Урок русского языка на тему "Учимся разбирать слова по составу". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель: обобщение полученных знаний по составу слова.

Задачи.

  1. Способствовать закреплению навыка разбора слов по составу и образования новых слов.
  2. Способствовать воспитанию положительного отношения к знаниям, процессу обучения, формированию самостоятельности и самооценки.
  3. Способствовать развитию памяти и орфографической зоркости.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Сегодня, ребята мы с вами продолжим работу по разбору слов по составу.

Цели нашего урока: Слайд 2. Презентация

А начнём мы со словарных слов:

Отгадайте загадку.

Как на нашей грядке
Выросли загадки -
Сочные да крупные
Вот такие круглые.
Летом заалеют,
А осенью краснеют.

Работа по рядам.

Дети записывают слово в тетрадь (обозначают орфограммы, придумывают родственные, разбирают по составу).

ПОМИДОР. Слайд 3

Красный глаз
Богатырь Тарас
Под землю ушел
10 братьев нашел
Посмотри-ка посмотри
Каковы богатыри.
КАРТОФЕЛЬ. Слайд 4

За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь - очень гладкая,
На вкус - как сахар сладкая. МОРКОВЬ. Слайд 5

Объяснение орфограмм.

II. 0сновная часть

1. Закрепление знаний о частях слова.

Учитель: Однажды части слов собрались вместе и стали спорить, кто из них важнее в словах. Корни говорили, что они самые важные, так как без них не может существовать ни одно слово. Приставки перебивали их и твердили, что они стоят впереди корня, значит, заметнее и важнее. Суффиксы напоминали, что большинство новых слов образовано при помощи суффиксов, и если бы не они, то люди не узнали бы названия многиx детенышей, маленьких предметов и названий пpoфессий. Они бы так и спорили, но появились тихие незаметные окончания и предложили разрешить спор при помощи заданий. Они сказали: "Давайте предложим ребятам выполнить задания, каждое, из которых будет посвящено какой-нибудь части слова. С каким заданием дети справятся быстрее, та часть слова им лучше знакома, значит, та и важнее!",

Слайд 6. Что такое корень слова?

Слайд 7. Укажи строку, где все слова являются однокоренными (выписываем эту строку и разбираем по составу).

Слайд 8. Найди лишнее слово, объясни почему. (Выписываем все остальные слова и разбираем по составу)

Физкультминутка

Слайд 9. Что такое окончание? Задание: найди в тексте формы слова и однокоренные слова, разбор по составу. Слайд 10, 11.

Слайд 12. Что такое окончание?

Слайд 13. У какого слова есть приставка?

(Разбор слов по составу)

Слайд 14. Что такое суффикс?

Слайд 15. Работа по закреплению навыков словообpазованuя при помощи суффиксов. 

Учитель: От словосочетаний образуйте слова-предметы, добавив суффикс.

Образец: посадить деревья - посадка.

Словосочетания: рубить лес, побелить стены, подкормить посевы, сушить сено, засолить огурцы, обработать огород.

Слайд 16. Из каких частей слова состоит слово подорожник?

Физкультминутка

Работа в парах.

Игра "Что это такое?", (Учитель раздает детям листы, с нaпиcaнными на них частями слов.)

Учитель: Прочитайте и скажите, какая часть слова это может быть?

Карточки: груз, ушк, изб, чик, а, пере, лёт, вагон, чик, изб, а, бел, ый.

Учитель: Составьте из названных частей как можно больше слов. (Белый, изба, грузчик, перелет, вагончик, избушка.)

Учитель: Молодцы! Вы отлично справились с заданием. Части слов очень довольны. Они убедились, что все важны и все вам знакомы. Части слов благодарят вас и просят выполнить их любимое cовместное задание.

2. Самостоятельная работа. Разбор слов по составу. (Слайд 17)

  • 1 вариант - голосок, пересказал, горочка, переезд;
  • 2 вариант - столик, зимушка, лисичка, пробежит;

3. Развитие навыков морфологического анализа и синтеза слов.

Слайд 18. Из каких частей состоит слово подорожник?

Слайд 19. Отгадай слово.

  • Итог урока. (Слайд 20). Какая была тема нашего урока?
  • Что на уроке тебе было больше всего интересно выполнять?
  • Что тебе на уроке показалось трудным?

Домашнее задание: на листе.

Разобрать слова по составу, подчеркнуть лишнее слово, объяснить почему оно лишнее.

Беленький, кисловатый, сладенький.
Подушка, избушка, старушка.
Загадка, задний, задержка.
Лес, лесник, леса.

(Дополнительно)

Учитель: Выделите в словах приставку, корень, суффикс, окончание и составьте новое слово.

1.

Приставка в слове ПОДМЕТАТЬ,
Корень, как у слова КОВАТЬ.
Окончание в слове СОВА.
Что это, такое ... (Подкова)

2.

Я имею два корня, друзья.
Как кольцо, соединительная гласная моя.
Первый корень возьму у ПАРА.
А второй у слова ХОДИТЬ.
Угадайте, что я за слово? ... (Пароход)

3.

Корень попрошу у слова МАНИТЬ
Окончание у слова ЛИСА.
Суффикс у слова КНИЖКА,
Приставку возьму взаймы у слова ПРИВЕЗТИ.
Что получится? ...

4.

Приставка спряталась в слове ПОКОРМИТЬ 
Корень такой же, как в cловe ХОДОК.
Суффикс сходный тому, что в слове ГЛАЗКИ
А окончание, как в слове МАМА.
Это слово - ...