Ценность любого произведения изобразительного искусства заключается в отражении художником своего внутреннего мира, отношения к окружающей среде, в эмоциональности и экспрессивности. Чем раньше мы будем развивать эмоционально-чувственный мир ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества.
В дошкольном периоде особое значение имеет развитие образных форм познания окружающего мира – восприятия, воображения, образного мышления. Задача педагога – развить интерес к изобразительному искусству и потребность в нем.
Занятия в изостудии способствуют развитию чувственного аппарата маленького ребенка. Ведь дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования работы органов чувств, накопления информации о качественном многообразии окружающего мира.
Развитие художественного творчества детей происходит не только через рисование и лепку, но и через аппликацию. Аппликация – наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения.
На сегодняшний день в педагогической литературе представлены методические указания по изготовлению аппликационных работ, но нет рекомендаций, как организовать работу с детьми, нет конспектов по изображению природы на занятиях по аппликации из природного материала. Таким образом, на данный момент нет системы работы по развитию художественно-творческих способностей у детей в процессе изображения природы на занятиях по аппликации из природного материала, поэтому тема нашего исследования является актуальной.
Цель данной работы – поиск оптимальных педагогических условий для развития художественно-творческих способностей детей 6-7 лет в процессе изображения природы на занятиях по аппликации из природного материала.
Задачи:
- Отобрать доступное освоению детьми 6-7 лет содержание материала для занятий по развитию художественно-творческих способностей в процессе изображения природы на занятиях по аппликации из природного материала.
- Разработать систему мероприятий по развитию художественно-творческих способностей детей 6-7 лет на занятиях аппликацией из природного материала.
- Определить педагогические условия, способствующие развитию художественно-творческих способностей у детей 6-7 лет на занятиях аппликацией из природного материала.
Развитие художественно-творческих способностей у детей 6-7 лет в изображении природы на занятиях по аппликации из природного материала будет эффективным при создании следующих педагогических условий:
- Содержание материала занятий, направленных на развитие художественно-творческих способностей будет доступным освоению детьми 6-7 лет.
- Будет разработана поэтапная система мероприятий по развитию художественно-творческих способностей на занятиях по аппликации из природного материала.
- Ребенок, освоив знания и практические умения по аппликации из природного материала, покажет себя активным субъектом в различных видах деятельности.
Аппликация – наиболее простой и доступный способ создания детьми художественных работ, сохраняющих реалистическую основу самого изображения. Основными признаками аппликации являются силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образа, гармоничное сочетание цветовых пятен.
Возникновение аппликации относится к древнейшим временам и связано с появлением стежка, шва на одеждах из шкур животных. Вот уже многие столетия аппликация находит самое широкое применение и распространение не только в Азии, но и в Европе: Италии, Испании, Германии, Франции. Большой популярности аппликация достигла во времена рыцарства. Войны, турниры обусловили появление родовых знаков – гербов. Гербы должны были быть отчетливо видны с двух сторон, что и привело к развитию вышивки аппликацией. Но особенного процветания аппликационные работы достигли в XVI в. в Италии и Испании в церковном одеянии. Они характерны повторением одного и того же мотива и контрастными сочетаниями тонов. Самым модным было сочетание красного, желтого и зеленого цветов.
На смену аппликации из ткани пришла аппликация из бумаги. История ее возникновения связана с началом производства бумаги. А наиболее молодым видом аппликации считаются черные силуэты, вырезанные из бумаги. Силуэт как вид изобразительного искусства возник еще в глубокой древности. Черные плоские профильные фигуры украшали греческие вазы. Возродилось искусство силуэта во Франции. Здесь же появилось и само название «силуэт». При дворе Людовика XV главным контролером финансов был некий Этьен Силуэт. Он провел ряд реформ, в одной из которых предлагал сократить личные расходы короля. В результате чего Силуэт стал предметом всеобщих насмешек высшего общества и вынужден был уйти в отставку. Любимым делом для него стало вырезание из черной бумаги различных картинок. Появилась даже карикатура в виде теневого профиля самого Силуэта. Так родилось название «силуэт». Оно дошло и до наших дней [8, с. 21] (Приложение 3).
