Угощение для пернатых

Разделы: Внеклассная работа


Цель:

  1. Заинтересовать и увлечь детей беседой о птицах.
  2. Воспитывать чувство ответственности и любви к природе и птицам.
  3. Приобщение детей к традициям и обычаям русского народа.

Оборудование:

  • кормушки, кроссворд;
  • маски птиц;
  • изображения птиц;
  • выставка книг о птицах;
  • музыкальное оформление (рисунок 1);
  • плакаты:
    • Здравствуйте, наши пернатые друзья!»,
    • «Встречай с любовью птичьи стаи!»,
    • «Угощение для пернатых».

Ход мероприятия

Рисунок 1

Приложение

Уважаемые гости, коллеги, дорогие дети! Я приглашаю вас прогуляться по зимнему парку. Во время прогулки поговорим о том, как холодно и голодно птицам зимой. О том, что их надо подкармливать, делать кормушки и развешивать их на деревьях. А весной и летом птицы отблагодарят нас за это. О том, что природу надо беречь и делать добрые дела для охраны природы.

Мы начинаем.

Учитель (рисунок 2):

За высокими лесами,
В стороне от автострад,
Слышите – запели сани,
Снег полозьями примят.
Жаром улица искрится,
На домах стоят дымы…
Хорошо бы закатиться
В царство матушки – зимы!

С. Орлов

Рисунок 2

Учитель: В этом царстве хорошо. А как же бедные птички?

Дети, давайте вспомним стихи о зиме и о том, как трудно птицам зимой.

Ученик:

Поет зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.

С. Есенин

Ученик:

А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.

С. Есенин

Ученик:

Озябли пташки малые,
Голодные усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней
И дремлют пташки нежны
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.

С. Есенин

Ученик (рисунок 3):

Чуть живой. Не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней.

И дрожит он над зёрнышком бедным,
И летит к чердаку своему…
А гляди, не становится вредным
Оттого, что так трудно ему.

С. Орлов

Рисунок 3

Учитель: Температура низкая, земля покрыта снегом. Корма мало. Птицам сейчас так несладко – холодно и голодно. Часто зимой птицы погибают от голода. Поэтому птиц зимой надо подкармливать.

Дети, а чем можно подкормить птиц зимой?

Ответы детей:

  1. Хлебные крошки, крупу, различные семена – для воробьёв и голубей (рисунок 4).
  2. Сушёные плоды рябины, калины, клёна, липы – для снегирей и дятлов (рисунок 5).
  3. А несолёное сало, мясо, творог – первое лакомство синичек и сорок (рисунок 6).
  4. Сочные плоды рябины, калины, бузины, шиповника – для свиристелей (рисунок 7).
  5. Семена репейника, подсолнечника – для щеглов (рисунок 7).

Рисунок 4

Рисунок 5

Рисунок 6

Рисунок 7

Учитель: Мои соседи, брат и сестра Артем и Настя, рассказали мне, как они помогают птицам зимой (рисунок 8).

Рисунок 8

Каждый день, когда встаём,
Мы с братишкою вдвоём,
Взяв крупы и хлебных крошек,
На крыльцо бежим скорей,
Много ласковых, хороших
Прилетает к нам друзей.

На кормушках сидя, птицы
Чистят клювики свои.
Тут щеглы, чижи, синицы
И проныры воробьи.

Ждут нас также терпеливо
И красавцы снегири…
Все привыкли – не пугливы.
Хоть руками их бери!

С.Орлов

Учитель: Дети, будем делать кормушки (рисунки 9-12)?

Рисунок 9

Рисунок 10

Рисунок 11

Рисунок 12

(Ответы детей.)

Учитель: Совершенно верно И не только мы. Каждый год в Липецкой области сотни мальчишек и девчонок устраивают акцию «Птицеград». Птицы довольно успешно могут противостоять морозам, но только в том случае, если вокруг много подходящего корма.

Морозы жесткие в этом году!
Тревожно за яблоньки в нашем саду.
Тревожно за Жучку: в ее конуре
Такой же морозище, как на дворе.

Но больше всего беспокойно за птиц –
За наших воробышков, галок, синиц.
У нас приготовлено все для зимы:
Рогожей укутаем яблоньки мы.

