Цель: Сформировать представление о бытовых сказках.
Задачи:
- Формиролвание грамотного чтения, как основы информационной компетентности.
- Формирование учебного сотрудничества, как основы коммуникативной компетентности.
- Привитие духовно-нравственных ценностей, как основы личностной компетентности.
Тип урока: урок решения новой задачи
Форма урока. Деревенские посиделки
Технология. Личностно-ориентированного обучения, направленного на культурологический подход.
Методы и приемы. Проблемный, диалоговый, игровой, опорных знаков. Словесные, наглядные, работа с учебником.
Ход урока
Этап урока |
Время |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
1.Организационный момент | 2 мин. | Жили-были Старик и старуха... Любишь ты сказки? Так слушай, молчи. Добрая сказка, Тёплая, Только, что из печи. А что может быть Правдивее хлеба? Отрежешь ломоть - И сразу тепло. В сказках, как в жизни, – Добрый день, друзья. Сегодня мы собрались на наши деревенские посиделки, чтобы новое узнать и себя показать. |
Слайд 2 Дети заходят в класс под музыку в русских старинных костюмах и рассаживаются по местам. |
2. Проверка домашнего задания. | 3 мин. | – Вижу, что вы пришли не с пустыми руками ко мне в
гости. Давайте посмотрим на ваши рисунки и послушаем чтение к ним. Ребята, оцените работы друг друга. – Какие работы вам понравились и почему? |
Слайд 3-4 Дети читают отрывки и показывают свои рисунки. Дети анализируют и оценивают друг друга. |
3. Речевая разминка. | 2 мин. | – Прочитайте текст на доске и
определите его жанр. Кланяется, кланяется, – Отгадайте её. – Научитесь читать её скороговоркой. – Молодцы, ребята, хорошо потрудились и знаете жанры устного народного творчества. А как называется жанр, с которым вы работали на прошлом уроке? |
Слайд 5-6 – Это загадка. – Это топор. Дети читают. – Это была сказка. |
4. Введение в тему. | 4 мин. | – Сегодня мы на наших посиделках
продолжим знакомиться с этим жанром. Узнаем про новый вид сказки,
познакомимся с ее признаками и будем совершенствовать свою технику
чтения. – А что вы знаете о сказках? – На слайде вы видите героев сказок и предметы. Распределите их по видам сказок – К какому виду сказки вы отнесли картинку солдата и старика? А сейчас поработаем со словарем. – Найдите в словаре понятие “Бытовая сказка” – Давайте вспомним, с каким бытовым, деревенским предметом вы уже сегодня встречались? – По предложенным картинкам определите, как называется сказка. – Ребята, а как вы думаете, можно ли на самом деле сварить кашу из топора? – В бытовых сказках много слов, которые вышли из употребления, не соответствует современности. Такие слова называются устаревшими. А сможете ли вы, поработав в группах, объяснить значение этих слов. Служивый – Я тоже полистала “Толковый словарь” С.И. Ожегова и даю вам их точное значение. Прочитайте их. – Кому показалась эта работа трудной, покажите карточку со знаком вопроса. А если эта работа показалась вам интересной, покажите карточку с восклицательным знаком. Во внимание принимаются оба знака одновременно. |
Слайд 7 – Сказки бывают о животных, волшебные, (бытовые), авторские народные. “Кластер” Ребята выполняют работу и обосновывают свое решение. – Ребята рассуждают и доказывают свое мнение. Мы не можем отнести этих героев к сказкам о животных, волшебные сказки имеют в своем содержании чудеса и волшебные предметы. Здесь жизнь простых людей. Поэтому отнесем этих героев к виду бытовой сказки. Слайд 8-10 Обучающие работают со словарем и находят значение понятия “бытовая сказка” – Это был топор. “Каша из топора” – Это не реально, но в сказках такое возможно. Ребята работают в группах, а за тем каждая группа дает пояснение по трем словам. Слайд 11 Служивый – солдат, военнослужащий. Побывка – приезд к кому–нибудь на короткое время. Вдоволь – достаточно. Варево – горячее жидкое кушанье, похлебка. Чулан – помещение в доме, служило кладовкой. Сдобрить – прибавить к еде что нибудь для вкуса. Котел – большой металлический сосуд для варки пищи. Коли – если бы. Этакую – такую. Сметка – смекалка. Ребята сигнализируют свое отношение к работе карточками. |
5. Первичное чтение текста | 3 мин. | – Потрудились вы не плохо. Пора и честь
знать –сказку надо нам читать, – А теперь усаживайтесь по удобней и прослушайте сказку в исполнении артистов театра. (аудиозапись). А после прослушивания скажите, что вам понравилось в этой сказке? – Физкультминутка. Русские солдаты свои мужеством, отвагой и силой защищали свою Родину, её народ. А народ воспевал их в своих песнях. Послушайте одну из них и покажите движения, которые легко выполнять под музыку. |
Слайд 12 Ребята слушают и отвечают на вопрос. Слайд 13 Ребята выполняют движения под русскую народную песню “Солдатушки…” |
