Цели:
- сформировать представления учащихся о разнообразии животного мира Подмосковья;
- опираясь на знания учащихся показать классификацию животных по их групповыми признаками;
- развивать познавательный интерес учащихся, умение применять в работе ранее изученные знания;
- воспитывать бережное отношение к окружающему миру, в том числе и к животным.
Задачи:
- повысить образовательный уровень;
- формировать у младших школьников интерес к изучению окружающего мира;
- осуществлять экологическое воспитание, воспитывать любовь к родной природе, бережному отношению к ней;
- повторить и закрепить знания учащихся об отличительных особенностях животных;
- учить доброте, отзывчивости, помогать друг другу;
- развивать речь и умение представлять информацию перед слушателями;
- развивать память, мышление.
Оборудование:
- интерактивная доска, компьютер, презентация к уроку;
- выставка научной, энциклопедической и художественной литературы;
- выставка детского рисунка «Мы за них в ответе»;
- фото сессия «Наши любимцы»;
- индивидуальный раздаточный материал.
Ход урока
1. Организационный момент
– Ребята, приходилось ли вам путешествовать. Как вы думаете, для чего люди путешествуют? (Чтобы больше знать, стать смелее, умнее, воспитать характер, найти новых друзей.) А вы готовы отправиться в путешествие? Тогда садитесь удобнее, улыбнитесь друг другу, и в путь.
2. Объявление темы урока
– Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по родному Подмосковью, чтобы понаблюдать за жизнью животных нашего края. Тема урока «Разнообразие животного мира Подмосковья».
Общение с природой всегда доставляет радость. Человек не перестает восхищаться поразительными ее творениями: животными, растениями и удивительной красоты ландшафтами. Но хорошо ли мы знаем окружающий нас мир? Каждый из нас задавал себе вопрос: почему небо голубое? почему вода в море соленая? почему страус не летает? хобот – это рука или нос? спят когда-нибудь рыбы?
С тех пор, как на земле появляется человек, он пытается постичь тайны природы. Им движет любопытство.
Важные пингвины и общительные собачки, грозные акулы и изящные морские коньки, огромные слоны и легкокрылые бабочки – все это великое множество существ и есть царство животных.
А вот сегодня мы будем говорить о богатстве и разнообразии животного мира Подмосковья.
В норах живущих, в болотах и чащах,
Добрых, пушистых, ушастых,
Кошек, пантер, носорогов, ежей.
Ловких, свирепых, клыкастых.
Много красивых и разных зверей
Много на свете разных зверей:
Мы в зоопарке видели,
Но обижать их людям нельзя,
Скачущих, ползающих и спящих –
Чтоб они людей не обидели.
(М. Чаттержи, 11 лет)
– Все животные делятся на две группы. Скажите, пожалуйста, какие это группы? (Домашние животные и дикие.)
– Чем отличаются домашние животные от диких животных?
– Приведите примеры домашних и диких животных.
– Всех животных по особым признакам можно разделить на группы. Скажите, какие это группы? (Детские презентации, сообщения учащихся о насекомых, пресмыкающихся, земноводных, птицах, рыбах, млекопитающих.)
Физкультминутка. Тихо звучат: шум листвы и пение птиц.
Ребята, встаньте, пожалуйста. Представьте, что мы гуляем по подмосковному лесу.
Покажите:
– соловья поющего на заре;
– белочку, прыгающую по веткам ели;
– паука, плетущего паутину;
– медведя, спящего в берлоге.
– Спасибо, садитесь.
Объясните, пожалуйста, почему бабочка – насекомое, а синица – птица. Ведь и бабочка, и синица красивые, яркие, летают, а относятся к разным группам. (Дети приводят доказательства)
К какой группе животных относятся дельфин, кит? (Учащиеся рассказывают о внешнем виде животных, среде обитания, питании, дыхании, заботе о потомстве. Делают вывод – это млекопитающие.)
Ребята, ваши презентации и сообщения рассказали нам о животных, населяющих нашу землю в зависимости от климатических условий, побывали в разных уголках нашей планеты. Но нам пора вернуться в леса родного Подмосковья.
Животный мир Подмосковья. Животный мир нашего края богат и разнообразен. В лесах Подмосковья обитают:
- 5 тысяч кабанов;
- 2 тысячи косуль;
- 40 тысяч зайцев;
- 5 тысяч белок.
У вас на парте лежит зоогеографическая карта Подмосковья. (Приложение 1) Рассмотрите ее внимательно. Назовите, какие животные обитают в наших лесах. Какие животные редкие, а какие находятся на грани исчезновения и занесены в «Красную книгу»? (Учащиеся рассматривают карту.) Леса Подмосковья населяют лоси, кабаны, зайцы, лисицы, олени, косули, енотовидные собаки, волки, куницы, горностаи, хори, бобры, кроты, белки, рябчики. Редкие животные Подмосковья – выхухоль, выдра, белая куропатка, барсук, норка. В настоящее время охота запрещена на медведя, барсука, выдру, рысь, глухаря, тетерева. Два вида животных занесены в «Красную книгу» – зубр и выхухоль (сообщение учащихся о животных, занесенных в «Красную книгу»).
Животный мир Подмосковья это: 60 видов млекопитающих, 300 видов птиц.
В реках Подмосковья водятся 50 видов рыб (карп, форель, судак, щука, карась
…).
Охрана животного мира. Но все это богатство надо беречь и охранять. Расскажите об охране животных. Ребята рассказывают, используя свои рисунки «Мы за них в ответе».
Безопасность при общении с животными. При общении с животными, даже домашними, нужно соблюдать правила общения с животными. Давайте вспомним эти правила.
ПРАВИЛА
- Нельзя кормить чужих собак, трогать их руками вовремя еды.
- Нельзя подходить к собаке, сидящей на привязи.
- Не подходите близко сбольшим собакам служебных пород.
- Нельзя пристально смотреть в глаза животным и улыбаться.
- Ни в коем случае нельзя показывать свой страх перед животными.
- Не стоит убегать от собак.
Работа в парах. Мы славно потрудились, пришло время поиграть. Перед вами карточка с заданиями. Вы должны разгадать ребусы «Угадай животных» и кроссворд «Птицы Подмосковья». (Приложение 2)
Обобщение. Наше путешествие подошло к концу. Сегодня на уроке мы говорили о животных нашего родного Подмосковья, учились внимательно и бережно относиться ко всему живому, что нас окружает.
А на память об этом уроке вы получаете книжку-раскраску «Такие разные животные».