Побольше сенца в конуру принесем,
Беднягу дворнягу от стужи спасем.
Но птицы! Как холодно в воздухе им!
Поможем ли мы беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить, и тогда
Им будет легко пережить холода.

Е. Благинина

Учитель: Дети, а кто из вас сегодня ел апельсин?

А почему я спрашиваю? Кто догадался?

Из корок апельсина получится отличный птичий буфет. Сделать его очень просто: нужно срезать с апельсина корку так, чтобы получились две чашечки. Затем прикрепить к каждой чашечке нитку и повесить на ветки. Ну и, конечно, не забыть насыпать в них корм (рисунок 13).

Рисунок 13

Очень остроумно! А я предлагаю сделать птичий буфет из пластиковой бутылки. Надо острым ножом вырезать в ней отверстие, формой напоминающее дверь. И просто, и удобно: корм не сдует ветер – озорник.

А кусочки сала или сухие ягоды можно нанизать на прочную нитку и повесить на ветках – получится вкусная гирлянда.

Кстати, салом можно начинить и еловые шишки, и даже скорлупки грецкого ореха (рисунок 14).

Рисунок 14

Учитель: А я предлагаю соорудить для крылатых друзей не только буфеты, но и целые столовые. Сначала возьмём широкую дощечку и прибьём к её краям бортики, чтобы угощение не сдуло ветром. Это – «центральный стол» Его нужно укрепить в самой гуще ветвей.

А неподалёку на разных высотах развесить маленькие кормушки, устроенные в пакетах из-под молочных продуктов.

Может, лучше устроить один большой стол для всех?

Нет. Дело в том, что не все птицы легко уживаются друг с другом. Например, синицы очень агрессивно относятся к своим сородичам, а воробьи всегда стараются стащить еду из-под носа у голубя или вороны. Кроме того, разные птицы живут на разных «этажах леса».

Одни сидят на самых макушках деревьев, другие любят ветки пониже. Поэтому столовые устраивать надо, подчиняясь птичьим законам. Пусть каждый выберет для себя лакомый кусочек на общем «столе», а затем унесёт его на свой, отдельный «столик».

Здорово у нас получилось! А где будем устраивать птичьи столовые?

Лучше всего, конечно, в лесу и в парках. Ведь там крылатым – пернатым тяжелее всего приходится. Но и птичек, что на городских улицах живут, тоже нужно угощением порадовать. Пусть все сыты будут!

Физкультурная минутка «Прилетели птицы» (рисунок 15).

Рисунок 15

Учитель предупреждает детей: Я сейчас буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь и услышите что-то другое, то можно хлопать. Начинаем:

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи…

Дети хлопают.

Учитель: Что неправильно?

- Мухи!

- А мухи – это кто?

- Насекомые.

- Вы правы. Ну что же, продолжим:

Прилетели птицы:
Голуби, синицы.
Аисты, вороны,
Галки, макароны!

Дети хлопают.

- Начинаем снова:

Прилетели птицы:
Голуби, куницы!

Если дети не обращают внимания на куниц, учитель объявляет счет:

- Один ноль в пользу. Куницы – вовсе не птицы (рисунок 16).

Рисунок 16

Игра продолжается (рисунок 17).

Рисунок 17

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Страусы, чижи…

Если дети не реагируют на страусов, еще одно штрафное очко. Ведь у страусов крылья почти полностью исчезли, и они летать не могут.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Гаички, стрижи,
Аисты, кукушки…
Даже совки-сплюшки…

Дети хлопают.

- Что такое? Не плюшки, а совки-сплюшки!

- Гаечки.

- Не гайки-гаечки, а птицы гаички!

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки…

Дети хлопают (рисунок 18).

Рисунок 18

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы-сплюшки,
Лебеди, скворцы…
Все мы молодцы!

Учитель: Дети, а что вы можете предложить птицам? Какую свою вещь? Пусть это покажется невероятным. А я бы предложила им валенки.

На дворе морозище – градусов под сорок.
Плачут воробьишки, что весна не скоро,
Что в морозы лютые плохо греют шубки…
Я принес воробышкам на тарелке крупки:
- Кушайте, воробышки, кушайте хорошие.
Я бы вам и валенки подарил с колошами,
Но сказала мама: - воробей ведь маленький,
Сразу как запрыгает, - потеряет валенки

Е. Благинина

Учитель: А в квартире моих знакомых происходят чудеса (рисунок 19).

