Цели и задачи:
- учить находить долю от числа;
- тренироваться в чтении и сравнении долей;
- формировать навыки решения текстовых задач;
- закреплять вычислительные навыки;
- учить оценивать деятельность;
- развивать речь, мышление, внимание, познавательный интерес.
Оборудование: презентация к уроку, карточки с задачами, лист с выводом, кружки красного, зеленого и желтого цветов для рефлексии.
Ход урока
1. Орг. момент
Проверка готовности детей к уроку.
2. Актуализация знаний
- Начнем наш урок с разминки. Этой разминкой будет математический диктант. (Учитель диктует примеры, дети записывают только ответы в тетрадях)
- Уменьшите 550 в 5 раз.
- Делимое 320, делитель 40, найдите частное.
- Первый множитель 9, произведение 630, найдите второй множитель.
- 72 разделить на 3.
- 51 уменьшите в 17 раз.
- Найдите половину от 400.
- Проверьте получившиеся у вас результаты, оцените свои знания. (Учитель открывает слайд с ответами).
- У нас сегодня новая тема. Название этой темы попробуйте определить сами. Подсказкой вам будет следующая задача. (Учитель открывает слайд №2)
- Прямоугольник площадью 10 см поделили на две равные части. Чему равна площадь одной части? (Ответы детей 10: 2=5)
- Почему вы поставили знак деления? (По условию задачи). Дети дают свои ответы.
- При делении на две равные части мы получили две половины или 1/2 фигуры. Значит, при делении 10 на 2 мы нашли 1.2 долю от числа.
- Теперь вы можете сказать с какой темой нам предстоит познакомится? (Ответы детей)
Учитель открывает слайд №3 с темой урока.
Работа по теме урока.
- Кто нам напомнит, что же такое доля. (Ответы детей)
Учитель открывает слайд №4.
На доске появляется запись задачи (слайд 5). В классе 32 ученика. Из них 1/4 играют в хоккей. Сколько хоккеистов в классе?
Как вы думаете какое действие надо выполнить в этой задаче. (Ответы детей). Почему вы так решили? (Ответы детей) Что нам известно в задаче? Известно число – это целое. Что неизвестно? Неизвестна доля числа – это часть. Как найти часть от целого? Чтобы найти часть от целого надо выполнить действие деление. Какой вывод можно сделать? (Ответы детей) Чтобы найти 1/n долю числа, нужно разделить это число на n. (Учитель вывешивает на доску лист с выводом.)
Закрепление материала.
Давайте потренируемся решать задачи такого вида самостоятельно. Задачу со страницы 71 №3б вы решаете все вместе, а задачи с карточек по вариантам. (У детей на столах лежат карточки с вариантами задач: 1 вариант – С огорода собрали 40 кг красной и черной смородины. Причем 1/4 часть собранных ягод составила черная смородина. Сколько собрали красной смородины? 2 вариант – В магазин привезли 70 ящиков с яблоками и грушами. 1/7 часть составили ящики с яблоками. Сколько привезли ящиков с грушами ?) Два человека решают задачи у доски, так чтобы остальные дети не видели решения до проверки.
После того как дети решат задачу идет проверка.
- Проверьте правильность решения задач. Есть ли у кого другие ответы? (Дети, работающие у доски, объясняют свои решения)
- Вы хорошо потрудились, а теперь давайте немножко отдохнем. (Проводится физ.минутка)
Слайд №7. Определите сколько долей составляет закрашенная часть фигуры. Слайд №7. Найдите доли от чисел. (Ответы детей)
Повторение изученного материала.
Сравните доли представленные на слайде №8. Кто объяснит правило сравнения долей? (Ответы детей)
Решение уравнений стр 78, № 6 (а, б) по вариантам с дальнейшей взаимопроверкой. Для детей, выполняющих задания быстро, решение примеров со страницы 78, №7.
Рефлексия урока.
- Чему мы сегодня учились? (Находить долю от числа). Как найти долю если известно число? Что вызвало затруднение? Оцените свою работу на уроке. Дети прикрепляют на доску кружочки, лежащие у них на парте. (Зеленый кружок – отлично, все понятно, со всем справился. Желтый кружок - хорошая работа на уроке, были небольшие затруднения. Красный кружок - надо потренироваться в решении заданий, которые вызвали затруднения.)