Класс: 5.
Раздел: Народные игры.
Тип урока: комплексный.
Место проведения: спортивный зал.
Время урока: 40 минут.
Цель урока: Расширение историко-культурного кругозора обучающихся, повышение уровня национального самосознания.
Задачи урока:
- Предметная: Ознакомить учащихся с русскими детскими и молодежными играми как историческим наследием русского народа, с помощью которых можно эффективно заниматься физической культурой.
- Метапредметная: Организовать игры, в процессе которых развивать быстроту, координацию движений, скоростно–силовые качества;
- Личностная: Прививать нравственные и эстетические ценности культурного наследия через ознакомление с шедеврами живописи русских художников. Создать условия для формирования стремления учащихся добиваться условной цели, соблюдая правила игры.
- Оздоровительная: Прививать навыки и умения, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья.
Необходимое оборудование и материалы: Мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран). Гимнастические скамейки, мел, свисток, деревянные цилиндрические палочки (по 13 для каждой команды, участвующей в эстафете) и биты, по числу команд-участниц (палочки для выбивания фигур из "городков") для проведения эстафеты "Городошной".
Используемые педагогические технологии, методы и приемы: Личностно-ориентированная; информационная; игровая; Репродуктивные, сотрудничества, словесные, показа, рефлексии.
Знания, умения, навыки и качества, которые приобретут ученики в ходе урока: Знания об историческом наследии русского народа и русских народных играх; о правилах проведения "детских и молодежных" игр; Умения организации и общения со сверстниками в условиях игровой и соревновательной деятельности; Умение находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу.
Пояснительная записка – Приложение 1.
План урока, деятельность учителя – Приложение 2.
Ход урока
содержание | дозировка | Организационно-методические указания |
I. Вводная часть (1-2 минуты) | ||
1. Приветствие учителя и класса | 30 -50 сек. | Учащиеся располагаются на спортивных скамейках, поставленных перед экраном. Обратить внимание на готовность учеников к уроку |
2. Сообщение темы и задач урока | 30-50 сек. | Соблюдать четкость в сообщении темы и изложении задач урока |
II. Теоретическая часть (5-6 минут) | ||
Показ мультимедийной презентации "Детские и молодежные русские игры" Слайд 1–3 |
Учитель. Сегодня мы проводим урок по теме "Русские детские народные игры". Вопрос: Давайте вспомним и назовем нашу классификацию русских народных игр. Возможный вариант ответа: домашние, детские, молодежные, девичьи, женские, мужские, смешанные. Вопрос: В чем отличие домашних от остальных игр? Возможный вариант ответа: Домашние игры предназначены для небольшого помещения, а для остальных игр нужно большое свободное пространство. Наличие в детских, молодежных, женских, мужских играх двигательных действий во время проведения игр - бега, прыжков, метаний, бросков, передачи и ловли предметов, сопротивления и т.д. Вопрос: Какие физические качества можно развивать с помощью русских народных игр? Возможный вариант ответа: Ловкость, силу, быстроту, координацию, выносливость, прыгучесть и т.д. |
|
Слайды 4–10 "Калейдоскоп детских и молодежных игр" |
Знакомство с русскими народными играми и их правилами: "Прятки", "Чижик", "Бабки", "Кон за коном", "Городки", "Третий лишний", "Горелки", "Лапта", "Казаки-разбойники". | |
Слайды 11–13 "Калейдоскоп развлечений и забав" |
На следующих слайдах показаны веселые зимние забавы и развлечения – катания на санках с гор, лепка снеговиков, зимняя карусель. ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ: 1. Какие нравственные качества воспитывают детские и молодежные русские народные игры? 2. Назовите игры, в которые вы играли в детстве, которые можно отнести к детским и молодежным играм. 3. Картины каких художников вам запомнились и почему? Полная версия теоретической части – Приложение 6. |