6. Вторичное чтение текста | 4 мин. | – Хорошо мы отдохнули и на место все
вернулись. Ребята, где происходили события этой сказки? – Кто является главным героем сказки? – Вы без труда дадите правильные ответы, если прочитаете эту сказку в режиме жужжащего чтения. |
Слайд 14 Ребята читают сказку жужжащим чтением. |
7. Первичная ступень анализа сказки. | 2 мин. | Хорошо мы пожужжали и, конечно, всё
узнали. – Где происходили события сказки? – А сейчас поработайте в парах и расскажите друг другу последовательность действий и событий в сказке. |
Слайд 15 – Все действия сказки происходят в деревне, в крайней избе. – Здесь не один главный герой, а два. Это старуха и солдат. |
8. Вторичная ступень анализа сказки. | 5мин. | – Куда шёл солдат? Дайте ответ
предложением из текста. – Почему он постучался именно в эту избу? – Прочитайте, что попросил солдат у старухи с порога? – Как обратился он к старухе? – С какой интонацией надо это прочитать? (Прочитайте) – Как старуха откликнулась на просьбу? Почему? (Прочитайте) – Как вы понимаете слово сирота? – Что придумал солдат? – Как он это сделал? – Какой был солдат, что вы можете про него сказать? – Какой была старуха, что вы можете про неё сказать? – А сейчас поработав в парах, определите черты характера старухи и черты характера солдата. |
– Шёл солдат на побывку. (Выборочное
чтение.) – Эта изба была крайней, а солдат очень устал и был голоден. – А нет ли у тебя, хозяюшка, перекусить чего? – Он назвал её хозяюшкой. – С уважением, почитанием. – У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой. – Человека, который живёт один и никто ему не помогает, называют сиротой. – Он решил сам сварить кашу. – Он видел, что старуха врёт ему и решил обхитрить старухе. Предложил её сварить кашу из топора. – Он внимательный, сообразительный. – Она жадная, скупая. Работая в парах, находят черты характера главных героев. ( по карточке) Слайд 16 |
9.Обобщение прочитанного | 3 мин. | – Подведите итог: назовите основные
черты характера героев. – Кто вам больше нравится и почему? – Как вы относитесь к старухе, к солдату? |
– Мне нравиться неунывающи солдат. Он
находит выход из трудной ситуации, но при этом он не обижает человека. Старуха мне не нравиться. Она жадная, умеет притворятся и очень глупая, кашу из топора не сваришь. Слайд 17 |
– Что бы вы посоветовали героям сказки? | – Нельзя быть скупым и жадным. Сегодня
ты помог другому человеку, а завтра помогут тебе. Спасибо солдату. Он наелся сам и старуху накормил без споров и возражении. Все остались довольными. |
||
– Русский народ всегда славился своим гостеприимством. А особенно такими были деревенские люди. Когда они уходили на работу дом оставляли открытым, а на столе еду для дорожных людей. | Дают свои ответы. Слайд 18 Метка дороже богатства. |
||
– А сейчас прочитайте пословицу.
Как понимаете слово “сметка”? Как вы ее понимаете? Вы у меня молодцы. Оцените свою деятельность. |
Сметка – это смекалка. Если ты смекалистый человек, то ты всегда будешь счастливым. Ты найдёшь выход из любой трудной ситуации. |
||
10. Выразительное чтение | 10 мин. | – А сейчас нас ждёт интересная работа.
Мы поработаем над выразительным чтением сказки. Попробуем передать
интонацией, жестами, мимикой сюжет сказки по частям. Посмотрите на
страницу 44 (на слайд). Каким способом удобно читать сказку?
Чтобы вам было лучше понять, я обозначила разными цветами текст каждого героя и автора. |
– Чтение по ролям. Слайд 19 |
– Сколько человек для этого нужно? | – Три. Здесь Слова автора, слова старухи, и слова солдата. | ||
– С какой интонацией читает каждый герой сказки? | – Слова автора читаются спокойно. Он
вводит слушателей в сюжет сказки. – Слова солдата приветливо, с просьбой? – Слова старухи спокойно, без эмоции. – Дети читают, затем анализируют чтение. |
||
Аналогично ведётся работа по стр. 45. | |||
11. Домашнее задание. | 2 мин. | Скажите, чему учит сказка. Назовите главных героев сказки. Какой герой положительный? Какой отрицательный? Почему? | Ответы детей. |
– Чему учились на уроке? – Чему научились? – Что у вас получились? А что нет? – С какой сказкой познакомились? – К какому виду сказок она относится? – Что вы узнали о бытовой сказке? |
Мы познакомились со сказкой “Каша из
топора” – Это бытовая сказка .Главные герои люди, действия происходят в обычных домах. В бытовых сказках высмеивают жадность, скупость, глупость, прославляются доброта, ум, смекалка |
||
– А сейчас с помощью сигнальных карточек покажите свое отношение к уроку. | Ребята показывают карточки. Слайд 20 Ребята выходят из класса под музыку |
||
Дома чтение по ролям. Стр.44-46 и работа в рабочей тетради. | |||
– Спасибо вам за работу и помощь на уроке. | Слайд 21. |