В России конца XVII – начала XIX в. силуэты были также модны. Вырезание силуэтов стало любимым занятием не только художников-профессионалов, но и дворянства. В первой половине XIX в. крупнейшим мастером силуэта был граф Ф. П.Толстой. Его работы отличаются высоким художественным мастерством, выполнены с ювелирной тонкостью. В конце XVIII и в первой половине XIX века искусство черного силуэта стало использоваться как украшение в домах русских дворян. Широко бытовали профильный портрет и жанровые сценки. Техника изображения была различной: либо рисунок тушью, либо вырезка из однотонной бумаги, кожи, т. е. аппликация.
Аппликации уделяли внимание и видные художники зарубежных стран. Интересны и своеобразны аппликации французского живописца Анри Матисса. Художник окрашивал белые листы бумаги яркой гуашью, а затем вырезал из нее силуэты. Главную роль в его работах играет цвет. Матисс утверждал, что цвета, которые можно применять для изображения предметов и явлений природы, сами по себе, совершенно независимо от этих предметов, обладают силой воздействия на чувства зрителей. Вырезая отдельные фигуры и формы, меняя цвета и фоны, Матисс создал ряд колоритных декоративных работ [8, с. 22].
Понятие «аппликация» включает способы создания художественных произведений из различных по своим свойствам и фактуре материалов, объединенных сходством техники выполнения. Каждый материал имеет свои особенности, которые оказывают определяющее влияние на технику выполнения аппликации. Например, бумага, солома, засушенные растения, береста прикрепляются к фону различными клеями; ткани, кожа, мех, войлок обычно пришиваются; тополиный пух накладывается на бархатную бумагу.
У различных национальностей аппликация выполняется из самых разнообразных материалов. Например, в недалеком прошлом у якутов широко использовалась для оформления летних юрт береста. Геометрические узоры из окрашенной бересты прикреплялись по верху восьмигранника юрты; наиболее нарядной делалась задвижка для места новобрачных. Северные народности: ханты, манси, нанайцы, эвенки и другие – используют в аппликации не только кожу и сукно, но и мех. Техника меховой аппликации комбинируется с инкрустацией, т.е. вставкой узора вровень с украшенной поверхностью.
Многие народности (коми, казахи, калмыки, осетины, буряты и др.) используют аппликацию для оформления национального костюма, предметов быта и т.п. [3, с. 5].
Одним из видов аппликации является жанр, получивший название флоризм. Художники-флористы используют необычный для аппликации материал – засушенные растения, солому, тополиный пух и др.
Сказочна и богата природа родного края. Какие разнообразные чувства переполняют нас при встрече с ней! В любое время года она открывает прелести по-разному, давая простор фантазии и творчеству, укрепляя нежные и добрые чувства в человеке.
Каждый из нас имел счастье однажды в детстве замереть от нечаянно увиденного чуда в природе.
Иногда в детстве, встретившись с таким чудом, хочется перенести его домой, чтобы оно было рядом. Но, осуществив свой замысел, губишь цветок. Огорчению нет предела! Но урок запоминается, и ты никогда больше не будешь пересаживать подснежники, так как они не терпят вмешательства в их существование.
Все эти чувства человек должен пережить в детстве, чтобы потом, с накоплением жизненного опыта и знаний они укреплялись в нас, преобразуясь в понимание красоты леса, поля, цветка, природы в целом, в чувство прекрасного.
Дети доверчивы к взрослым. Их души открыты окружающему миру и нам, взрослым. Поэтому очень многое зависит от того, что из коснувшегося детей, однажды не покинет их.
Природный материал сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то все можно оживить, дать как бы вторую жизнь.
Работа с природным материалом поможет ввести маленьких почемучек в природную мастерскую, где сохранен необычный запах застывшей природы.
Но наша задача, чтобы дети не только увидели эту мастерскую, а однажды войдя в нее, больше с ней не расставались. Как это сделать?
