Урок скульптуры по теме “Подводные фантазии” рассчитан на учащихся 4-х классов детских художественных школ с восьмилетним обучением (возраст детей – 9-10 лет),
в группах по 12 учеников. Занятия в группах проходят 1 раз в неделю по 2 часа.
Задачи.
1.
Ознакомить детей с техникой лепки комбинированным способом, через коллективную и индивидуальную работу на основе модульной лепки и лепки из целого куска.
2. Совершенствовать умения лепки из целого куска, закрепить умения оформления и декорирования выразительных образов.
3. Развивать творческую индивидуальность, фантазию и воображение детей.
4. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, активность и самостоятельность.
Ожидаемый результат: Создание готового образа коллективной работы на заданную тему из цветного пластилина в соответствии с технологичными картами.
Инструменты и материалы: Цветной пластилин, стеки, доски для лепки, бумажные или полотняные салфетки для рук; альбом для эскизов, простые карандаши, резинки, гуашь, кисти № 4, №1 (белка, щетина); штампики – различные предметы для декорирования (палочки или зубочистки, колпачки от фломастеров, старые стержни и ручки, пуговки, и др.)
Зрительный ряд: Слайд-презентация по теме “Этот загадочный подводный мир”. Образцы заготовок и готовых рыбок, ракушек и камушков. Наглядные пособия, репродукции композиций разнообразия подводного мира.
Методы и приемы.
Словесные методы: беседа, диалог.
Наглядные методы: показ репродукций различных композиций подводного мира;
технологические карты: лепка рыбки из целого куска, скульптурные способы декорирования.
Практические методы: выполнение коллективной работы в виде композиции на тему “Подводные фантазии” на основе ранее выполненных заготовок морского дна;
создание фантастических образов рыбок в технике лепки из целого куска с различными способами декорирования.
Предварительная работа.
- Разработка форэскизов будущей композиции.
- Обсуждение и коллективное редактирование варианта эскиза итоговой работы.
- Подготовка и изготовление из цветного пластилина элементов для заполнения морского дна (водоросли, кораллы, улитки, камешки и раковины различных видов) на основе ранее изученных приемов лепки с использованием неполного и полного смешивания различных цветов пластилина.
Межпредметные связи: цветоведение, станковая и прикладная композиции.
Структура и моделирование урока.
Вводная часть:
Слайд-презентация с беседой о красоте и богатстве разнообразия подводного мира.
Знакомство детей с техникой лепки комбинированным способом (скульптурный + конструктивный).
Приемы коллективной и индивидуальной работы для создания единой композиции на заданную тему (модульная лепка и лепка из целого куска).
Демонстрация и обсуждение ранее выполненных вариантов эскизов будущей композиции.
Планирование последовательности и распределения объема работы детей на уроке.
Основная часть:
Объяснение технологии выполнения простой рыбки из целого куска (см. технологическую карту №1):
1) выкатать шар;
2) слегка вытянуть в эллипс;
3) оттянуть и сделать углубления в виде формы кувшинчика;
4) сплющить между ладонями в лепешку по форме напоминающую рыбку;
5) оттянуть плавники необходимой формы и размера.
Поэтапный показ и выполнение лепки из целого куска простой рыбки (совместно с детьми).
Рассматриваем разнообразие форм, цвета и видов рыб на примерах изображений, выполненных разными художниками.
Показ различных вариантов деформации плавников, хвостов и туловища рыбки на заготовках, применяя для украшения фигуры рыбки известные виды скульптурных способов декорирования (см. технологическую карту №2).
Самостоятельная работа с применением комбинированного способа лепки на основе лепки из целого куска с последующим декорированием различными способами.
Пояснения, индивидуальная работа по созданию разнообразия рыб для коллективной композиции.
Коллективное обсуждение и сборка-оформление итоговой композиций модульным способом лепки по эскизам.
Заключительная часть:
Анализ единой художественной деятельности учителя и учеников в коллективной работе, поиск выразительности в задуманном образе.
