Цель: обобщение полученных знаний по составу слова.
Задачи.
- Способствовать закреплению навыка разбора слов по составу и образования новых слов.
- Способствовать воспитанию положительного отношения к знаниям, процессу обучения, формированию самостоятельности и самооценки.
- Способствовать развитию памяти и орфографической зоркости.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Сегодня, ребята мы с вами продолжим работу по разбору слов по составу.
Цели нашего урока: Слайд 2. Презентация
А начнём мы со словарных слов:
Отгадайте загадку.
Как на нашей грядке
Выросли загадки -
Сочные да крупные
Вот такие круглые.
Летом заалеют,
А осенью краснеют.
Работа по рядам.
Дети записывают слово в тетрадь (обозначают орфограммы, придумывают родственные, разбирают по составу).
ПОМИДОР. Слайд 3
Красный глаз
Богатырь Тарас
Под землю ушел
10 братьев нашел
Посмотри-ка посмотри
Каковы богатыри.
КАРТОФЕЛЬ. Слайд 4
За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь - очень гладкая,
На вкус - как сахар сладкая. МОРКОВЬ. Слайд 5
Объяснение орфограмм.
II. 0сновная часть
1. Закрепление знаний о частях слова.
Учитель: Однажды части слов собрались вместе и стали спорить, кто из них важнее в словах. Корни говорили, что они самые важные, так как без них не может существовать ни одно слово. Приставки перебивали их и твердили, что они стоят впереди корня, значит, заметнее и важнее. Суффиксы напоминали, что большинство новых слов образовано при помощи суффиксов, и если бы не они, то люди не узнали бы названия многиx детенышей, маленьких предметов и названий пpoфессий. Они бы так и спорили, но появились тихие незаметные окончания и предложили разрешить спор при помощи заданий. Они сказали: "Давайте предложим ребятам выполнить задания, каждое, из которых будет посвящено какой-нибудь части слова. С каким заданием дети справятся быстрее, та часть слова им лучше знакома, значит, та и важнее!",
Слайд 6. Что такое корень слова?
Слайд 7. Укажи строку, где все слова являются однокоренными (выписываем эту строку и разбираем по составу).
Слайд 8. Найди лишнее слово, объясни почему. (Выписываем все остальные слова и разбираем по составу)
Физкультминутка
Слайд 9. Что такое окончание? Задание: найди в тексте формы слова и однокоренные слова, разбор по составу. Слайд 10, 11.
Слайд 12. Что такое окончание?
Слайд 13. У какого слова есть приставка?
(Разбор слов по составу)
Слайд 14. Что такое суффикс?
Слайд 15. Работа по закреплению навыков словообpазованuя при помощи суффиксов.
Учитель: От словосочетаний образуйте слова-предметы, добавив суффикс.
Образец: посадить деревья - посадка.
Словосочетания: рубить лес, побелить стены, подкормить посевы, сушить сено, засолить огурцы, обработать огород.
Слайд 16. Из каких частей слова состоит слово подорожник?
Физкультминутка
Работа в парах.
Игра "Что это такое?", (Учитель раздает детям листы, с нaпиcaнными на них частями слов.)
Учитель: Прочитайте и скажите, какая часть слова это может быть?
Карточки: груз, ушк, изб, чик, а, пере, лёт, вагон, чик, изб, а, бел, ый.
Учитель: Составьте из названных частей как можно больше слов. (Белый, изба, грузчик, перелет, вагончик, избушка.)
Учитель: Молодцы! Вы отлично справились с заданием. Части слов очень довольны. Они убедились, что все важны и все вам знакомы. Части слов благодарят вас и просят выполнить их любимое cовместное задание.
2. Самостоятельная работа. Разбор слов по составу. (Слайд 17)
- 1 вариант - голосок, пересказал, горочка, переезд;
- 2 вариант - столик, зимушка, лисичка, пробежит;
3. Развитие навыков морфологического анализа и синтеза слов.
Слайд 18. Из каких частей состоит слово подорожник?
Слайд 19. Отгадай слово.
- Итог урока. (Слайд 20). Какая была тема нашего урока?
- Что на уроке тебе было больше всего интересно выполнять?
- Что тебе на уроке показалось трудным?
Домашнее задание: на листе.
Разобрать слова по составу, подчеркнуть лишнее слово, объяснить почему оно лишнее.
Беленький, кисловатый, сладенький.
Подушка, избушка, старушка.
Загадка, задний, задержка.
Лес, лесник, леса.
(Дополнительно)
Учитель: Выделите в словах приставку, корень, суффикс, окончание и составьте новое слово.
1.
Приставка в слове ПОДМЕТАТЬ,
Корень, как у слова КОВАТЬ.
Окончание в слове СОВА.
Что это, такое ... (Подкова)
2.
Я имею два корня, друзья.
Как кольцо, соединительная гласная моя.
Первый корень возьму у ПАРА.
А второй у слова ХОДИТЬ.
Угадайте, что я за слово? ... (Пароход)
3.
Корень попрошу у слова МАНИТЬ
Окончание у слова ЛИСА.
Суффикс у слова КНИЖКА,
Приставку возьму взаймы у слова ПРИВЕЗТИ.
Что получится? ...
4.
Приставка спряталась в слове ПОКОРМИТЬ
Корень такой же, как в cловe ХОДОК.
Суффикс сходный тому, что в слове ГЛАЗКИ
А окончание, как в слове МАМА.
Это слово - ...