Игра "Стремление М.В. Ломоносова к получению знаний. Путь в Москву"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: воспитание у детей патриотизма на примере служения науке великого русского ученого – М.В.Ломоносова.

Ход занятия:

Организационный момент. Игра “Ладушки”:

 Здравствуйте, ладушки! Хлоп – хлоп – хлоп.
 Здравствуйте, ножки! Топ – топ-топ.
 Здравствуйте, щечки! Плюх – плюх – плюх.
 Пухлые щечки. Плюх – плюх – плюх.
 Здравствуйте, губки! Чмок – чмок – чмок.
 Здравствуйте, зубки! Щелк – щелк – щелк.
 Здравствуйте, гости! Вот и мы!

К нам пришли сегодня гости. Давайте познакомимся с ними. Встаньте гости, которые родились осенью. Мы дарим Вам стихотворение "Осень".

Осень раскрасавица,
Всем наряд твой нравится
Ты красива, ты щедра
И богата, и добра.

Какое время года после осени? Встаньте, кто родился зимой. Для Вас стихотворение "Зима":

Вот хозяюшка сама
К нам идет, идет зима
Разнаряженная, разукрашенная
В ярких звездочках – сережках
Да серебряных сапожках.

А что будет после зимы? Послушайте стихотворение "Весна":

Как славно жить на свете
Особенно весной.
Иду, а теплый ветер,
Как пес, бежит за мной.

А что приходит после весны? Встаньте, кто родился летом. И стихотворение "Лето" мы дарим Вам.

Доброе лето! Доброе лето!
Сколько тепла в нем
И сколько в нем света.

– Вот мы и познакомились с нашими гостями. А теперь, дорогие друзья, отгадайте, про какого нашего известного земляка я загадаю загадку: “Мать – крестьянка, отец – рыбак, а сын над всем миром царствует”. Кто это?
– Правильно, это Михаил Васильевич Ломоносов.
– Что мы уже знаем про Ломоносова? (Ответы детей.) Всему миру известно имя М.В. Ломоносова как великого ученого.
– Дети, как вы думаете, почему Ломоносов стал ученым? (Много читал, много учился, много знал, проводил опыты).
– Стремление к знаниям Михаила Васильевича было огромным. Первый учитель – дъячок церкви научил Мишаню читать. Какие книги первыми читал Ломоносов? (Грамматика, Арифметика, Псалтырь.) Презентация. Слайд.

Вероятно, в это время у Михаила Ломоносова возникает большое желание учиться. Михаил был очень смелым, настойчивым, поэтому в 19 лет он пешком отправляется в Москву продолжать обучение.

“Шел от мороза, пряча руки,
В Москву ходок из Холмогор.
Крутая вьюга заметала
Обоза северного след.
И ничего еще не знала
Москва про университет.
В котомке лук и корка хлеба,
Но он предвидел эту быль,
Когда в распахнутое небо
Вонзился твой высокий шпиль.
Когда смирится космос грозный,
Разымет атомы рука
И встанет он, одетый в бронзу,
Перед Россией навека!”

Я приготовила карту, чтобы показать путь Ломоносова из Холмогор в Москву. (Слайд)

Хотите отправиться в путешествие по этой карте, как это сделал юный Михаил? Мы сделаем несколько остановок, где нас будут интересные задания. Итак, в путь! Звучит музыка. Идем мимо Сийского монастыря (слайд), города Емецка (слайд), местечка Усть-Вага (слайд) и делаем 1 остановку в городе Шенкурске.

Здесь нас ожидает блиц – опрос! (Игра “Да – нет”, если да – хлопают в ладоши, если нет – топают ногами.)

– Михаил Ломоносов родился в Арх. обл.? (Да.)
– Он был из дворянской семьи? (Нет.)
– Михаил помогал отцу с 10 лет? (Да.)
– Его первой книгой была энциклопедия “Все обо всем”? (Нет.)
– Именем Ломоносова назван проспект в городе Архангельске? (Да.)
– Вы гордитесь таким замечательным земляком? (Да.)

Молодцы! Отправляемся дальше в путь. Проходим г. Вельск (слайд). Красивый г. Вологду (слайд). Остановка в г. Данилов (слайд).

