Цели и задачи урока: образовательная (закрепить знания о разряде частиц, уметь различать разряды частиц, уметь различать на письме частицы не и ни, различать смысловые оттенки, вносимые модальными частицами в предложение, их распознавание); воспитательная (формирование положительных и эмоциональных качеств личности, навыков самостоятельной работы, элементов творчества); развивающая (развитие мышления, памяти, внимательности, чувства языка и творческих способностей).
Оборудование: учебник, компьютер, экран, проектор, сигнальные карточки.
Тип урока: применения и совершенствование знаний.
Пояснительная записка.
Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих нескольких целей и задач: воспитание любви к родному языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств; формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Русский язык – сложный предмет. На уроках учащимся приходится много писать, поэтому нельзя забывать о здоровьесберегающих технологиях. Учителю следует правильно организовывать уроки в соответствии с динамикой внимания учащихся. Необходимо чередовать все виды работ. Необходимо соблюдать объем письменных видов работ и проводить контрольные и зачетные работы строго по календарно-тематическому планированию. На каждом уроке необходимо проводить физкультминутки. Учитель должен стремиться вызвать только положительное отношение к предмету.
Ход урока
I. Организация начала урока.
II. Проверка домашнего задания как элемент закрепления.
Учащиеся должны были выписать их художественных произведений предложения с частицами, выражающими разные чувства и которые вносят в предложение различные оттенки значения.
III. Закрепление.
Слайд 1. А сейчас мы должны с вами сесть на поезд и отправиться в далекое путешествие – туда, где обитают частицы. Догонят нас на следующей станции несколько ребят, которым я сейчас раздам карточки с индивидуальным заданием. Итак, отправление начинается со станции «Служебная»:
– Почему так называется станция, с которой мы отправляемся? Слайд 2.
– Какие мы уже изучили служебные части речи?
– Вспомним, что называется предлогом?
– Вспомним, что называется союзом?
– А что такое частица? Слайд 3.
– Откуда в русском языке появился грамматический термин «частица»? Слайд 4.
Отлично! Старт дан. Можем отправляться дальше. Приезжаем на станцию «Формообразующая»:
– Почему она так называется?
– Какие частицы относятся к формообразующим?
– Какие частицы служат для образования наклонений глагола?
На этой станции живут Баранкин и Пряников, которые много мечтают, много хотели бы, но ленятся. Вызываются 2 ученика.
1 ученик:
– Я решил бы…
Я сказал бы…
Поспешил бы…
Написал бы…
До чего мечтательное наклонение сослагательное.
Никогда не чертыхается, не скандалит, не кричит,
В кресло мягкое зароется и мечтательно журчит:
Я б турецкий изучил… Слайд 5.
2 ученик:
– Я бы радио включил…
Нет, постой-ка, вначале
Я сыграл бы на рояле..
Я сыграл бы, коль умел бы,
Если мог бы, полетел бы,
Я бы съел вагон пирожных,
Если только их имел бы! (Дж. Родари) Слайд 6.
Много мальчики мечтали, ведь частица БЫ мечтает. Но мы не только мечтаем, а знаем и делаем.
– Какие частицы служат для образования повелительного наклонения глагола?
– Приведите примеры (кто лучше).
Этот путь мы прошли, можно отправляться на станцию «Отрицательная»:
– Почему она так называется?
– Чем схожи НЕ и НИ? Слайд 7.
– А чем отличаются частицы?
Выберем частицу НЕ…(Во время чтения учащиеся выполняют приседания и повороты туловища – физкультминутка)
– Частица Не – упрямая частица:
Все повернуть по-своему стремится.
Ты хочешь счастья, а она придет,
И выйдет все наоборот.
С такой частицей нет опасней дружбы.
Она убьет неверием своим.
И то, что нужно, станет вдруг ненужным,
А то, что плохо – не таким плохим.
Но если ты ослаб и утомился,
Ну, словом, просто примирился,
Как говорят, с годами поостыл,
Частица НЕ – упрямая частица.
На этот случай может пригодиться.
На помощь поскорей ее зови,
Она тебе придаст неутомимость, непримиримость и неукротимость. (А. Волина) Слайд 8.
С частицей НЕ мы познакомились:
– Когда же она употребляется, для чего служит? Слайд 9.
– Какая существует вторая отрицательная частица?
Частицей НИ будет…
Светило солнце в вышине,
Ни бледно и ни ярко,
И в результате было мне ни холодно, ни жарко.
К доске я вышел отвечать, стоял я перед классом,
Ни дать, ни взять, ни сесть, ни встать,
Ни рыба и ни мясо.
Учитель мне продиктовал одну простую фразу,
Но я, к несчастью, не читал про это «ни» ни разу.
Я только мел вертел в руке, не находя ответа
Ни в мыслях, ни на потолке, ни в щелочках паркета.
Куда ты только ни взгляни, так в жизни получается
Частица НИ, частица НИ повсюду нам встречается. Слайд 10.
– Для чего служит частица НИ? Слайд 11.
IV. Творческое списывание.
Тетрадка
В этой тетрадк..
Все в полном порядк..
(Н..)клякс, (н..)помарок
(Н..)видно в тетрадке.
И в ней (н..)найти
(Н..)верный ответ,
И как (н..)верти,
Ошибок в ней не
И (Н..)какой тут нет загадки:
Всегда все в порядк..,
Все в полном порядк..
В (н..)кем (н..)исписанной,
Чистой тетрадк…(М.Кудинов) Слайд 12.
Задание: переписать, раскрыть скобки, вставить буквы, объяснить орфограммы.
После выполнения проводится проверка.
V. Работа с сигнальными карточками.
Предложения:
- Нет ни солнца, ни ветра, ни шума.
- Я не буду плохо учиться.
- Как ни трудно, ни худо, иди вперед.
- Камня на камне не оставит.
- Ни рыба ни мясо.
- Не говори громче других.
- Я не мог не извиниться.
- Что только не видел! Слайд 13.
– Вы доказали, что умеете различать частицы, можно отправляться дальше. Приезжаем на станцию «Модальная». Почему она так называется?
– Какие частицы относятся к модальным? Слайд 14.
– В каких стилях речи употребляются частицы?
– Какие существуют группы модальных частиц? Приведите примеры. Работа с таблицей (слайд 15).
VI. Самостоятельная работа.
Предложения.
- Не больше нашего у них ни ног ни глаз.
- Стрекоза уж не поет.
- Не правда ли, что мы краса долины всей?
- В ком есть и совесть, и закон, тот не украдет и не обманет, в какой бы нужде ни был он.
- «Послушай-ка, дружище». Слайд 16.
Итоги урока. Слайд 17.
– Какие вы знаете разряды частиц?
– Какие частицы относятся к формообразующим?
– Какие частицы относятся к отрицательным?
– Для чего служит частицы НЕ и НИ?
– Какие частицы относятся к модальным?
– Что могут выражать модальные частицы?
– Молодцы! Вы справились со всеми заданиями, и мы финишируем на станцию «Отличная». Спасибо всем! Оценки за урок и домашнее задание. Слайд 18.