Задачи урока:
- Развивать умение выделять предложение из речевого потока, оформлять его на письме; совершенствовать орфографический анализ слов;
- формирование умения анализировать предложение, находить подлежащее и сказуемое, устанавливать связь одного члена предложения с другим( выделять главные члены как смысловую нагрузку); создавать свои предложения;
- Развивать связную устную речь учащихся, умение аргументировать свой ответ;
- Развивать память, внимание, логическое мышление, умение работать с текстом;
- Учить списывать текст, формировать навыки грамотного и каллиграфического письма;
- развивать познавательные умения: наблюдать, сравнивать, анализировать.
Оборудование:
- Учебник Т.Г. Рамзаевой;
- этапы алгоритма на листках А4 в файлах (Приложение 3);
- тесты для групповой работы;
- листы самоконтроля (Приложение 1);
- жетоны-смешарики для игр (Приложение 2);
- предложения для работы в парах;
- магнитофон;
- плакаты для оформления доски;
- интерактивная доска;
- компьютер;
- мультимедийный проектор
- презентация.
Ход урока
I. Самоопределение к деятельности.
- Сейчас у нас урок русского языка. Посмотрите на экран, (Слайд 2) давайте вспомним сегодняшнее утро, а теперь закройте глаза, вспомните что-то красивое, необычное, приятное. Вдохните глубоко. Откройте глаза, улыбнитесь, улыбнитесь друг другу, подарите улыбку мне. Пусть это настроение поможет вам и мне сегодня на нашем уроке. Сядьте за парты.
II. Актуализация знаний.
- Посмотрите, кто ещё вместе с нами вышел на прогулку? Назовите имена смешариков.
- Какое имя начинается с мягкого согласного звука? (Нюша)
- С какой буквы напишем имя Нюши? Давайте сделаем Нюше приятное и напишем её любимую букву. И поможет нам в этом «умный карандашик» (Слайд 3)
Дети следят за «умным карандашиком» пальчиком «в воздухе».
- Все смешарики будут нам сегодня помогать. И для начала, чтобы не замёрзнуть, смешарики предлагают нам поиграть в «пересадки».
- Вспомните, ребята, над какой темой мы работали на предыдущих уроках? Играем в «пересадки»: кто больше всех пересядет, тот и выиграет.
- Всё, что мы с вами говорим, пишем, читаем – это (речь)
- Всё, что мы пишем – это …..(письменная речь)
- Когда говорим – это …..(устная речь)
- Наша речь состоит из …..(предложений)
- Что такое предложение? (Предложение - это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль. Слова в предложении связаны по смыслу.)
- Какие бывают предложения по цели высказывания? По интонации? ( Предложение о ком – либо или о чем – либо сообщает, содержит вопрос, побуждает к действию. Предложения бывают по цели высказывания: вопросительные, побудительные, повествовательные, по интонации: восклицательные, невосклицательные)
После игры подводится итог: кто больше всех раз пересел.
Выигравший получает жетон для дополнительной буквы в дальнейшем.
- Никите, Кириллу и Ирине Нюша дала задание, а какое они расскажут сами. (Слайд 5)
На интерактивной доске демонстрируется видео.
- Мы писали предложения. На конце предложений мы поставили разные знаки.
- Я – поставила точку.
- Я не поставил вопросительный знак.
- Определите, какие знаки каждый из нас поставил?
(Слайд 6) Дети доказывают своё мнение. Проверка по гиперссылке: нажимая маркером на фото детей, на доске появляется предложение со знаком, которые поставили дети. Каждое предложение прочитывается с соответствующей интонацией.
- Как вы думаете, почему дети поставили разные знаки? (Нюша по-разному диктовала, разные цели высказывания)
- Сколько слов в этом предложении?
- Без каких слов не могло бы обойтись это предложение?
III. Постановка учебной задачи.
- Почему у нас возникли разные предположения? (чего-то не знаем о предложении)
- Скажите, что нам сегодня необходимо выяснить, какова тема нашего урока русского языка? (без каких слов нельзя обойтись в предложении, т.е. главные члены предложения)
- Закончите предложения.
На доске начало предложений: Нам нужно узнать…. научиться….
IV. Открытие нового знания.
- У вас на парте предложение, с которым работали ребята. Давайте попробуем определить, какие в нём главные члены предложения. Что вы предлагаете? (Слайд 7)
Учитель предлагает оторвать последнее слово. На слайде исчезает последнее слово.
- Прочитайте получившееся предложение. Можно обойтись без того слова, которое мы оторвали? (Можно)
Вывод: Это слово – не главный член предложения.