Оживить их могут взрослые и детские ловкие руки, а также фантазия, которая поведет вас в удивительную страну, где можно познать и пережить одно из самых прекрасных чувств – радость созидания творчества.
Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с природой родного края, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.
Чтобы дети не были гостями в природной мастерской, а стали в ней хозяевами, задумаемся над тем, чем являются их встречи с природой в этой мастерской – забавой, заполнением свободного времени или интересным делом. Изготовление поделок из природного материала – труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Для того чтобы дети охотно им занимались, необходимо развивать их фантазию, добрые чувства, а с овладением навыками придет и ловкость в работе. На важность использования природного материала в деятельности ребенка обращал внимание А. С. Макаренко. Он указывал, что материалы (глина, дерево, бумага и т. д.) «ближе всего к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру ... В игрушке – материале есть много хорошего реализма, но в то же время есть простор для фантазии, не просто воображения, а большой творческой фантазии».
С прогулки дети часто приносят шишки, перышки, ветки, разноцветные листья; с экскурсии к водоему – красивые камушки, ракушки. Ребята подолгу рассматривают собранный материал, перебирают, ощупывают, обследуют его. Это способствует запоминанию формы, красок, свойств каждого вида материала. Встречи с природой родного края расширяют представления детей об окружающем мире, учат их внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании поделок из природного материала.
Изготовление поделок из природного материала требует от ребенка ловких действий, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе [3, с. 5].
С конца XIX века проблемой аппликации в детском саду занималась Л.И. Гусарова. В книге: «Аппликация в детском саду» она дает рекомендации по проведению занятий по аппликации в разных возрастных группах. Среди прочих материалов, она рекомендует использовать в работе с детьми и природный материал (засушенные растения, тополиный пух, солому и др.). Ее идеи поддерживали и развивали Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина.
В наше время можно найти интересный материал по обучению детей работе с природным материалом в книге Т.Ф.Панфиловой «Обучение детей работе с природными материалами» Методика и практика [20]. В издании подробно раскрываются методика и практика работы с дошкольниками и младшими школьниками по конструированию из природных материалов, дается планирование и тематика занятий по разным возрастным группам, описывается изготовление конкретных изделий.
Необычный, красочный материал по работе с природным материалом представлен в издании И.А. Лыковой «Лесные поделки» [19]. Книга для художественного творчества детей дошкольного и младшего школьного возраста, пробудит интерес к созданию флористических композиций и картин. Поможет обогатить творческие возможности и художественную технику.
Реализация содержания нашей работы осуществлялась в 3 этапа.
I этап – подготовительный. Цель: вызвать интерес у детей 6-7 лет к занятиям по аппликации из природного материала; обогатить словарь детей.
II этап – основной. Цель: обогатить знания детей о средствах художественной выразительности; развивать художественно-творческие способности.
III этап – заключительный. Цель: развитие у детей 6-7 лет умений применять полученные представления и отражать практические умения в самостоятельной изобразительной деятельности.
В процессе работы нами был разработан перспективный план (Приложение 1).
На I этапе, включающим развитие интереса у детей 6-7 лет к изобразительной деятельности, нами были проведены дидактические игры.
Игра и изобразительная деятельность имеют много общего. Оба вида деятельности основываются на тех впечатлениях, которые дети получают из окружающей жизни и в процессе жизнедеятельности в детском саду и дома. Поэтому так важна взаимосвязь изобразительной деятельности с игрой. Благодаря связи с игрой изобразительная деятельность становится более интересной, привлекательной для ребенка, вызывает у него яркий эмоциональный отклик, создает личностно значимый мотив деятельности, что в свою очередь обеспечивает ее более высокую эффективность.
«Одинаковые и разные». Цель: учить детей находить одинаковые по цвету предметы, опираясь на образец.
«Похожие по цвету». Цель: учить детей различать предметы по цвету, опираясь на картинку.
«Говорящие цвета». Цель: учить детей называть предметы с указанием его цвета и учить детей выявлять закономерности между названием цвета и названием предмета (малина – малиновый).
