Урок истории

Разделы: История и обществознание


Цель: продолжить изучение гуманистических традиций в изобразительном искусстве Западной Европы в 16 веке.

Планируемые результаты: учащиеся должны понять, что эпоха Возрождения внесла уникальный вклад в сокровищницу мировой культуры, обогатив человечество бессмертными творениями изобразительного искусства. Идеи гуманистов распространились далеко за пределы Италии. Гении Ренессанса воплотили мечты гуманистов об идеале, создав образ современного, гармоничного человека.

Метод обучения: иллюстративный, частично поисковый.

Форма урока: комбинированный урок.

Приемы деятельности учителя: объяснение, рассказ, создание педагогических ситуаций для решения познавательных заданий (таблица, проблемный вопрос).

Проблема: Нужно ли искусство Ренессанса современному человеку? Чем оно интересно людям начало третьего тысячелетия?

Развитие умений учащихся: В процессе знакомства работать самостоятельно заполнять таблицу, отличать художественные особенности, формировать собственное впечатление от произведения искусства, обосновывать свое мнение, приобретение навыков оценочных суждений.

Ход урока

Проверка домашнего задания: Выполнение теста.

Ответ на вопрос №1 стр.41. Какое значение имеет понятие “гуманизм”? Придумайте фразы, в которых его можно использовать в разных значениях.

Новая тема.

План:

1. Титаны Возрождения.

2. Венецианская школа живописи.

3. Северное Возрождение.

Слова учителя: Мы продолжаем изучать эпоху Возрождения. Сегодня мы познакомимся с искусством.

Попытаемся ответить на проблемный вопрос.

Нужно ли искусство Ренессанса современному человеку? Чем оно интересно людям начало третьего тысячелетия?

Научному изучению природы гуманисты предпочитали художественное осмысление. Ощущая нехватку строго научных аргументов в подтверждение своих взглядов на природу, общество и человека они прибегали к художественным методам доказательства. Они создали подлинный культ красоты, атмосферу преклонения перед прекрасным. Гуманисты исходили из убеждения, что форма отражает сущность вещей. Прекрасное не может быть ложным, а уродливое – истинным. Искусство Возрождения воплотило основные ценности и идеалы гуманизма. В эпоху Возрождения коллективный опыт уступает место индивидуальному творчеству конкретного художника. Для мастера его творчество являлось способом выражения собственных представлений о мире и о прекрасном. По преимуществу светским, художники писали картины на религиозные темы, но в религиозной форме они проповедовали светские идеалы.

Далее идут доклады.

1. Леонардо да Винчи – доклад и презентация.

Леонардо да Винчи родился в Италии, 15 апреля 1452 года в селении Анкиано близ Винчи: недалеко от Флоренции. Леонардо не имел Фамилии в современном смысле; “да Винчи” означает прости “родом из городка Винчи”. Полное его имя Leonardo di ser Piero da Vinci, то есть “Леонардо, сын господина Пьеро из Винчи”. Один знакомый крестьянин попросил отца Леонардо найти художника, чтобы тот расписал круглый деревянный щит. Сер Пьеро отдал щит своему сыну. Леонардо решил изобразить голову Медузы, а чтобы изображение чудовища производило на зрителей должное впечатление натаскал в подвал ящериц, пиявок, гусениц, змей, бабочек, кузнечиков, летучих мышей и прочих подобных тварей и создал, глядя на них, изображение ужасного чудовища выползающего из глубины мрачной пещеры. Из разверстой пасти чудовища струился яд, из глаз вырывался огонь, из ноздрей валил дым... Леонардо был так поглощен своей работой, что не замечал зловония, которое распространяли мертвые твари, принесенные им в жертву искусству. Когда Леонардо, закончив работу, внезапно, безо всякого предупреждения показал отцу щит, тот так испугался, что начал пятиться. Леонардо остановил его и сказал: “Работа получилась такой, как я хотел. Теперь унеси ее. Она производит впечатление”. Леонардо да Винчи был талантлив в разных областях, интересовался: акустика, анатомия, астрономия, аэронавтика, ботаника, геология, гидравлика, картография, математика, механика, оптика, конструирование оружия, гражданское и военное строительство, планировка городов. Создал систему анатомических рисунков, использующихся и в современном обучении медиков. Изобрел метод анатомирования глаза. Первый описал "законов зрения". Леонардо знал, что зрительные образы на сетчатке глаза проецируются в перевернутом виде, и проверил это с помощью изобретенной им камеры-обскуры. Впервые описал клапан правого желудочка сердца, носящего его имя. Изобрел стеклянные модели внутренних органов. Написал полезные советы, которые актуальны и полезны современным людям. Например:

1. “Учитесь сохранять свое здоровье!”.

2. "Дабы всегда пребывать в добром здравии, держись этих мудрых правил:

3. Давай отдых своей голове и пребывай всегда в добром умонастроении.

4. Ночью хорошо укрывайся.

5. Знай меру в физических упражнениях.

6. Избегай всяческого распутства и обращай побольше внимания на пищу, какую ты ешь.