Экспозиция творческих работ – выставка.
Ход урока
Вводная часть:
Преп.: Как прекрасен мир вокруг нас! Но не менее красив и интересен, но и очень загадочен мир, в который мы не всегда можем заглянуть, – это подводный мир, мир морей и океанов. Не всем нам дано увидеть его своими глазами и потрогать руками. И только с помощью специального оборудования и, благодаря современной технике, мы можем подсмотреть в тот загадочный и обворожительный мир. На прошлом занятии мы с вами, дети, рассматривали дары морей и океанов на примере камешков и ракушек, которые я приносила в класс. Сегодня посмотрим подборку фотографий и репродукций обитателей морей и океанов. Посмотрите, ребята, на экран.
Просмотр слайд-презентации.
Основная часть:
Преп.: Давайте, дети, вспомним, что мы делали на прошлых занятиях.
Учен.: Мы лепили камушки, ракушки, водоросли и кораллы. Потом рисовали эскизы композиций, в которых красиво компоновали эти предметы.
Преп.: Посмотрите на эскизы, которые у нас получились. Как вы думаете, мы можем внести какие-то изменения в них?
Учен.: Да, нам бы хотелось внести изменения.
Преп.: Конечно, это же рабочие эскизы, это наши фантазии. И мы можем в любой момент вносить изменения, если нас что-то не устраивает. И не надо бояться трудностей, нужно всегда экспериментировать, искать новое, пробовать различные варианты, стараясь сделать работу ещё интереснее и красивее.
Редактирование вариантов эскизов морского дна.
Преп.: Сегодня, ребята, мы попробуем оживить, т.е. заселить наш фантастический и красочный подводный мир, который мы нарисовали на наших эскизах. Мы придумали очень красивые и неповторимые водоросли, кораллы, улитки, камешки и раковины различных видов. Вспомните, как мы их создавали?
Учен.: Мы лепили с использованием “неполного” и “полного смешивания” различных цветов пластилина. Добились различных оттенков и эффектов “под мрамор” из двух и более цветов.
Преп.: Все понимают, что означают понятия “полное” и “неполное смешивание”?
Учен.: “Полное смешивание” означает, что два или более разных цветных кусков пластилина перемешаны до однородной массы и получается новый цвет или оттенок. При “неполном смешивании” получается окраска “под мрамор”, что очень точно и интересно передает фактуру морских камешков и ракушек.
Преп.: Да, совершенно верно. Красочность и необычность различных эффектов при смешении цветов да еще декоративность фактуры может быть выполнена только в единственном экземпляре. Каждый элемент будущей композиции, будь то камешек или ракушка, индивидуален, и несет в себе какой-то характер.
Преп.: А какими будут рыбки, которых мы будем заселять в наш подводный мир? Какими характерами и эмоциями мы их наделим?
Учен.: Рыбки будут разные: и добрые, и злые, и веселые, и грустные, и задумчивые, и испуганные, и воинственные и т.д.
Запишем данные характеристики на доске.
Преп.: Верно. И чтобы оживить наши композиции, сделаем ещё по варианту эскизов, но уже с рыбками, медузами или осьминогами.
Работа над эскизами.
Преп.: Сегодня, дети, мы будем лепить рыбку из целого куска, а также декорировать рыбок различными способами (штампы, процарапывание, украшение жгутиками, шариками и др. элементами).
Преп.: С чего начинаем работу с пластилином?
Учен.: С разминания пластилина до пластичности.
Готовим пластилин.
Преп.: Внимательно следите за моими руками. Пластилин размяла до пластичности и леплю самую простую форму – шар. Потом, слегка вытягивая и делая углубления, получаю “волшебный кувшинчик”. С такой формой мы, ребята, уже сталкивались, когда лепили птичек и кита. Но есть отличия. Кувшинчик мы сплющиваем между ладошками, но только так, чтобы туловище будущей рыбки оставалось объёмным, а к краям чуть-чуть сужалось. В целом, даже на этом этапе, форма должна оставаться обтекаемой (такой, как у рыб и птиц, как форма самолетов и подводных лодок).
