Цели урока.
- Закрепить знание табличных случаев умножения и деления, умение решать простые и составные задачи на умножение и деление.
- Развивать математические способности, мышление, устойчивое внимание, математическую речь, познавательную активность, интерес к предмету.
- Воспитывать внимательное отношение к природе родного края, чувство товарищества, взаимопомощи.
Оборудование: мультимедийный проектор; экран; фото, иллюстрации, фото грибов, лося, белки, сороки, глухаря; корзинка, карточки-консультанты.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Мотивация учебной деятельности
Учитель:
- Какое время года сейчас? (Осень)
- На уроке окружающего мира мы ходили на экскурсию в осенний лес, любовались природой, собирали грибы, представителей особого царства.
Несколько грибочков я принесла в класс.
1 слайд <Приложение 1>
- Что общего в этих числовых выражениях? (На умножение и деление)
- Как вы думаете, что мы будем повторять на уроку? (Дети формулируют тему урока)
- Правильно, вы должны показать знания таблиц умножения и деления, умение решать задачи.
3. Работа по теме урока.
Нахождение значений выражений
1) Учитель: Соберём грибы в корзинку. Найдите значение выражений, данных на 1 слайде.
В это время дети с низким уровнем обученности работают индивидуально по карточкам.
Учитель: Дети, имеющие карточки с данными числовыми выражениями, работают по карточкам. На одной стороне записано выражение. Вы находите значение выражения, проверяете свой ответ, который записан на другой стороне карточки.
Остальные запишите в тетради только ответы.
Проверка задания
Учитель: Посмотрим, кто больше собрал грибов
2 слайд <Приложение 2>
(Фотографии появляются постепенно)
- Назовите выражение с ответом 36 и узнаете, какой гриб называют царём грибов. (белый)
- с ответом 6 и узнаете, какой гриб носит название животного. (лисичка)
- с ответом 14 и узнаете несъедобный гриб, двойник белого (желчный)
- с ответом 5 и узнаете, какой гриб растёт около тропинок (маслёнок)
- с ответом 16 и узнаете, какой гриб растёт на пнях, корнях деревьев (опята)
- с ответом 7 и узнаете, какой гриб в народе называют “отварухой” (горянка)
- с ответом 3 и узнаете, какие грибы имеют самую яркую окраску (сыроежки)
- с ответом 8 и узнаете, какие грибы солят, предварительно не замачивают (рыжики)
- с ответом 25 и узнаете, какой гриб выращивают на грядке. (Такого ответа нет, шампиньоны)
- Назовите оставшиеся ответы. Узнайте гриб по фотографии.
- Назовите грибы, которые растут в лесах нашего края.
Физминутка.
Грибы собирали и животных увидали. (Учитель показывает фотографии животных)
а) - сколько сорок у нас, столько мы подпрыгнем раз
- Сколько глухарей до точки, столько встанем на носочки.
б) - Какие животные питаются грибами? (Белки, лоси) Для чего нужны?
- Сколько копыт у 3 лосей? Лось – самое крупное животное Мурманской области. (12)
Копыта считаем, вместе приседаем
- Сколько ушей у 4 бельчат? (8)
Ушки считаем, глазки закрываем.
Работа в парах
Учитель: Наша белочка насушила вот такие грибочки, математические.
3 слайд <Приложение 3>
- Опираясь на тему урока, предложите своим товарищам задания с этими числами. Посовещайтесь в парах.
Проверка: (дети предлагают задания, класс выполняет)
Примерные задания:
- Поставить числа в порядке убывания, возрастания.
- Распределить на 2 группы (чётные, нечётные …)
- Распределить на 3 группы (: на 3, 4, 5)
- Взять 3 числа и составить верные равенства (2, 4, 8)
- Составить простые задачи на умножение и деление
Работа по составлению задач в группах.
Учитель: Составьте в группах задачи на умножение и деление про грибы, которые произрастают в наших лесах, используя в условии числа 2 и 6.
Примерные задачи (запись решений):
1. На полянке выросло 2 моховика, а подберёзовика на 6 больше. Сколько выросло подберёзовиков?
2. На полянке выросло 2 моховика, а подберёзовика на 2 меньше. Сколько выросло подберёзовиков?
3. На полянке выросло 2 моховика, а подберёзовиков 6. Во сколько раз больше выросло подберёзовиков?
4. На полянке выросло 2 моховика, а подберёзовиков 6. Во сколько раз меньше выросло моховиков?
5. Дети насобирали 2 корзины груздей, по 6 груздей в каждой корзине. Сколько груздей в двух корзинах?
6. 6 маслят разложили в 2 корзины. Сколько маслят в одной корзине?
7. 6 подосиновиков разложили в корзины, по 2 гриба в каждую. Сколько корзин получилось?
Физминутка.
- Как найти неизвестное делимое, делитель, множитель? ( Дети говорят правила)
4 слайд <Приложение 4>
(Учитель показывает выражение, дети определяют правильный ответ и выполняют действия)
Работа в парах над задачами. (Разные по уровню сложности)
Учитель: Прочитайте задачу:
На 4 пнях выросли опята, по 5 опят на каждом пне.
(Это не задача. Нет вопроса)
- Поставьте вопрос. (Сколько грибов выросло?)
- Назовите данные, искомое.
- Дополните условие так, чтобы вопрос не изменился, а задача превратилась в составную и решалась в два действия. Обсудите в парах.
- Какие грибы ещё растут на пнях?
(На 4 пнях выросли опята, по 5 опят на каждом пне, и 8 поганок. Сколько всего грибов выросло?)
- Дополните условие так, чтобы вопрос не изменился, а задача превратилась в составную и решалась в три действия.
(На 4 пнях выросли опята, по 5 опят на каждом пне, и на 3 пнях по 2 поганки на каждом. Сколько всего грибов выросло?)
- Решите одну из задач по выбору. (Вторую или третью). Кто желает, можете взять карточки-консультанты.
Проверка решения задач.
5 слайд <Приложение 5>
- Те дети, которые решали вторую задачу, выберите самый ядовитый гриб, назовите ответ. (Бледная поганка)
- Те, кто решал третью задачу, определите гриб, который используют для лекарств. (Мухомор)
- Какие правила мы должны помнить, собирая грибы? (Собирать только те, которые знаем; срезать грибы ножиком, не уничтожать несъедобные)
4. Домашнее задание.
5. Рефлексия учебной деятельности.
- Оцените работу на уроке всего класса в целом. Какие цели ставили в начале урока? каких целей достигли?
- Какие задания вызвали затруднения?
- Выбери и продолжи любое предложение:
- На сегодняшнем уроке я узнал…
- На этом уроке я похвалил бы себя за …
- После урока мне захотелось…
- Сегодня я сумел…