«Художник по имени природа». Цель: учить детей подбирать цветовую палитру осенних листьев по образцу.
«Цветные пейзажи». Цель: учить детей сравнивать попарно картины с пейзажами с целью выявления времени года.
«Солнце виновато». Цель: учить детей сравнивать картины с временами года и видеть разницу по времени суток.
«Натюрморт с цветами и фруктами». Цель: учить детей бережно относиться к картинам (определенная температура, влажность воздуха, закрытые окна, отсутствие солнечных лучей). Учить детей делать «заплатки» на «испорченных» картинах.
«Зимняя гармония». Цель: развивать у детей чувство цвета, учить видеть красоту природы окружающего мира, гармонию красок, ощутить душевный комфорт.
Собирали с детьми природный материал во время прогулок. Готовили коробочки для хранения природного материала. Рассматривали, как изменяется природный материал по мере высыхания. Провели игры – эксперименты, почему один материал изменяет свой цвет и качества, а другой нет, пришли к выводу, почему так происходит.
После проведения дидактических игр интерес к изобразительной деятельности возрос, дети эмоционально откликаются на увиденное, охотно вступают в диалог.
На II этапе, целью которого является пополнение знаний детей о средствах художественной выразительности; развивать художественно – творческие способности, нами были проведены занятия (конспекты некоторых занятий представлены в Приложении 2) по темам:
Занятие №1 «Осенний ковер» (работа с берестой).
Цель: Познакомить детей с картиной Р.Гуттузо «Корзина с картофелем». Обратить внимание на цветовое сочетание как способ оказания эмоционального воздействия, на композицию как средство построения картины, продолжать учить самостоятельно вырезать различные формы из бересты и других природных материалов, которые предлагаются детям сложенных вдвое или в несколько раз, воспитывать уважение к коллективному труду, учить работать согласованно.
Занятие №2 Интегрированное занятие: «Осенняя мозаика».
Цель: Расширить знания детей об осенней природе; активизировать творческое воображение, творческие проявления; предоставить возможность к самовыражению
Занятие №3 «Портрет осени» (засушенные листья, семена разных растений).
Цель: Учить детей работать коллективно, проявлять творческую инициативу совместно со сверстниками, развивать воображение. Учить детей составлять композицию осеннего букета.
Занятие №4 «Леса нашего края богаты грибами и ягодами» (работа с соломой).
Цель: Научить детей работать с соломой (наклеивать солому на кальку и вырезать готовые детали). Учить использовать в своих работах мелко накрошенные сухие листья для фона. Проявлять творчество и самостоятельность в цветовом решении композиции.
Занятие №5 «Тайга» (работа с камешками, кожей, ракушками).
Цель: Дать детям представление о пейзаже, развивать способности и умение детей в графическом изображении человека; формировать способности фантазировать, умение изображать на бумаге громадные растения, птиц, насекомых и др., воспитывать аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.
Занятие №6 «Зима пришла снег, морозы принесла» (лебединый пух, перья, палочки, мех).
Цель: Расширить знания о видах и жанрах изобразительного искусства, о пейзаже; дать представление о зимнем пейзаже; учить вырезать мех, мелко резать перья и правильно распределять пух; уметь изображать предметы на переднем и заднем планах, развивать воображение.
Занятие №7 «Лучше гор могут быть только горы» (кожа, засушенные растения).
Цель: Познакомить детей с понятием «горный пейзаж»; научить с помощью объемной аппликации делать горы, с помощью засушенных растений оживить пейзаж; развивать творчество; закреплять умение вырезывать силуэт предмета из кожи.
Занятие №8 «Олень с олененком» (тополиный пух, чешуйки крылаток, перья).
Цель: Знакомить детей с работой с тополиным пухом; учить делать трафарет оленя и олененка и аккуратно накладывать пух и перья на бархатную бумагу.
Занятие №9 «Животные нашего леса» (кожа).
Цель: Продолжать знакомить детей с особенностями силуэтного изображения, научить с помощью ножниц, вырезать различных животных; развивать творческую фантазию, самостоятельность в оформлении аппликации. Закреплять умения детей применять в работе способ симметричного вырезывания (деревья, кусты).
