата серебра AgNO3 в обычную воду не приводит к изменению ее цвета.
Задание 3.
Определите, в каком сосуде вода, в каком – щелочь, в каком – кислота.
Ответ: Используется цветной индикатор: если раствор становится красным – кислота, синим – щелочь, фиолетовым – вода.
Задание 4.
Докажите, что в составе парафина содержится углерод и водород.
Ответ: Парафин сложное вещество. Если к пламени свечи поднести холодный предмет (пробирку), то она запотеет, значит в составе вода, а значит водород. Если в середину пламени свечи поднести металлический предмет, то на нем появится сажа, значит наличие углерода.
Дополнительный вопрос: Докажите, что яблоко содержит ионы железа.
Ответ: Яблоко необходимо разрезать, при взаимодействии с кислородом происходит окисление железа. Яблоко становится коричневым.
Оценивание Жюри.
5. Аттестация.
Ведущий: В любой организации самые сложные спорные вопросы решает директор. Это человек, который должен обладать большим запасом теоретических знаний, прежде всего юридических, умеющий быстро находить правильное решение. К следующему испытанию приглашаются директора детективных агентств.
Проведем аттестацию директоров. Вам будут предложены вопросы, касающиеся юриспруденции. За каждый правильный ответ вы получаете 1 балл.
Задания для директоров:
Детективное агентство №1 | Детективное агентство № 2 |
1. Кто автор романа “Преступление и наказание”? Федор Михайлович Достоевский 2. Международная организация –
посредник в сотрудничестве уголовных полиций разных стран. 3. Оптический прибор, давно используемый криминалистами. 4. Именно в это министерство должны привести человека поиски
справедливости. 5. В соответствии с действующим законодательством РФ, в какое время
проводится голосование? |
1. Расшифруйте аббревиатуру ГИБДД. Государственная
инспекция безопасности дорожного движения. 2. Автор письма или
произведения, скрывший свое имя. 3. Если верить словарю “Русские фамилии”, то фамилия Татищев имеет
самое прямое отношение к теме “Ответственность за правонарушение”. Какое
имеет отношение? 4.Вещество, наносящее существенный вред здоровью человека, за
хранение которого предусмотрена уголовная ответственность? 5.До какого возраста граждане РФ именуются “молодежью”? |
Оценивание Жюри.
6. Решение юридического казуса.
Ведущий: Любую организацию будет ждать успех, если сотрудники организации работают слаженно, сообща. Проверить, насколько легко сотрудники работают в команде, поможет следующее испытание. Агентствам предлагается разрешить предложенные казусы – правовые ситуации. За правильно решенную задачу – 2 балла. Директора организаций выбирают задачи.
Задача 1.
Петрова Г.П. решила продать свою зимнюю дачу. Ее подруга Сакурова И.А. согласилась купить эту дачу. Петрова передала ключи от дачи, а гр. Сакурова передала деньги за дом, перевезла свои вещи и стала в нем проживать.
Был ли заключен договор купли-продажи жилой недвижимости между Петровой Г.П. и Сакуровой И.А.? Ответ обоснуйте.
Ответ: Договор купли-продажи жилой недвижимости (дачи) не заключен, поскольку согласно ГК РФ не было государственной регистрации договора.
Задача 2.
Пятнадцатилетний Мухин, был задержан при управлении угнанным им автомобилем, он находился в нетрезвом состоянии. Стоимость ремонта автомобиля, поврежденного Мухиным при угоне, составляет 5000 руб. Какие виды правонарушений совершил Сидоров? К какому виду ответственности он будет привлечен и почему?
Ответ: В соответствии с УК РФ, уголовная ответственность – угон транспортного средства без цели хищения – с 14 лет.
Задача 3.
15 летние подростки около 22 часов возле бара “Арсенал” распивали спиртные напитки. К ним подошел сотрудник полиции и попросил прекратить и разойтись по домам. Подростки не реагировали на требования сотрудника полиции. Тогда сотрудник полиции вызвал наряд и подростки были доставлены в отделение. В качестве наказания им было назначено 3 суток ареста.
Могут ли быть подвергнуты административному аресту несовершеннолетние? Ответ обоснуйте.
Ответ: Нет, не могут. Согласно КоАП РФ, применять к несовершеннолетним административный арест нельзя.
Задача 4.
Козлова А. обратилась в суд с иском к Козлову В. о расторжении брака и взыскании алиментов на содержание ребенка. Кроме того, Козлова просила суд взыскать с ответчика средства на ее содержание в размере 1/6 части заработка Козлова до достижения ребенком возраста 3-х лет. Соглашение об уплате алиментов между сторонами не было достигнуто.
В каком размере по общему правилу взыскиваются алименты на 1 ребенка, в случае отсутствия соглашения между сторонами?
Ответ: При отсутствии соглашения об уплате алиментов, согласно СК РФ, алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются судом с их родителей ежемесячно в размере: на одного ребенка – одной четверти дохода.
Оценивание Жюри.
Ведущий: Пока жюри подсчитывает баллы. Предлагаю участникам и всем присутствующим посмотреть фрагмент кинофильма.
Игра со зрителями
- Как называется кинофильм, фрагмент которого мы посмотрели?
Ответ: “Берегись автомобиля”. - Кто главный герой этого фильма и чем он занимался?
Ответ: Юрий Деточкин. Он воровал автомобили марки “Волга”, продавал их, а вырученные деньги переводил на счет детских домов. - Вы видели фрагмент попытки кражи автомобиля. Какие еще 2 попытки были им
предприняты для совершения кражи? Какая попытка увенчалась успехом?
Ответ: Кража не удалась, так как был установлен капкан.
Кража с использованием подъемного крана увенчалась успехом.
Был ли Юрий Деточкин преступником?
Подведение итогов.
Ведущий: Итак, сегодня сотрудники детективных агентств продемонстрировали нам свои умения и знания, однако в испытаниях более успешными были представители детективного агентства (название победившего в испытаниях агентства), которые получают разрешение на оказание услуг гражданам нашего города и получают Лицензию, с чем мы их и поздравляем, а его сотрудникам блокноты для записей (возможно, другие призы). (Приложение 3)
Сотрудникам детективного агентства (называется проигравшая команды), не стоит расстраиваться, у вас будет возможность получить такую лицензию в будущем.
Приложение – видеофрагменты.
Рефлексия.
Прошу всех участников игры заполнить анкету. (Приложение 4)
Спасибо всем за внимание!
Источники:
- ФЗ “О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации” № 31– ФЗ от 03.12.11.
- А.В. Воронцов, Н.И. Элиасберг Тетрадь по обществознанию (Права человека в свободной стране) для учащихся 9 класса, СПб.: “Союз”, 2005.