Рисунок 19

А у нас гости, каждый день гости:
Желта грудка, черненький хвостик,
Быстрые глазки, белые щечки -
Шустро садятся мамы и дочки.
Если откроешь фортку пошире –
Гости летают по всей квартире,
Лампу качают, лезут на веник,
Шарят в кастрюле, смотрят в кофейник.
Крошки клюют на новой клеёнке
И распевают песни звонко.
В нашей квартире гости пируют,
В миске кошачьей мясо воруют,
Как на ветвях, сидят на кровати
И на бумагах ставят печати.
Ах эти гости, шумные гости,
Желтая грудка, черненький хвостик.
Вот надоели нам озорницы.
Вы догадались? – это синицы!

Е. Благинина

Учитель: А какая самая преданная птичка в наших местах?

(Ответы детей.)

- Конечно, воробей (рисунок 20).

Рисунок 20

Гуляка-ветер с веток снег сметает,
Скрипит земля в холодном серебре.
Из птиц немногие остались в этом крае,
Лишь воробей с сорокой на дворе.

Им холодно и корму маловато.
Но стоит ли бояться всех невзгод! –
Подняв головку, так молодцевато
Воробка прыгает по крыше взад-вперед.

Я воробья люблю. Он это знает.
И покормить его всегда приятно мне
За то, что мест родных и в зиму не бросает,
За то, что предан он родной земле.

С. Орлов

Учитель: Люди подкармливают птиц зимой, а птицы обязательно отблагодарят их весной и летом за это. И сейчас к нам прилетят благодарные птички.

В небе голоса слышны:
«Мы дожили до весны,
В нашей дружной стае
Перезимовали».

В небе голоса слышны:
«Людям мы помочь должны,
Мы поищем пищу,
Станет земля чище».

В небе – звонкие гонцы,
Возвратились к нам скворцы,
Зяблики, грачи, кукушки
Все они весны подружки.

С. Орлов

Воробей: Мы воробьи не забудем, как клевали крошки в птичьей столовой у школы. Спасибо ребятам, подкармливали… Весной и летом мы расплатимся. Как начну комаров, слепней да мух ловить! Чтобы они ребят не кусали! Мигом долги верну!

Синица: Меня ребята вкусным сальцем угощали, а я их осенью сладкими яблочками угощу. Сад буду стеречь от плодожорок и листогрызов.

Дятел: А я лес от древоточцев и короедов оберегаю. Лечу дерево одно за другим, чтобы детям хорошо летом отдыхалось.

Учитель: А сейчас мы разгадаем кроссворд и прочтём очень важное слово в жизни птиц (рисунок 21).

Рисунок 21

1. Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? (Соловей.)

2. Ах эти гости, шумные гости,
Желтая грудка, черненький хвостик.
Вот надоели нам озорницы.
Вы догадались? – (это синицы)!

3. Листья падают с осин,
Мчится в небе острый клин. (Журавли.)

4. В болоте плачет,
А из болота не идёт. (Кулик.)

5. Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым –
Клё! Клё! Клё! – поёт со свистом. (Клёст.)

6. Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдёт приют:
Не боится он простуды –
С первым снегом
Тут как тут! (Снегирь.)

Птицы:

О чём же птицы все поют
В последний день зимы?
- Мы выжили!
- Мы дожили!
- Мы живы!
- Живы мы!

Учитель: Птички выжили! И мы рады этому!

Сейчас представим на минутку, что наступило лето.

Очень добрым, очень светлым
Золотистым ясным днём
Мы поедем в гости к лету,
В гости к солнышку пойдём.
Земляникой и цветами
Встретят нас и лес, и луг,
Наши песни вместе с нами
Будут птицы петь вокруг.

С.Орлов

(Дети выходят на хоровод, в середине – кормушка (рисунок 22).)

Рисунок 22

Песенка птичек.

Встаньте птички, встаньте в круг, встаньте в круг, встаньте в круг.
Я ваш друг и ты мой друг, старый добрый друг.
Мы сначала в центр пойдём, в центр пойдём, в центр пойдём.
Хлебных крошек поклюём, поклюём, поклюём.

