Тема урока: "Табличное умножение и деление чисел на 2, 3, 4, 5". 3-й класс

Разделы: Математика, Начальная школа

Класс: 3


Цели урока.

  1. Закрепить знание табличных случаев умножения и деления, умение решать простые и составные задачи на умножение и деление.
  2. Развивать математические способности, мышление, устойчивое внимание, математическую речь, познавательную активность, интерес к предмету.
  3. Воспитывать внимательное отношение к природе родного края, чувство товарищества, взаимопомощи.

Оборудование: мультимедийный проектор; экран; фото, иллюстрации, фото грибов, лося, белки, сороки, глухаря; корзинка, карточки-консультанты.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Мотивация учебной деятельности

Учитель:

- Какое время года сейчас? (Осень)

- На уроке окружающего мира мы ходили на экскурсию в осенний лес, любовались природой, собирали грибы, представителей особого царства.

Несколько грибочков я принесла в класс.

Презентация

1 слайд <Приложение 1>

- Что общего в этих числовых выражениях? (На умножение и деление)

- Как вы думаете, что мы будем повторять на уроку? (Дети формулируют тему урока)

- Правильно, вы должны показать знания таблиц умножения и деления, умение решать задачи.

3. Работа по теме урока.

Нахождение значений выражений

1) Учитель: Соберём грибы в корзинку. Найдите значение выражений, данных на 1 слайде.

В это время дети с низким уровнем обученности работают индивидуально по карточкам.

Учитель: Дети, имеющие карточки с данными числовыми выражениями, работают по карточкам. На одной стороне записано выражение. Вы находите значение выражения, проверяете свой ответ, который записан на другой стороне карточки.

Остальные запишите в тетради только ответы.

Проверка задания

Учитель: Посмотрим, кто больше собрал грибов

2 слайд <Приложение 2>

(Фотографии появляются постепенно)

- Назовите выражение с ответом 36 и узнаете, какой гриб называют царём грибов. (белый)

- с ответом 6 и узнаете, какой гриб носит название животного. (лисичка)

- с ответом 14 и узнаете несъедобный гриб, двойник белого (желчный)

- с ответом 5 и узнаете, какой гриб растёт около тропинок (маслёнок)

- с ответом 16 и узнаете, какой гриб растёт на пнях, корнях деревьев (опята)

- с ответом 7 и узнаете, какой гриб в народе называют “отварухой” (горянка)

- с ответом 3 и узнаете, какие грибы имеют самую яркую окраску (сыроежки)

- с ответом 8 и узнаете, какие грибы солят, предварительно не замачивают (рыжики)

- с ответом 25 и узнаете, какой гриб выращивают на грядке. (Такого ответа нет, шампиньоны)

- Назовите оставшиеся ответы. Узнайте гриб по фотографии.

- Назовите грибы, которые растут в лесах нашего края.

Физминутка.

Грибы собирали и животных увидали. (Учитель показывает фотографии животных)

а) - сколько сорок у нас, столько мы подпрыгнем раз

- Сколько глухарей до точки, столько встанем на носочки.

б) - Какие животные питаются грибами? (Белки, лоси) Для чего нужны?

- Сколько копыт у 3 лосей? Лось – самое крупное животное Мурманской области. (12)

Копыта считаем, вместе приседаем

- Сколько ушей у 4 бельчат? (8)

Ушки считаем, глазки закрываем.

Работа в парах

Учитель: Наша белочка насушила вот такие грибочки, математические.

3 слайд <Приложение 3>

- Опираясь на тему урока, предложите своим товарищам задания с этими числами. Посовещайтесь в парах.

Проверка: (дети предлагают задания, класс выполняет)

Примерные задания:

- Поставить числа в порядке убывания, возрастания.

- Распределить на 2 группы (чётные, нечётные …)

- Распределить на 3 группы (: на 3, 4, 5)

- Взять 3 числа и составить верные равенства (2, 4, 8)

- Составить простые задачи на умножение и деление

Работа по составлению задач в группах.

Учитель: Составьте в группах задачи на умножение и деление про грибы, которые произрастают в наших лесах, используя в условии числа 2 и 6.

Примерные задачи (запись решений):

1. На полянке выросло 2 моховика, а подберёзовика на 6 больше. Сколько выросло подберёзовиков?

2. На полянке выросло 2 моховика, а подберёзовика на 2 меньше. Сколько выросло подберёзовиков?

3. На полянке выросло 2 моховика, а подберёзовиков 6. Во сколько раз больше выросло подберёзовиков?

4. На полянке выросло 2 моховика, а подберёзовиков 6. Во сколько раз меньше выросло моховиков?

5. Дети насобирали 2 корзины груздей, по 6 груздей в каждой корзине. Сколько груздей в двух корзинах?

6. 6 маслят разложили в 2 корзины. Сколько маслят в одной корзине?

7. 6 подосиновиков разложили в корзины, по 2 гриба в каждую. Сколько корзин получилось?

Физминутка.

- Как найти неизвестное делимое, делитель, множитель? ( Дети говорят правила)

4 слайд <Приложение 4>

(Учитель показывает выражение, дети определяют правильный ответ и выполняют действия)

Работа в парах над задачами. (Разные по уровню сложности)

Учитель: Прочитайте задачу:

На 4 пнях выросли опята, по 5 опят на каждом пне.

(Это не задача. Нет вопроса)

- Поставьте вопрос. (Сколько грибов выросло?)

- Назовите данные, искомое.

- Дополните условие так, чтобы вопрос не изменился, а задача превратилась в составную и решалась в два действия. Обсудите в парах.

- Какие грибы ещё растут на пнях?

(На 4 пнях выросли опята, по 5 опят на каждом пне, и 8 поганок. Сколько всего грибов выросло?)

- Дополните условие так, чтобы вопрос не изменился, а задача превратилась в составную и решалась в три действия.

(На 4 пнях выросли опята, по 5 опят на каждом пне, и на 3 пнях по 2 поганки на каждом. Сколько всего грибов выросло?)

- Решите одну из задач по выбору. (Вторую или третью). Кто желает, можете взять карточки-консультанты.

Проверка решения задач.

5 слайд <Приложение 5>

- Те дети, которые решали вторую задачу, выберите самый ядовитый гриб, назовите ответ. (Бледная поганка)

- Те, кто решал третью задачу, определите гриб, который используют для лекарств. (Мухомор)

- Какие правила мы должны помнить, собирая грибы? (Собирать только те, которые знаем; срезать грибы ножиком, не уничтожать несъедобные)

4. Домашнее задание.

5. Рефлексия учебной деятельности.

- Оцените работу на уроке всего класса в целом. Какие цели ставили в начале урока? каких целей достигли?

- Какие задания вызвали затруднения?

- Выбери и продолжи любое предложение:

  • На сегодняшнем уроке я узнал…
  • На этом уроке я похвалил бы себя за …
  • После урока мне захотелось…
  • Сегодня я сумел…