Цели урока:
- Обучающие - Повторить особенности строения металлов. Ознакомиться с общими физическими свойствами металлов, применением металлов.
- Воспитательные - воспитывать культуру общения через работу в паре, группе.
- Развивающие - развивать умение вести наблюдение, анализировать информацию, выделять главное, способствовать развитию познавательного интереса.
Методы и методические приемы - лабораторная работа, самостоятельная работа с текстом учебника и со слайдами презентации, взаимопроверка результатов работы в паре.
Тип урока: Комбинированный
Оборудование:
- Презентация в PowerPoint.
- Интерактивная доска.
- Периодическая система химический элементов Д.И.Менделеева.
- Учебник: О.С.Габриелян, Химия, 8 класс, часть 1.
- Инструкция-распечатка для проведения данного урока (Приложение №2), наборы коллекций металлов, справочники для проведения лабораторной работы, инструктивная карта для проведения лабораторной работы.
Ход урока
1. Организационный момент
А) Приветствие, проверка отсутствующих;
Б) “химический” блиц-опрос (Примерные вопросы: Какие явления существуют в природе, примеры? На какие группы можно разделить все химические элементы? Что такое атом? Из чего состоит атом? Что такое металл? Что такое неметалл? Какие виды химической связи вы знаете? Как образуется металлическая связь?) – 5 минут.
2. Изучение нового материала (20 минут).
Вступительное слово учителя: Мы сегодня на уроке начинаем изучение новой темы, название которой вы попытаетесь озвучить после ответа на следующую загадку (слайд №1, презентация)
Быть символом не каждому дано,
Но именем моим не без причины
Назвали руки, дождь, тельца, руно,
Сечение и мнений середину.
И в честь меня был назван даже век,
Когда был очень счастлив человек.
Что нынче в имени моем? А встарь
Считали все, что я - металлов царь.
(Ответ – золото.)
Тема урока - Металлы.
Учитель: Без металлов немыслим уровень земной цивилизации, изделия из металлов окружают нас повсюду, человеку известно более 90 металлов, каждый металл удивителен и интересен. Актуальность знаний о металлах для современного человека очевидна.
Учитель объявляет тему и цели урока (слайд №2-3, презентация).
Далее идет работа с презентацией и с карточкой-инструкцией (сначала подписывается карточка-инструкция, ставиться дата).
Слайд №4, презентация: На какие группы можно разделить все химические элементы? (Ответ запишите в инструкцию к уроку, вопрос №1).
Слайд №5, презентация: Запомни! В настоящий момент из известных 118 химических элементов всего 16 неметаллов, 6 инертных (благородных) газов, остальные элементы – металлы (сделай запись в инструкции - №2).
Слайд №6, презентация: Учитель – Если в ПСХЭ провести диагональ B- At, то в левом нижнем углу будут располагаться металлы, а в правом верхнем углу неметаллы.
Слайд №7, презентация: Учитель - На часах человеческой истории можно выделить определенные периоды, связанные с использованием металлов. Задание: при прослушивании выступления вашего одноклассника, запишите ответ на вопрос №3 в инструкции.
Прослушивается сообщение, подготовленное ... (с использованием презентации учащегося), на тему: “Век медный, век бронзовый, век железный”.
Слайд №8, презентация: Учитель - Металлам в прошлые века приписывалось много чудодейственных свойств. Известные еще в Древнем Египте семь металлов считались представителями семи планет на Земле.
Слайд №9, презентация: Учитель - На основании прослушанного сообщения и материала на странице 69 (параграф 13) вашего учебника выполните задание №4 в инструкции.
Прослушивается сообщение, подготовленное ... (с использованием презентации учащегося), на тему: “Алхимики о металлах”.
Слайд №10, презентация: Учитель - Каково же строение атома металла? Выполните задание №5 в вашей инструкции.
Слайд №11, презентация: Учитель - В какие частицы превращаются атомы металлов при химическом взаимодействии?
Выполните задание №6 и №7 в вашей инструкции.
Слайд №12, презентация: Учитель- Какой тип кристаллической решетки характерен для металлов? Выполните задание №8 в вашей инструкции.
Слайд №13, презентация: Учитель - Строение атома металла и его структура (кристаллическая решетка) определяют физические свойства.
Выполните задание №9 в вашей инструкции.
3. Лабораторная работа: “Физические свойства металлов” (15 минут).
4. Подведение итогов урока, домашнее задание.