"Детские и молодежные русские народные игры". 5-й класс

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (10 МБ)


Класс: 5.

Раздел: Народные игры.

Тип урока: комплексный.

Место проведения: спортивный зал.

Время урока: 40 минут.

Цель урока: Расширение историко-культурного кругозора обучающихся, повышение уровня национального самосознания.

Задачи урока:

  • Предметная: Ознакомить учащихся с русскими детскими и молодежными играми как историческим наследием русского народа, с помощью которых можно эффективно заниматься физической культурой.
  • Метапредметная: Организовать игры, в процессе которых развивать быстроту, координацию движений, скоростносиловые качества;
  • Личностная: Прививать нравственные и эстетические ценности культурного наследия через ознакомление с шедеврами живописи русских художников. Создать условия для формирования стремления учащихся добиваться условной цели, соблюдая правила игры.
  • Оздоровительная: Прививать навыки и умения, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья.

Необходимое оборудование и материалы: Мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран). Гимнастические скамейки, мел, свисток, деревянные цилиндрические палочки (по 13 для каждой команды, участвующей в эстафете) и биты, по числу команд-участниц (палочки для выбивания фигур из "городков") для проведения эстафеты "Городошной".

Используемые педагогические технологии, методы и приемы: Личностно-ориентированная; информационная; игровая; Репродуктивные, сотрудничества, словесные, показа, рефлексии.

Знания, умения, навыки и качества, которые приобретут ученики в ходе урока: Знания об историческом наследии русского народа и русских народных играх; о правилах проведения "детских и молодежных" игр; Умения организации и общения со сверстниками в условиях игровой и соревновательной деятельности; Умение находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу.

Пояснительная записка – Приложение 1.

План урока, деятельность учителяПриложение 2. 

Ход урока

содержание дозировка Организационно-методические указания
I. Вводная часть (1-2 минуты)
1. Приветствие учителя и класса 30 -50 сек. Учащиеся располагаются на спортивных скамейках, поставленных перед экраном. Обратить внимание на готовность учеников к уроку
2. Сообщение темы и задач урока 30-50 сек. Соблюдать четкость в сообщении темы и изложении задач урока
II. Теоретическая часть (5-6 минут)
Показ мультимедийной презентации "Детские и молодежные русские игры"
Слайд 1–3
  Учитель. Сегодня мы проводим урок по теме "Русские детские народные игры". Вопрос: Давайте вспомним и назовем нашу классификацию русских народных игр.
Возможный вариант ответа: домашние, детские, молодежные, девичьи, женские, мужские, смешанные.
Вопрос: В чем отличие домашних от остальных игр?
Возможный вариант ответа: Домашние игры предназначены для небольшого помещения, а для остальных игр нужно большое свободное пространство. Наличие в детских, молодежных, женских, мужских играх двигательных действий во время проведения игр - бега, прыжков, метаний, бросков, передачи и ловли предметов, сопротивления и т.д.
Вопрос: Какие физические качества можно развивать с помощью русских народных игр?
Возможный вариант ответа: Ловкость, силу, быстроту, координацию, выносливость, прыгучесть и т.д.
Слайды 410
"Калейдоскоп детских и молодежных игр"
  Знакомство с русскими народными играми и их правилами: "Прятки", "Чижик", "Бабки", "Кон за коном", "Городки", "Третий лишний", "Горелки", "Лапта", "Казаки-разбойники".
Слайды 1113
"Калейдоскоп развлечений и забав"
  На следующих слайдах показаны веселые зимние забавы и развлечения катания на санках с гор, лепка снеговиков, зимняя карусель.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ:
1. Какие нравственные качества воспитывают детские и молодежные русские народные игры?
2. Назовите игры, в которые вы играли в детстве, которые можно отнести к детским и молодежным играм.
3. Картины каких художников вам запомнились и почему?
Полная версия теоретической части – Приложение 6.
III. Подготовительная часть (4-5 минут)
1. Построение. 30 сек. Построение в одну шеренгу по команде учителя "Класс, в одну шеренгу стройся!"
2. Ходьба:
на носках;
на внешней стороне стопы;
перекатом с пятки на носок.
30 сек. Построение в одну колонну, следить за осанкой, за правильной постановкой стопы при выполнении упражнений.
Бег:
обычный;
приставным шагом правым и левым боком;
скрестным шагом правым и левым боком;
спиной вперед.
2 мин. Следить за соблюдением дистанции между учениками при выполнении беговых упражнений.
Общеразвивающие упражнения в движении по кругу 2 мин. Соблюдать дистанцию и интервал между учениками.
Комплекс ОРУ в движении – Приложение 3.
IV. Основная часть (20 минут)
Перестроение на две команды.   Команда: "Через центр зала в колонну по два, марш!"
Эстафета "Городошная" 5 минут Перед каждой командой на разном расстоянии из цилиндрических деревянных столбиков выстроены по 3 фигуры: "колодец", "звезда", "тир", стоящие в своих "городках" (нарисованные мелом квадраты 1х1 метр)