7. Ешь только тогда, когда хочешь, а ужинай всегда легко.

8. Держись прямо, когда встаешь из-за обеденного стола.

9. Не дозволяй своему животу торчать вверх, а голове - опускаться.

10. Смешивай свое вино с водой и пей понемногу зараз, но не делай этого в промежутках между приемами пищи и на пустой желудок.

11. Ешь простую (вегетарианскую) пищу.

12. Хорошо пережевывай пищу.

Леонардо да Винчи великий итальянский художник, живописец, скульптор, архитектор и ученый. Его кисти принадлежат бессмертные полотна такие как: “Мона Лиза” или “Джоконда”, “Мадонна с младенцем”, “Мадонна Литта”, “Дама с горностаем”, “Тайная вечеря”. Он один из великих и крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения.

2. Микеланджело – доклад и презентация.

Микеланджело родился 6 марта 1475 г., в семье Лодовико Буонарроти, городского советника. Микеланджело посещал гимназию Франческо да Урбино. В детстве Микеланджело воспитывался во Флоренции, затем некоторое время жил в городке Сеттиньяно. В 1488 г. отец Микеланджело поместил его учеником в мастерскую к художнику Доменико Гирландайо. Год спустя, Микеланджело перешёл в школу скульптора Бертольдо ди Джованни, существовавшую под патронажем Лоренцо де Медичи, фактического хозяина Флоренции. По характеру своего дарования Микеланджело был прежде всего скульптором. Это ощущается и в живописных работах мастера, необычайно богатых пластичностью движений, сложных поз, отчётливой и мощной лепкой объёмов. Микеланджело был одним из величайших скульпторов, величайших живописцев и величайших архитекторов своего времени. Самое известное скульптурное произведение Микеланджело – статуя Давида. Другие знаменитые скульптуры – “Пьета”, “Моисей”. Самой знаменитой работой художника является роспись потолка в Сикстинской капелле в Ватикане.

3. Рафаэль Санти. В своих произведениях художник воплотил гуманистический идеал прекрасного и совершенного человека, внутренне уравновешенного и гармонично развитого. “Афинская школа” - лучшая из фресок.

“Сикстинская мадонна” - самое одухотворенное произведение в котором мастерски переданы чувства материнской тревоги, гордости за свое дитя и нежности к нему.

Венецианская школа – художников этой школы меньше волновали мировоззренческие проблемы. Художники сосредоточили усилия на решении чисто художественных задач творчества, они гораздо больше живописцы, чем мыслители и ученые. Исключительно живописны, т.е. необычайно красочны, ярки и выразительны. Этим и отличалась венецианская школа. Представителем этой школы являлся Тициан. Женские образы, являющиеся олицетворением физической красоты и душевного здоровья, прославили этого художника. Самые известные полотна, такие как: “Кающаяся Магдалина”, “Папа Павел III Фарнезе с племянником”.

Далее на уроке разбирается Северное Возрождение на примере А.Дюрера. Доклад и презентация ученика. Самым ярким представителем Северного Возрождения является Альбрехт Дюрер из Германии. В его творчестве преломились традиции как немецкого готического искусства, так и живопись итальянского Возрождения. В работе над портретом “Император Максимилиан I” художник ярко показал характер властного надменного императора. Этим портретом художник подводит итог многолетнему изучению человеческой личности. В портрете отца 1497 г. мастерски переданы старческие складки и морщины лица и дряблой шеи, жидкие пряди седеющих волос, тяжелые складки простой суконной одежды. Все это нужно художнику для того, чтобы охарактеризовать данного конкретного человека—ремесленника, прожившего нелегкую жизнь, наложившую печать усталости на его лицо, но сохранившего живость, которая ощущается в его взгляде. В последние годы жизни Альбрехт Дюрер уделяет много внимания усовершенствованию оборонительных укреплений. В своем труде “Руководство к укреплению городов, замков и теснин”, Дюрер описывает, в частности, новый тип укреплений. Скончался Альбрехт Дюрер 6 апреля 1528 года у себя на родине в Нюрнберге.

В заключении урока учащиеся проверяют выполнение таблицы и ученики выполняют тестовые задания составленные учителем. В таблице записаны имена художников, страна и их главные произведения, которые были представлены на уроке. Ученики отвечают на вопросы учителя.

1. Расположите художников (Микеланджело, Тициан, Рафаэль, Дюрер) по школам Венецианская, Флорентийская.

2. Соотнесите авторов и их произведения: Леонардо да Винчи, Дюрер, Рафаэль. “Апокалипсис”, “Джоконда”, “Сикстинская мадонна”, “Сикстинская капелла”.

В завершении урока учащиеся отвечают на поставленный вопрос. Современному человеку необходимо изучать искусство Возрождения для повышения своего культурного уровня, художники показывали красоту человека и мира – это очень важно в современных условиях, когда идут войны. Красота спасет мир. Художники своими произведениями призывали к человеколюбию и терпимости, что так не хватает сегодня.

Домашнее задание: П.5.