Рассматриваем “обтекаемость” формы.
Преп.: Далее, без сильно сдавливающих и резких движений, начинаю вытягивать и формировать плавники - закладывать основную форму будущей рыбки: длинные или короткие плавники и хвост, мягкие и плавные или острые линии силуэта. Всё это будет отражаться в характере и эмоциональном окрасе рыбок.
Преп.: А теперь пришло время работы. Потренируемся в лепке рыбки из целого куска вместе со мной, запоминая последовательность выполнения работы. Лепим по одному образцу, повторяя за мной последовательно все этапы.
Совместное поэтапное выполнение работы с учениками (см. технологическую карту №1).
Преп.: Вот первая рыбка. Посмотрите, ребята, какие разные рыбки у вас получились. Так как вы все разные, то и рыбки у вас разные. Ведь каждый из вас вложил в своё произведение частицу себя. Эту рыбку вы возьмёте домой, покажите вашим родителям. Может кто-то её оставит на память или подарит.
Преп.: Давайте, ребята, ещё раз обратимся к экрану. Обратите внимание, как различные художники изображают рыб, стилизуют изображения, упрощая форму, или, наоборот, усложняя её какими-то элементами. При этом рыбы выглядят не совсем реалистично, но они, по-своему, прекрасны. У каждой рыбы появился свой неповторимый образ.
Яркие краски, декоративность и простота в решении – вот три кита, на которых строится сегодняшнее задание для коллективной работы. Мы лепим не просто рыбку, а “героя” нашей композиции. Вспомните, дети, в начале урока мы записали слова, характеризующие образы рыб.
Преп.: Какой девиз мы выберем для композиции?
Учен.: Веселая семейка, подводная братва, подводное царство.
Преп.: Для передачи девиза нужно определиться с колоритом всей композиции, с основными цветами. Вы, ребята, можете использовать уже готовые цвета, а можете смешать новые оттенки или создать эффект “под мрамор”. Главное, чтобы цветовые сочетания всех элементов будущей композиции соответствовали между собой. Нам пригодятся начальные знания цветоведения.
Обсуждение колорита композиции.
Преп.: Каждый определяется, какой образ ему ближе, какую фантастическую рыбку лепить. Выберите себе пластилин по цвету. Продумайте, какой вид декорирования точнее подчеркнёт характер рыбки. Вспомните, ребята, а какие виды декора мы уже знаем?
Учен.: Оттески штампиками, процарапывание, вырезание, украшение “налепными” элементами, такими как жгутики, шарика и т.д.
Способы скульптурного декорирования смотрите в технологической карте №2.
Самостоятельная работа детей. Ребята приступают к выполнению коллективной работы. Обращаю внимание на аккуратность и оригинальность исполнения.
Индивидуальная помощь. Обсуждение характера силуэта фантастической рыбы, выразительности формы и декора.
Коллективная работа. По мере выполнения рыбок, ребята объединяются для сборки коллективной композиции по итоговому эскизу. Монтирование композиции идёт модульным способом лепки за отдельным столом, чтобы не мешать ребятам, которые ещё не долепили свою часть работы.
В конце урока ребята убирают свои рабочие места, наводят порядок в классе.
Заключительная часть:
Преп.: Сегодня, ребята, мы делали коллективную композицию. Как вы считаете, справились ли мы?
Учен.: У нас получился замечательный фантастический образ подводного мира.
Учен.: Каждая рыбка немного напоминает своего автора.
Учен.: Каждый из нас вложил свою частицу в эту работу.
Преп.: Да, ребята. В целом, коллективная работа получилась интересной и эмоциональной. Мы можем предложить выставить эту работу на конкурс в нашей школьной картиной галерее, а в дальнейшем подарить классу “Малышок”.
Всем большое спасибо.
Технологическая карта №1, 2 (Приложение)