Цель: формирование у младших школьников фундамента экологической, культурологической грамотности и соответствующих УУД.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать экологическую грамотность детей при изучении природы родного края.
- Расширить практическую деятельности учащихся по изучению и охране пернатых Астраханского края.
- Изучить дополнительный материал из научно – познавательной литературы и ресурсов Интернета.
Воспитательные:
- Прививать любовь к родному краю, воспитывать желание беречь и охранять « братьев наших меньших».
- Соблюдать правила нравственного и этического поведения в мире природы и людей.
- Научить творить добро.
Развивающие:
- Развивать у детей потребность общения с природой и окружающим миром.
- Развивать в детях чувство ответственности за наших пернатых друзей.
Вид внеклассного мероприятия: интеллектуальная игра.
Методы и методические приемы: Игровой, исследовательский (проблемно-поисковый метод), метод проектов, ИТК.
Этапы исследования:
- Создание проблемной ситуации.
- Исследование.
- Обмен информацией.
- Организация информации.
- Связывание информации.
- Подведение итогов, рефлексия.
«Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность»
Б. Шоу
В новых образовательных стандартах прослеживается усиление их ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов. Процесс учения понимается не просто как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, обретения духовно – нравственного опыта и социальной компетентности.
В основу Стандарта положен системно – деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.
Приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря умение учиться.
Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.
Ребенок-исследователь по своей природе. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать, экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – это естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. А как велико его желание познать родной край!
Все началось с прогулки во дворе школы. Дети обратили внимание на то, что не услышали пения птиц во дворе школы. Мы спросили их: «Что надо сделать, чтобы птицы прилетали во двор школы и радовали нас своим пением?» Они предложили сделать кормушки, развесить их и подкармливать птиц. К кормушкам стали прилетать воробьи, голуби, синички. Ребята очень любознательные и решили узнать, какие еще птицы обитают в нашем крае, почему некоторые занесены в Красную книгу. Началась большая исследовательская работа.
Дети разделились на две группы. Одна группа изучала жизнь и повадки зимующих птиц, а другая – перелетных. Команды свои ребята назвали тоже не случайно. 12 ноября мы отмечали день птиц – день Зиновия – Синичкина. Синичкин день, Синичкин праздник. Этот день считается началом общероссийской культурно – экологической акции «Покормите птиц!» В этот день мы развешивали кормушки и хотели привлечь всех к этому доброму делу. Поэтому провели акцию «Покормите птиц» и в честь праздника «Синичкин день» мы назвали команду «Синички». С 12 ноября мы начали работать над проектом «Птицы Астраханской области»
А 1 апреля орнитологи всего мира отмечают Международный день птиц. Начало этому празднику было положено в 1906 году, когда была подписана Международная конвенция об охране птиц. В России День птиц появился в 1926 году. В этот день развешивают скворечники, поэтому команда, которая исследовала жизнь и повадки перелетных птиц, назвала свою команду «Скворцы». В этот день мы завершили работу над проектом.
В результате большой исследовательской работы дети узнали: птицы – класс позвоночных животных, освоивших для жизни воздушную среду. Это наложило особый отпечаток на их внешнее и внутреннее строение. Сейчас на Земле живет более 8600 видов птиц. В фауне России зарегистрировано 789 видов птиц. Фауна птиц дельты Волги и Волго–Ахтубинской поймы содержит 298 видов. 72 вида птиц занесено в Красную книгу Астраханской области.
Из научно – познавательной литературы и из Интернета дети узнали, какие птицы обитают в нашем крае, почему они находятся на грани исчезновения и как помочь птицам. Мы выяснили, что любят птицы и всю зиму из школьного окна мы наблюдали, как весело суетятся птицы у кормушек. Составили Красную книгу птиц Астраханской области, в которую вошли 72 вида. Ребята готовили сообщения, доклады, сделали поделки, создали проекты, подготовили презентации. Дети предложили презентацию проекта «Птицы Астраханской области» провести в форме интеллектуальной игры «Птицы – наши друзья», чтобы еще раз напомнить всем о том, что мы в ответе за природу, за наших «меньших братьев»
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы.
В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить:
- становление личности младшего школьника,
- раскрытие его индивидуальных возможностей.
Это одно из требований ФГОС.