Формирование элементарных математических представлений есть средство умственного развития ребёнка, его познавательных способностей. Стремление познавать окружающий мир присуще каждому ребёнку. Познание – функция не только интеллекта человека. Познание – функция его личности.
Основная цель непосредственно образовательной деятельности - дать ребёнку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека. Вводя детей в мир математики важно показать им присутствие чисел в мире природы и культуры, наполнить представление о каждом числе живыми ассоциациями.
Знакомя детей с формой, важно не только добиться запоминания названий геометрических фигур, сколько дать представление о многообразии и красоте форм в природе и искусстве.
Точность и строгость математики как науки никак не должны выливаться в сухость её преподавания детям, отвлечённость понятий, которыми она оперирует, не должны порождать искусственность самой ситуации обучения.
Используемая литература.
1. Сербина Е.В. “Математика для малышей” М. “Просвещение” 1992 г.
2. Справочник “Развивающие игры для детей” М. “Физкультура и спорт”.“ТОМО” 1990 г.
3. Журнал “Дошкольное воспитание” № 9 2004 г.
Приложение
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе.
Тема: “Ориентировка во времени” (дни недели)
Цель: Дать детям представление о днях недели, их названии, последовательности, упражнять в счете на слух. Дать представление о том, что время связано с движением Земли.
Ход занятия
- Загадка.
Он – не мягкая игрушка, а из сказочки зверушка. В зоопарке он служил и у крокодила жил. Мех на нем-то как рубашка, ну а имя … (Чебурашка)
- Давайте научим Чебурашку пользоваться календарем.
- Моделирование солнечной системы. (С помощью глобуса и лампы)
- Мы знаем, что Земля движется вокруг Солнца с одинаковой скоростью.
- Земля за один год делает один круг вокруг Солнца.
- А вокруг себя поворачивается за одни сутки.
- Показ моделирования.
- Итак, мы знаем, что время зависит от движения Земли.
- Игра “Что в круге”
Завтрак, занятия, прогулка, отдых, вечер, ночь
Что в круге?
- Сутки –
- Сутки, которые в разговоре люди обычно называют словом “день”, сменяются одни другими.
- Семь таких дней составляют неделю. Каждый день недели имеет свое название. Последовательность дней недели всегда одна и та же:
первый день недели – понедельник
второй день недели – вторник
третий день недели – среда
четвертый день недели – четверг
пятый день недели – пятница
шестой день недели – суббота
седьмой день недели – воскресенье
- Назовите, какие занятия у нас проходят в детском саду во вторник и четверг? (Бассейн, художество)
- В какой день недели мы ходим в библиотеку? (Среда)
- Назовите, какое занятие проходит у нас в пятницу? (Конструирование)
(Или в какой день недели мы занимаемся в зале для конструирования)
- Игра “Назови скорей”. (Цифры от 1 до 7)
Я показываю цифру – вы называете какой день недели по счету и как называется.
4: показ цифры 4.
- Ккакой день недели по счету? (Четвертый)
- Как называется четвертый день недели? (Четверг)
- Физминутка. “Игра в мяч”.
- Я бросаю мяч ребёнку и говорю “Какой день недели сегодня?”. Кто поймал – отвечает.
- Какой день недели был вчера?
- Назови день недели после четверга. (Пятница)
- Назови день недели между понедельником и средой. (Вторник)
- Сколько дней недели? (Семь)
- Какие дни недели мы отдыхаем? (Суббота, воскресенье)
- Игра “Данетка”.
На доске написаны цифры. Каждая цифра обозначает день недели.
1 2 3 4 5 6 7
- Какой день недели я загадала? (Пятница)
Вопрос детей: - этот день недели посередине?
- Нет (цифра 4 зачеркивается)
1 2 3 4 5 6 7
- Этот день недели между первым и третьим днем?
- Нет (цифра 2 зачеркивается)
1 2 3 4 5 6 7
- Этот день недели слева от середины?
- Нет (зачеркивается 1 и 3)
1 2 3 4 5 6 7
- Этот день недели справа в конце?
- Нет (зачеркивается 7)
1 2 3 4 5 6 7
- Этот день недели слева?
- Да
- Это цифра 5, пятый день недели.
- Да!!!
Загадывает ребенок.
- Игра “Постройся по порядку”.
(Карточки на всех детей от 1 до 7)
- Какой день недели первый? (Понедельник)
Выходят все дети с цифрой 1.
- Чем вам запомнился понедельник?
- Чем нравиться кому-то понедельник?
Ответы детей, и.т.д. до 7.
- Чтение стихотворения Л.Виноградов “Моя неделя”
Зарисовка события в любой день недели.
Рисунки детей.