Урок русского языка с интерактивной доской "Главные члены предложения"

Разделы: Русский язык, Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (12 МБ)


Задачи урока:

  1. Развивать умение выделять предложение из речевого потока, оформлять его на письме; совершенствовать орфографический анализ слов;
  2. формирование умения анализировать предложение, находить подлежащее и сказуемое, устанавливать связь одного члена предложения с другим( выделять главные члены как смысловую нагрузку); создавать свои предложения;
  3. Развивать связную устную речь учащихся, умение аргументировать свой ответ;
  4. Развивать память, внимание, логическое мышление, умение работать с текстом;
  5. Учить списывать текст, формировать навыки грамотного и каллиграфического письма;
  6. развивать познавательные умения: наблюдать, сравнивать, анализировать.

Оборудование:

  1. Учебник Т.Г. Рамзаевой;
  2. этапы алгоритма на листках А4 в файлах (Приложение 3);
  3. тесты для групповой работы;
  4. листы самоконтроля (Приложение 1);
  5. жетоны-смешарики для игр (Приложение 2);
  6. предложения для работы в парах;
  7. магнитофон;
  8. плакаты для оформления доски;
  9. интерактивная доска;
  10. компьютер;
  11. мультимедийный проектор
  12. презентация.

Ход урока

I. Самоопределение к деятельности.

- Сейчас у нас урок русского языка. Посмотрите на экран, (Слайд 2) давайте вспомним сегодняшнее утро, а теперь закройте глаза, вспомните что-то красивое, необычное, приятное. Вдохните глубоко. Откройте глаза, улыбнитесь, улыбнитесь друг другу, подарите улыбку мне. Пусть это настроение поможет вам и мне сегодня на нашем уроке. Сядьте за парты.

II. Актуализация знаний.

- Посмотрите, кто ещё вместе с нами вышел на прогулку? Назовите имена смешариков.

- Какое имя начинается с мягкого согласного звука? (Нюша)

- С какой буквы напишем имя Нюши? Давайте сделаем Нюше приятное и напишем её любимую букву. И поможет нам в этом «умный карандашик» (Слайд 3)

Дети следят за «умным карандашиком» пальчиком «в воздухе».

- Все смешарики будут нам сегодня помогать. И для начала, чтобы не замёрзнуть, смешарики предлагают нам поиграть в «пересадки».

- Вспомните, ребята, над какой темой мы работали на предыдущих уроках? Играем в «пересадки»: кто больше всех пересядет, тот и выиграет.

- Всё, что мы с вами говорим, пишем, читаем – это (речь)

- Всё, что мы пишем – это …..(письменная речь)

- Когда говорим – это …..(устная речь)

- Наша речь состоит из …..(предложений)

- Что такое предложение? (Предложение - это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль. Слова в предложении связаны по смыслу.)

- Какие бывают предложения по цели высказывания? По интонации? ( Предложение о ком – либо или о чем – либо сообщает, содержит вопрос, побуждает к действию. Предложения бывают по цели высказывания: вопросительные, побудительные, повествовательные, по интонации: восклицательные, невосклицательные)

После игры подводится итог: кто больше всех раз пересел.

Выигравший получает жетон для дополнительной буквы в дальнейшем.

- Никите, Кириллу и Ирине Нюша дала задание, а какое они расскажут сами. (Слайд 5)

На интерактивной доске демонстрируется видео.

- Мы писали предложения. На конце предложений мы поставили разные знаки.

- Я – поставила точку.

- Я не поставил вопросительный знак.

- Определите, какие знаки каждый из нас поставил?

(Слайд 6) Дети доказывают своё мнение. Проверка по гиперссылке: нажимая маркером на фото детей, на доске появляется предложение со знаком, которые поставили дети. Каждое предложение прочитывается с соответствующей интонацией.

- Как вы думаете, почему дети поставили разные знаки? (Нюша по-разному диктовала, разные цели высказывания)

- Сколько слов в этом предложении?

- Без каких слов не могло бы обойтись это предложение?

III. Постановка учебной задачи.

- Почему у нас возникли разные предположения? (чего-то не знаем о предложении)

- Скажите, что нам сегодня необходимо выяснить, какова тема нашего урока русского языка? (без каких слов нельзя обойтись в предложении, т.е. главные члены предложения)

- Закончите предложения.

На доске начало предложений: Нам нужно узнать…. научиться….

IV. Открытие нового знания.

- У вас на парте предложение, с которым работали ребята. Давайте попробуем определить, какие в нём главные члены предложения. Что вы предлагаете? (Слайд 7)

Учитель предлагает оторвать последнее слово. На слайде исчезает последнее слово.

