Орнаменты и техника выполнения геометрической резьбы

Разделы: Технология


Цель урока:

  1. Познакомить учащихся с видами резьбы по дереву, с техническими приёмами выполнения геометрической резьбы.
  2. Научить составлять орнаменты геометрической резьбы, выполнять резьбу в материале.
  3. Воспитывать уважение к народным традициям, к труду.
  4. Развивать пространственное представление, наглядно-образное и логическое мышление, умственную активность, чувство коллективизма и навыки самоконтроля.

Оборудование и материалы:

  • дидактическая игра «Геометрический конструктор»;
  • учебная таблица «Орнаменты геометрической резьбы»;
  • инструкции по технике безопасности, плакат по ТБ;
  • образцы изделий декорированных различными видами резьбы;
  • ножи-резаки, разметочные инструменты, дощечки для упражнений.

Объект работы: дощечка для упражнений.

Ход урока

Теоретическая часть.

Изложение нового программного материала (15 минут).

Исторические сведения о резьбе по дереву.

Резьба по дереву широко распространена в нашей стране как очень популярное народное декоративное искусство. Ещё в 11-13 веках этот вид народного художественного творчества достиг очень высокого уровня. Изображения небесных светил, зверей и птиц носили культовый характер.

Так символ солнца в виде солярного знака, по народным поверьям был древним оберегом от злых чар, наговоров и прочего. А среди изображений животных с древнейших времён особенно почитался конь – один из символов доброго божества. Считалось, что конь отгоняет от жилища злых духов и приносит счастье, поэтому его изображение укреплялось на самом высоком и видном месте дома. Наибольшее развитие резьба получила к началу 20 века. Каждый хозяин стремился нарядно украсить свой дом, резьбой украшали все детали дома.

И в наше время изделия современных мастеров получили мировую известность. Трудно даже представить, что в современном обществе с развитием науки, культуры, архитектуры будут утрачены традиции старых мастеров, и мы сможем обходиться без изделий, выполненных профессиональными резчиками и самодеятельными мастерами. В народе и сейчас самыми популярными являются художественные ремёсла, связанные с обработкой дерева. Профессии людей, связанные с художественной обработкой древесины называются столяр-краснодеревщик и резчик по дереву.

Резьба не является однотипной и монотонной, она выполняется в разной технике и подразделяется на виды. Всё многообразие резьбы по дереву можно разделить на 7 видов: геометрическая, контурная, скобчатая, плоскорельефная, рельефная, прорезная и скульптурная.

Сегодня на уроке мы подробно познакомимся с геометрической резьбой в силу своей простоты и возможности выполнения единственным инструментом – ножом со скошенной режущей кромкой, так называемым «косой нож». Её выполняют в виде различных выемок, образующих на плоскости геометрические фигуры. Основными элементами геометрической резьбы являются трёхгранники с прямыми сторонами, грани которых образуют пирамиду, опрокинутую вершиной вниз, а также двухгранные, четырёхгранные и многогранные выемки с прямыми и изогнутыми сторонами.

Косой нож – инструмент резчика, состоящий из прямого полотна, затачиваемого с двух или одной стороны, насаженного на деревянную рукоятку.
Для освоения перечисленных видов резьбы и выполнения представленных орнаментов самым подходящим материалом является липа. Древесина этого дерева очень мягкая и пластичная. Из числа мягких пород близкие по свойствам – ольха, осина, тополь.

На уроках изобразительного искусства учащиеся уже знакомились с орнаментами в круге, квадрате, полосе. Для украшения жилища и предметов домашнего обихода применяется орнамент (на латинском языке орнамент означает украшение) – это узор, состоящий из ритмически расположенных, чередующихся различных изобразительных элементов.

Практическая часть.

1. Групповая работа учащихся (20 минут).

Задание: в составе группы 3-4 человека составить орнамент в полосе, состоящий из предложенных прямоугольных треугольников. Учащимся раздаются специальные карты с размеченной полосой, в которой необходимо разложить треугольники таким образом, чтобы они составляли какой-либо геометрический орнамент (рисунок 1).

Рисунок 1

Чем больше будет составлено орнаментов, тем выше будет оценена работа группы. За каждый составленный узор группа получает поощрительную карточку. Во время объяснения учащимся задаются вопросы: почему данные треугольники называются прямоугольными? Какие виды треугольников вы знаете?

После окончания работы карты с наиболее интересными орнаментами устанавливаются в специальную таблицу (рисунок 2) и проводится анализ работы и выставление оценок. Затем учащимся демонстрируется учебный плакат (рисунок 3), на котором изображены азбучные или простейшие орнаменты геометрической резьбы. Совместно сравниваем орнаменты, изображённые на таблице и составленные учащимися (рисунок 4). Делаем вывод – какие орнаменты оказались сложнее и интереснее. Оценивается работа учащихся за прошедший этап.

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

2. Графическая работа в тетрадях (5 минут).

Учащимся предлагается выполнить разметку орнамента «змейка». Образец разметки представлен на учебном плакате. На доске показываю порядок разметки поэтапно с пояснением размеров. К центру из углов проводятся биссектрисы или медианы. Повторяем определения геометрических терминов.

3. Выполнение разметки на материале (5 минут).

Учащиеся выполняют разметку на дощечке для упражнений.

4. Инструктаж по ТБ при выполнении резьбы по дереву (10 минут).

Учащимся предлагается просмотреть видеоролик «Безопасные приёмы работы при выполнении резьбы по дереву». Во время демонстрации комментирую действия учащегося во время работы. Обращаю внимание на стенд с правилами безопасной работы, который находится не доске, в котором написано 5 основных правил:

  1. Во время работы левая рука должна находиться в стороне противоположной движению ножа.
  2. Нельзя направлять нож на себя или в сторону товарища.
  3. Передавать нож друг другу из рук в руки нельзя.
  4. Нельзя резать на весу или на коленях.
  5. Не класть нож в карман одежды.

После просмотра наглядно демонстрирую технику выполнения резьбы на дощечке для упражнений. Необходимо напомнить учащимся строение древесины и обратить внимание на направление движения ножа относительно волокон.

5. Практическая работа учащихся (30 минут).

Учащиеся выполняют геометрическую резьбу на дощечке для упражнений. Вырезают орнамент «змейка».

Физкультурная минутка (гимнастика для глаз на 23 минуте).

Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
головою три кивка.
На четыре – руки шире,
пять – руками помахать,
Шесть – на место сесть опять.

В конце практического задания проверяются работы учащихся и выставляются оценки в журнал и в дневники.

6. Подведение итогов урока, уборка мастерской (5 минут).

- Что больше всего понравилось на уроке?

- Чему учились на уроке?

- Какие виды резьбы вы запомнили?

- Какие правила ТБ вы запомнили?

Домашнее задание: зарисовать в тетради орнаменты, составленные на занятии, повторить виды резьбы и правила ТБ.