|
III. Подготовительная часть (4-5 минут) | ||
1. Построение. | 30 сек. | Построение в одну шеренгу по команде учителя "Класс, в одну шеренгу стройся!" |
2. Ходьба: – на носках; – на внешней стороне стопы; – перекатом с пятки на носок. |
30 сек. | Построение в одну колонну, следить за осанкой, за правильной постановкой стопы при выполнении упражнений. |
Бег: – обычный; – приставным шагом правым и левым боком; – скрестным шагом правым и левым боком; – спиной вперед. |
2 мин. | Следить за соблюдением дистанции между учениками при выполнении беговых упражнений. |
Общеразвивающие упражнения в движении по кругу | 2 мин. | Соблюдать дистанцию и интервал между учениками. Комплекс ОРУ в движении – Приложение 3. |
IV. Основная часть (20 минут) | ||
Перестроение на две команды. | Команда: "Через центр зала в колонну по два, марш!" | |
Эстафета "Городошная" | 5 минут | Перед каждой командой на разном расстоянии из цилиндрических деревянных столбиков выстроены по 3 фигуры: "колодец", "звезда", "тир", стоящие в своих "городках" (нарисованные мелом квадраты 1х1 метр) Задача каждой команды - вперед соперников выбить деревянной битой все "фигуры" из своих "городков". Команды выполняют броски по очереди. |
Русская народная игра "Горелки" | 6–7 мин. | Игра по правилам, с которыми ученики познакомились в теоретической части урока. Речитатив: "Гори, гори ясно, чтобы не погасло. Глянь на небо: Птички летят, Колокольчики звенят" Описание игры – Приложение 4. |
Русская народная игра "Третий лишний" | 6–7 мин. | Игра по правилам, с которыми ученики познакомились в теоретической части урока. Описание игры – Приложение 5. |
V. Заключительная часть (4-5 минут) | ||
Построение в одну шеренгу. Упражнение на восстановление дыхания: И.п. – о.с. 1 – руки через стороны вверх – вдох 2 – руки дугами внутрь – выдох |
Построение в одну шеренгу по команде учителя "Класс, в одну шеренгу стройся!" Дыхание не задерживать, вдох не форсировать |
|
Подведение итогов урока | 1.Отметить учеников, которые хорошо справились с игровыми заданиями. 2. Спросить учеников, какая игра им больше понравилась и почему. 3. Спросить у учеников, какие физические качества развивались в эстафете "Городошной" и игре "Горелки". |
|
Домашнее задание | 1.Найти в Интернете детские и молодежные игры разных народностей Российской Федерации. 2. Подготовить мини-презентацию (1-2 слайда) "Игры народов России". 3. Организовать друзей и поиграть с ними в игры, с которыми познакомились на уроке. |
Список учебной и дополнительной литературы, использованных интернет-ресурсов:
- Матвеев А.П. – Ф. 5 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / А.П.Матвеев; Рос. Акад. наук, Рос.акад. образования, издательство "Просвещение". – М.: Просвещение, 2012. 112с. 6 ил. – (Академический школьный учебник).
- Матвеев А.П. – Рабочие программы. Предметная линия учебников А.П. Матвеева 5-9 классы. Пособие для учителей физической культуры. Издательство «Просвещение». – М.: Просвещение, 2012.
- Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура, 5-9 классы: проект. – 2-ое изд., дораб. – М.: Просвещение, 2010. – 61 с. – (Стандарты второго поколения).
- "Детские подвижные игры народов СССР" (составитель Л.П. Аношкина). – "Просвещение", 1988.
- Панкеев И. – "Русские народные игры", – Москва: издательство "Яуза", 1998.
- Атанова Н.И., Шишкина Е.В. – "Детский игровой фольклор Волгоградской области", (репертуарно-методический сборник), – Волгоград, 1997.
Интернет-источники:
- www. artnek.org.ru/?p=847
- www.lib.sportedu.ru/press/fkvot/2002N1/p41-42.htm.
- www. ds-486.nios.ru/DswMedia/ruccki.doc
- www. programma_podvizhnye_igry.doc
- www.fizkult-ura.ru – сайт об акробатике
- acrobatic.ucoz.ru/
- www.ug.ru/method_article/370
- www. detipc.narod.ru/st4.html
- ru.wikipedia.org/wiki/
- dic.academic.ru/dic.nsf/es/
- www.croquet-club.com/shop/gorodki.htm