- Прочитайте получившееся предложение. Можно обойтись без того слова, которое мы оторвали? (Можно)

Вывод: Это слово – не главный член предложения.

- Возвращаем оторванное слово и убираем следующее слово «падает». Можно ли обойтись без этого слова? (Нет. Значит это – главный член предложения)

Далее дети работают в парах самостоятельно, действуя также.

- Оставьте на парте только те слова, без которых нельзя обойтись в этом предложении, т.е. главные члены предложения или основа предложения.

Проверка: дети называют основу предложения. На слайде выделяется основа другим цветом или подчёркивается.

- Кто нашёл два слова правильно, поставьте на листе самоконтроля буквы У и И, а кто одно слово – одну букву.

Музыкальная физминутка. (Слайд 8)

- Посмотрите, Крош привёл гостей и предлагает всем потанцевать вместе с гостями.

V. Первичное закрепление.

Игра «Научи Смешарика».

- Составьте предложение по картинке.

- Как это здорово у вас получилось. Копатыч тоже составлял предложение. Но он решил зашифровать своё предложение. Найдите слова, которые зашифровал Копатыч. (Слайд 9)

ПРАНГСНЕГОВИКИЛЬТОВЕСЕЛОМЧВТАНЦЕВАТЬ

Дети обводят маркером слова. Вот какое предложение получилось у Копатыча: Сн..говики, вес…ло, т…нцевать. Прочитайте, что записано на доске. Это предложение или отдельные слова (группа слов)? Давайте научим Копатыча составлять предложения.

Выбирается Копатыч из детей, который задаёт вопросы.

- О ком будет говорится в предложении? (О снеговиках. Это первое главное слово в предложении.)

- Что говорится о снеговиках? (Снеговики танцуют. Это второй главный член предложения.)

- Снеговики танцуют – это главные члены предложения.

- Закончите предложение. Снеговики весело танцуют. Запишем это предложение в тетрадь. Можем ли мы сразу записывать? (Нет. Есть опасные места, нужно проверить.)

Проверка по гиперссылке и вписывают буквы на доске. После предварительной подготовки записывают с комментированием. Проверка: орфографическое чтение.

- Найдите главные члены предложения. Снова отвечаем на вопросы Копатыча. Алгоритм.

  1. В предложении говорится о снеговиках.
  2. Что? Снеговики. Подчёркиваю одной чертой.
  3. Что делают снеговики? Танцуют. Подчёркиваю двумя чертами.
  4. Снеговики танцуют – это главные члены предложения или основа предложения.

Физминутка для глаз со смешариком. (Слайды 12-18)

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Учебник Т.Г. Рамзаевой, стр. 16, упр. 20.(Слайд 19)

Проверка по слайду 20.

Чтение по тетрадям орфографически, называя все орфограммы хором.

- Назовите главные члены предложения. (Цветёт яблоня)

То же со вторым предложением.

- Кто выполнил задание правильно, поставьте на листе самоконтроля буквы М и Н, кто ошибся в одном предложении – только букву М.

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

- Как вы думаете, ребята, что нужно сделать, если у вас ошибки? (Ещё потренироваться)

Работа в группах. Каждой группе даётся бланк ответов, дети должны обвести номер с правильным ответом.

  1. Найдите предложение. (Слайд 21)
    А) Молодые воробьи прыгают по дорожке.
    Б) Старый воробей зорко
    В) Ищут зернышки
  2. Петушок клюёт зерно. Найди в предложении главные члены предложения. (Слайд 24)
    А) Зерно
    Б) Петушок клюёт
    В) Клюёт зерно
  3. В каком предложении главные члены предложения подчёркнуты правильно? (Слайд 27)
    А) Медведя укусила оса.
    Б) Медведя укусила оса.
  4. В каком предложении главные члены предложения подчёркнуты неверно? (Слайд 30)
    А) Медведи любят мёд.
    Б) За мёдом медведь полез в дупло
    В) Белые медведи живут на севере.

Проверяют по одному заданию каждая группа по гиперссылкам.

- Если все задания выполнены правильно, напишите на листе самоконтроля буквы Ц и А, если у вас одна или две ошибки – только букву Ц.

VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).

Учитель обращает внимание детей на те задачи урока, которые они поставили в начале урока.

(Слайд 33) - Какое слово можно составить из полученных букв? (Умница) Кому хватило букв для составления этого слова, поднимите руку. У кого не хватило одной буквы? Погладили себя по головке. Вы сегодня очень хорошо постарались. Что делать тому, у кого сегодня не всё получилось на уроке? (потренироваться дома, с родителями, на следующем уроке)

- Все смешарики тоже вам говорят, что вы умники и умницы и желают вам успехов и в дальнейшем! Урок окончен!