Повернёмся все вокруг, все вокруг, все вокруг.
Я ваш друг и ты мой друг, старый добрый друг.
Мы потом притопнем раз, топнем два, топнем три.
Друг на друга посмотри, посмотри, посмотри.

Н. Оськина

Учитель: А сейчас мы поговорим о том, какой корм мы можем запасти летом и осенью.

Ученик: Для подкормки птиц, все – и взрослые, и дети, могут запасать летом и осенью семена злаков: подсолнечника, клёна и ясеня, сушёную рябину и боярышник, шишки, жёлуди, орехи. А благодарностью людям будут весенние песни птиц, благополучно переживших голодное и холодное время.

Много крох перепадает птицам с человеческого стола. Поэтому зимой многие птицы жмутся к человеческому жилью.

Голодом страшна зима птицам, а не холодом. Сыта птаха – и тепло ей под пухом и перьями.

Если каждая школа в нашей стране поставит хотя бы одну кормушку, то все птицы будут обеспечены кормом.

Подкормившаяся на кормушке птица начинает усиленно разыскивать естественный корм на деревьях и кустарниках, в районе расположения кормушки.

Собирайте для корма птицам семена сорняков: конского щавеля, мышиного горошка, лебеды, головки репейника. Собирайте ягоды калины, бузины, рябины. Собирайте арбузные и дынные семечки, семена ольхи и березы.

Смешивайте эти корма, а птицы сами выберут из смеси любимые семена.

Птиц можно подкармливать семенами подсолнечнику, тыквы, арбуза. Семена лучше раздавливать. Нельзя давать птицам жареные семена. Птиц можно также покормить крошками белого хлеба. Крошки черного хлеба вредны для птиц. Охотно птицы едят творог, сливочный маргарин. Дятлы и синицы любят клевать несолёные жир и мясо.

Ребята! Берегите птиц!

Птицы – наши друзья и неутомимые помощники в борьбе с вредителями сельского и лесного хозяйства.

Покормите птиц.

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна, –
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

Е. Благинина

Учитель: Птички – невелички, голуби, синички, сороки – белобоки, снегири, дятлы, проныры – воробьи! Летите ко мне. Я вас покормлю!

(Учитель с кормушкой.)

Все поют песню.

Учитель: Подходит к концу наша встреча. Впереди много зим. А весной на Родину вернутся перелётные птицы.

И первого апреля мы празднуем не только День смеха, но и Международный день наших пернатых друзей – птиц.

Сто лет назад, в 1906 году, была подписана Международная конвенция об охране птиц.

Дети! А вы знаете другие птичьи праздники?

Когда-то на Руси наши предки отмечали замечательный, добрый и мудрый праздник, который призывал бережно относиться к природе, заботиться о птицах в трудный период. Праздник этот назывался Синичкиным днём и приходился он на 12 ноября. В народе даже говорили: «Невелика птичка-синичка, а свой праздник знает» (рисунок 23).

Рисунок 23

С этим праздником связаны народные обряды кормления синиц и других птиц. Именно в это день прилетали синички из лесов и жались поближе к домам, к людям, в то время как многие другие, более теплолюбивые птицы улетали в теплые края. Синицы же, как и воробьи, круглый год с нами. Если в теплое время года они обитают больше в лесу, то с наступлением холодов прилетают поближе к людям, надеясь на их помощь.

И хочется, чтобы вы не забыли всё, о чём мы сегодня говорили. Готовьте корм для птиц, делайте кормушки (рисунок 24). Посмотрите сколько их здесь! Их сделали дети моего класса вместе с родителями. На память о нашей встрече я хочу вам раздать памятки. В них вы увидите другие кормушки. Они были представлены в «Сыроежке». Материал для этой встречи я нашла в книгах, журналах, в детской газете «Золотой ключик». Удивительная газета! А вы любите эту газету?

Рисунок 24

(Ответы детей.)

О птицах можно прочитать в этих удивительных книгах. (Показать книги.)

Я хочу всем пожелать.
Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На проталинках солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба.
Ястреба парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите,
Берегите землю! Берегите!

С.Орлов

Всем большое спасибо за помощь, внимание.

Делайте добрые дела!

Пусть улыбаются ваши сердца!