Задание детям: Найти портрет Ломоносова. (Портреты писателей, ученых, художников.)

Третья остановка в г. Ярославле (слайд).

Задание детям: Рассказать стихи о Ломоносове.

Н. И. Рыленков.

Ломоносов.

Строптивый сын Архангельских поморов,
Прямой, как ветер северной реки,
Он сохранил неукротимый норов
И песни, что певали рыбаки.
Не он ли в школе Заиконоспасской
Одной латынью голод утолял,
Молокососов укрощал указкой
И сметкостью монахов удивлял?
В нее вошел, достойных славы россов,
Как беломорский ветер молодой,
Крестьянский сын Михайло Ломоносов,
Родившийся под северной звездой.

Владимир Куприянов.

Ломоносовы.

Что за чудо?
Что за действо?
Все свершилось, как во сне,
Ломоносовых семейство
Стало знатным на Двине.
И во всем поморском крае,
Под полярною звездой
Ломоносовых узнает
По обличию любой.
Ломоносов – рост саженный,
Ломоносов – твердый шаг.
В деле он – кругом движенье,
Если в обществе – душа!
Ближнего в нужде заметит,
Из беды – огня спасет.
И его на целом свете
Славит праведный народ.
Ломоносов – свет науки.
Ломоносов – на устах.
Ломоносов – это русский
С вечным обликом Христа.

Вот мы прочитали стихи о Михаиле Васильевиче, а еще Ломоносов очень любил играть в народные игры. Одна из игр “Золотые ворота”. Давайте и мы вместе с гостями поиграем в эту игру.

“Золотые ворота
Пропускают не всегда!
Первый раз прощается,
Второй запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!”

– Путь Ломоносова пролегал через такие известные города, как Переславль, Ростов, Загорск. Рассматриваем карту (слайд). И наконец. Мы добрались до Москвы. (Слайд)

– Здесь Михаил поступил учиться в Академию. Ему пришлось скрыть, что он из крестьянской семьи, так как в академию простых людей учиться не принимали. Учиться Михаилу было тяжело, потому что он учился с детьми в 2 раза младше его, стипендия была очень маленькой – всего 3 копейки, на которые надо было купить еду, одежду и перья с бумагой. Но Ломоносов очень хотел учиться, поэтому преодолел все препятствия на своем пути к знаниям.

В академии каждый класс имел свое название: вот например, в нашей школе седьмой класс, а в академии он назывался “Философией”, восьмой – “Богословием”. М. В. Ломоносов изучал литературу, историю, математику и много других наук, выучил 31 язык. Михаил был одним из самых лучших учеников, потому что у него было самое большое желание – это учиться. Вскоре Ломоносов и сам стал учить молодых людей разным наукам.

Ломоносов много знал о своем родном крае. Вот и я хотела бы услышать от вас, ребята, а что вы знаете о нашем крае? Я буду задавать вопросы, а вы мне отвечайте.

  1. Как называется поселок, в котором мы живем?
  2. Какие реки протекают в Каменке?
  3. Какие ягоды растут у нас?
  4. Какая рыба ловится в р. Мезени?
  5. Какие деревья растут у нас?
  6. Какие вы знаете наши цветы?

Молодцы! Вам понравилось наше путешествие? О ком мы с вами сегодня говорили? Чей путь прошли? Откуда мы начали наше путешествие и где закончили? Сейчас я хочу, чтобы вы превратились в журналистов и узнали у наших гостей, а что они знают о М.В. Ломоносове.

Вопросы:

  1. В каком году и где родился Михаил Васильевич Ломоносов?
  2. Кем был отец Ломоносова?
  3. Во сколько лет Михаил стал учиться?
  4. Назовите первые учебные книги Ломоносова.
  5. Когда и каким образом он добрался до Москвы?
  6. В какое учебное заведение, и каким образом он поступил в Москве?
  7. Какие трудности возникли у Ломоносова?

А теперь пора возвращаться в детский сад. Звучит музыка. По русской традиции я приглашаю вас, ребята, и вас, дорогие гости на чаепитие с северными шанежками.