Для обогащения представлений об аппликации и закрепления пройденного материала использовались дидактические игры: «Составь натюрморт из овощей», «Составь натюрморт из фруктов», «Звери тайги», «Составь композицию», «Волшебный фланелеграф», «Радуга цветов», «Вырезаем симметрично».
Дидактические игры использовались, как для повторения и закрепления уже имеющихся у детей технических навыков, так и для постижения нового. Дидактическая игра активизирует познавательные процессы и способствует лучшему усвоению эстетических знаний, умений и навыков.
Подготовка к аппликации из природного материала основывается на проведении активных наблюдений за объектами природы во время прогулок и экскурсий, рассматривание иллюстраций и репродукций, чтение стихов, отгадывание загадок.
На занятиях педагог учил детей видеть эстетические качества работы: красоту форм, особенности очертаний. Постепенно дети сами начинали их использовать в работе, благодаря чему детская работа становилась красивее, изящнее, выразительнее.
Таким образом, в процессе реализации первых двух задач, дети стали эмоционально откликаться на произведения искусства, их творческие работы стали более содержательными.
На III этапе, включающим развитие у детей 6-7 лет способности применять полученные знания и отражать сформированные умения в самостоятельной изобразительной деятельности, нами были проведены занятия по темам:
Занятие №10 «Здравствуй, весна!» (работа с засушенными растениями).
Цель: Учить детей всматриваться и чувствовать особенности природного материала во всей гармоничной красоте, во всем его богатстве (форма, цвет, фактура). Учить детей видеть интересный образ – на что похоже или, на что может быть похоже при соответствующей обработке.
Занятие №11 Интегрированное занятие: «Весенний лес. Ледоход на реке».
Цель: развивать воображение, учить планировать содержание своей работы, добиваться воплощения замысла с помощью приемов аппликации, используя яичную скорлупу, поваренную соль; развивать творческие способности; формировать умение работать коллективно.
Занятие №12 Мини-спектакль «Камень, ручей, сосулька и солнце».
Цель: Учить детей применять полученные умения и знания в своих творческих работах. Применять умения по аппликации из природного материала в других видах деятельности.
Дети создавали в рисунках, лепке, аппликациях образы героев. С помощью воспитателя делали костюмы, декорации; сами изготовили афишу, путем аппликации из природного материала, пригласительные билеты; разучивали роли.
Занятие №13 Развлечение: «Солнышко-колоколнышко».
Цель: Познакомить детей с тем, как в народном декоративно-прикладном искусстве и устном народном творчестве изображается солнце; развивать способность воспринимать, наблюдать, фиксировать форму, цвет солнышка в разную погоду, время дня; обогащать сенсорный опыт; развивать образные представления, мышление, воображение; закрепить умение детей.
В завершении формирующей работы, необходимо отметить, что дети стали замечать красоту произведений изобразительного искусства. Дети научились задумывать интересное и разнообразное содержание своей работы, используя различный природный материал, научились творчески подходить к своим работам.
Решение задач осуществлялось в процессе проведения с детьми системы занятий, в ходе которых познакомились с новым термином – пейзаж, горный пейзаж, научились проявлять элементы творчества, новым приемам в работе. На занятиях активно использовалась наглядность: репродукции картин, фотографии, открытки, показ как правильно вырезать деревья, траву, животных, овощи, горы, сугробы и т.д. Использовалась словесная наглядность: стихи поэтов, песни, загадки, потешки.
Дети научились использовать разные природные материалы, разнообразные способы вырезания, передача пропорций, составление композиций. Дети стали более тонко чувствовать красоту окружающей природы. Дети самостоятельно в вечернее время подходили к уголку природы для самостоятельной изобразительной деятельности, где лежат все инструменты и природный материал – клеили, лепили, рисовали.
Таким образом, можно считать, что формирующая работа по развитию художественно-творческих способностей у детей 6-7 лет с использованием природного материала на занятиях аппликацией была реализована.