- Возвращаем оторванное слово и убираем следующее слово «падает». Можно ли обойтись без этого слова? (Нет. Значит это – главный член предложения)
Далее дети работают в парах самостоятельно, действуя также.
- Оставьте на парте только те слова, без которых нельзя обойтись в этом предложении, т.е. главные члены предложения или основа предложения.
Проверка: дети называют основу предложения. На слайде выделяется основа другим цветом или подчёркивается.
- Кто нашёл два слова правильно, поставьте на листе самоконтроля буквы У и И, а кто одно слово – одну букву.
Музыкальная физминутка. (Слайд 8)
- Посмотрите, Крош привёл гостей и предлагает всем потанцевать вместе с гостями.
V. Первичное закрепление.
Игра «Научи Смешарика».
- Составьте предложение по картинке.
- Как это здорово у вас получилось. Копатыч тоже составлял предложение. Но он решил зашифровать своё предложение. Найдите слова, которые зашифровал Копатыч. (Слайд 9)
ПРАНГСНЕГОВИКИЛЬТОВЕСЕЛОМЧВТАНЦЕВАТЬ
Дети обводят маркером слова. Вот какое предложение получилось у Копатыча: Сн..говики, вес…ло, т…нцевать. Прочитайте, что записано на доске. Это предложение или отдельные слова (группа слов)? Давайте научим Копатыча составлять предложения.
Выбирается Копатыч из детей, который задаёт вопросы.
- О ком будет говорится в предложении? (О снеговиках. Это первое главное слово в предложении.)
- Что говорится о снеговиках? (Снеговики танцуют. Это второй главный член предложения.)
- Снеговики танцуют – это главные члены предложения.
- Закончите предложение. Снеговики весело танцуют. Запишем это предложение в тетрадь. Можем ли мы сразу записывать? (Нет. Есть опасные места, нужно проверить.)
Проверка по гиперссылке и вписывают буквы на доске. После предварительной подготовки записывают с комментированием. Проверка: орфографическое чтение.
- Найдите главные члены предложения. Снова отвечаем на вопросы Копатыча. Алгоритм.
- В предложении говорится о снеговиках.
- Что? Снеговики. Подчёркиваю одной чертой.
- Что делают снеговики? Танцуют. Подчёркиваю двумя чертами.
- Снеговики танцуют – это главные члены предложения или основа предложения.
Физминутка для глаз со смешариком. (Слайды 12-18)
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Учебник Т.Г. Рамзаевой, стр. 16, упр. 20.(Слайд 19)
Проверка по слайду 20.
Чтение по тетрадям орфографически, называя все орфограммы хором.
- Назовите главные члены предложения. (Цветёт яблоня)
То же со вторым предложением.
- Кто выполнил задание правильно, поставьте на листе самоконтроля буквы М и Н, кто ошибся в одном предложении – только букву М.
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
- Как вы думаете, ребята, что нужно сделать, если у вас ошибки? (Ещё потренироваться)
Работа в группах. Каждой группе даётся бланк ответов, дети должны обвести номер с правильным ответом.
- Найдите предложение. (Слайд 21)
А) Молодые воробьи прыгают по дорожке.
Б) Старый воробей зорко
В) Ищут зернышки - Петушок клюёт зерно. Найди в предложении главные члены предложения. (Слайд 24)
А) Зерно
Б) Петушок клюёт
В) Клюёт зерно - В каком предложении главные члены предложения подчёркнуты правильно? (Слайд 27)
А) Медведя укусила оса.
Б) Медведя укусила оса. - В каком предложении главные члены предложения подчёркнуты неверно? (Слайд 30)
А) Медведи любят мёд.
Б) За мёдом медведь полез в дупло
В) Белые медведи живут на севере.
Проверяют по одному заданию каждая группа по гиперссылкам.
- Если все задания выполнены правильно, напишите на листе самоконтроля буквы Ц и А, если у вас одна или две ошибки – только букву Ц.
VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).
Учитель обращает внимание детей на те задачи урока, которые они поставили в начале урока.
(Слайд 33) - Какое слово можно составить из полученных букв? (Умница) Кому хватило букв для составления этого слова, поднимите руку. У кого не хватило одной буквы? Погладили себя по головке. Вы сегодня очень хорошо постарались. Что делать тому, у кого сегодня не всё получилось на уроке? (потренироваться дома, с родителями, на следующем уроке)
- Все смешарики тоже вам говорят, что вы умники и умницы и желают вам успехов и в дальнейшем! Урок окончен!