Задача каждой команды - вперед соперников выбить деревянной битой все "фигуры" из своих "городков". Команды выполняют броски по очереди.
Русская народная игра "Горелки" 67 мин. Игра по правилам, с которыми ученики познакомились в теоретической части урока. Речитатив:
"Гори, гори ясно, чтобы не погасло. Глянь на небо: Птички летят, Колокольчики звенят"
Описание игры – Приложение 4.
Русская народная игра "Третий лишний" 67 мин. Игра по правилам, с которыми ученики познакомились в теоретической части урока.
Описание игры – Приложение 5.
V. Заключительная часть (4-5 минут)
Построение в одну шеренгу.
Упражнение на восстановление дыхания:
И.п. о.с.
1 руки через стороны вверх вдох
2 руки дугами внутрь выдох
  Построение в одну шеренгу по команде учителя "Класс, в одну шеренгу стройся!"


Дыхание не задерживать, вдох не форсировать  
Подведение итогов урока   1.Отметить учеников, которые хорошо справились с игровыми заданиями.
2. Спросить учеников, какая игра им больше понравилась и почему.
3. Спросить у учеников, какие физические качества развивались в эстафете "Городошной" и игре "Горелки".
Домашнее задание   1.Найти в Интернете детские и молодежные игры разных народностей Российской Федерации.
2. Подготовить мини-презентацию (1-2 слайда) "Игры народов России".
3. Организовать друзей и поиграть с ними в игры, с которыми познакомились на уроке.

Список учебной и дополнительной литературы, использованных интернет-ресурсов:

  1. Матвеев А.П. – Ф. 5 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / А.П.Матвеев; Рос. Акад. наук, Рос.акад. образования, издательство "Просвещение". – М.: Просвещение, 2012. 112с. 6 ил. – (Академический школьный учебник).
  2. Матвеев А.П. – Рабочие программы. Предметная линия учебников А.П. Матвеева 5-9 классы. Пособие для учителей физической культуры. Издательство «Просвещение». – М.: Просвещение, 2012.
  3. Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура, 5-9 классы: проект. – 2-ое изд., дораб. – М.: Просвещение, 2010. – 61 с.(Стандарты второго поколения).
  4. "Детские подвижные игры народов СССР" (составитель Л.П. Аношкина). – "Просвещение", 1988.
  5. Панкеев И. "Русские народные игры", – Москва: издательство "Яуза", 1998.
  6. Атанова Н.И., Шишкина Е.В. – "Детский игровой фольклор Волгоградской области", (репертуарно-методический сборник), – Волгоград, 1997.

Интернет-источники:

  1. www. artnek.org.ru/?p=847
  2. www.lib.sportedu.ru/press/fkvot/2002N1/p41-42.htm.
  3. www. ds-486.nios.ru/DswMedia/ruccki.doc
  4. www. programma_podvizhnye_igry.doc
  5. www.fizkult-ura.ru – сайт об акробатике
  6. acrobatic.ucoz.ru/
  7. www.ug.ru/method_article/370
  8. www. detipc.narod.ru/st4.html
  9. ru.wikipedia.org/wiki/
  10. dic.academic.ru/dic.nsf/es/
  11. www.croquet-club.com/shop/gorodki.htm