Цель: развитие художественно-творческих способностей учащихся через расширение их знаний о цвете.
Задачи:
- Закрепить первоначальные знания о цвете (три основных цвета, составные цвета, цветовой круг, дополнительные, однородные, теплые и холодные цвета, хроматические и ахроматические цвета)
- Способствовать развитию эстетического вкуса и художественного воображения
- Сформировать навыки работы акварелью в технике «лессировка»
- Изготовить модель цветового круга для использования его в выполнении последующих заданий
- Научить применять полученные знания при решении творческих задач
Количество часов: 2 академических часа
Оборудование урока: мультимедийное оборудование, экран
Зрительный ряд: Презентация, наглядный демонстрационный материал
Материалы: акварель, кисти, листы А4 (Приложение 1)
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Методы работы:
- объяснительно-иллюстративный (изложение материала);
- практический (выполнение творческого задания).
Ход занятия
Сл.1
Каждый человек, который занимается изобразительным творчеством: рисует, плетет из бисера, делает поделку из сухих листьев и трав, вышивает - задает себе вопрос: а не испортил ли я свое творение, правильно ли я подобрал цвета и составил узор. Такие сомнения возникают не только у детей, но и у взрослых. Сегодня мы попробуем в них разобраться.
Во-первых, запомним: в творчестве единственного правильного решения нет и быть не может.
Решений всегда много. Но неправильных решений все равно больше. Каждый из вас сталкивался в жизни с хорошим решением и плохим. Есть, по-видимому, какой-то закон или правило, нарушение которого приводит к неудаче. Чтобы обезопасить себя от ошибок необходимо знать эти правила.
Для того чтобы красиво говорить и грамотно писать, мы изучаем в школе разные правила и законы на уроках языка и литературы. Основы музыки некоторые дети постигают в музыкальной школе.
В изобразительном творчестве также есть свой алфавит и правила. Алфавитом в изобразительном искусстве служит цвет, форма и пространство.
Сл. 2
Сегодня мы поговорим о цвете – основе многих видов изобразительного творчества, таких как живопись, декоративное искусство, дизайн. С помощью умелого использования цветовых сочетаний можно создать удивительное произведение.
Так же как в музыке существует гармоничное сочетание звуков, в изобразительном искусстве есть своя гармония – это гармония цвета.
Сл. 3
Гармония Цвета – это красивое, приятное для восприятия цветовое сочетание.
Сл. 4
Некоторые законы цветоведения вы уже знаете с первого класса. Сейчас мы их повторим.
Сл. 5
Как называется эта группа цветов? Ответ: Три основных цвета. (Озвучить)
Сл. 6
Пример использования основных цветов в изобразительном искусстве.
Сочетание трех основных цветов обычно используется в декоративно-прикладном искусстве. Основой символики цвета у многих народов древности была природа с ее цветовым богатством. Человек видел в ней цветовую гармонию, обожествлял ее, подражал ей. Например, на Руси красный цвет имел значение красивого, и все, что связывалось с понятием «красивый», называлось красным: «Красная площадь», «весна-красна», «красное крыльцо», «красна девица», «красный угол». Можно предположить, что желтый цвет ассоциируется с солнцем, синий — с водой и далью, чистотой, красный также может быть с огнем и кровью.
В произведениях изобразительного искусства цвета подчиняется конкретным задачам, идее художественного произведения. В большинстве произведений живописи цвет изображаемого предмета соответствует природному цвету, но у некоторых мастеров цвет отходит от реального и предмет приобретает новое звучание. Иной цвет дает предмету новое смысловое значение. Например, в картине К. С. Петрова-Водкина «Купание красного коня» конь — ярко-красного цвета. Зритель сразу переключается с конкретного, буквального восприятия сюжета (мальчики купают коней) на отвлеченный, философский лад, вовлекается в размышление о жизни вообще, о будущем.
Сл.7
Если смешать по две основных цвета, то получим еще одну группу цветов. Как называется эта группа? Ответ: составные или смешанные цвета. Полученные путем смешивания двух рядом лежащих цветов (вторичные). (Озвучить)
Сл. 8
Пример использования составных цветов в изобразительном искусстве.
Назовите, какие составные цвета использует Винсент Ван Гог в написании автопортрета. (Ответ: зеленый, оранжевый, сине-фиолетовый).
Назовите, какие составные цвета использованы для росписи дымковской игрушки. (Ответ)
Так же как и три основных цвета, яркие, открытые составные цвета имеют некоторую декоративность.
Сл. 9
Если смешать основной цвет с рядом лежащим смешанным, можно получить новый оттенок – оттенок третьего порядка или третичный цвет.
Сл. 10
Цветовой круг.
Как вы уже знаете из начальной школы, все цвета можно заключить в цветовой круг, где каждый цвет плавно переходит в следующие цвет цветового спектра.
Сл. 11.Разминка. Каждый ученик берет карточку любого цвета. Карточки все разного цвета, одинаковых - нет. Все выстраиваются по кругу, соблюдая порядок цветов в цветовом круге. Карточки должны все видеть.
Сл. 12
Между тонами цветового круга существует два типа взаимосвязи:
дополнительные цвета (комплементарные)
и близкие по тоны (однородные)
Сл. 13
Дополнительные цвета (комплементарные)
Колпмементарные цвета – те, что расположены на цветовом круге друг напротив друга: зеленый и красный, синий и оранжевый, желтый и фиолетовый и т.д.
Желательно эти цвета не смешивать на палитре, т.к. про смешивание получается грязный серый цвет.
Сл. 14
Пример использования дополнительных цветов.
Это цвета дополняют друг друга, подчеркивают красоту, говорят друг другу комплементы: «Как вы прекрасны рядом со мной!»
Сл. 15
Однородные или близкие по тону расположены друг рядом с другом: красный и оранжевый; желтый, светло-зеленые; фиолетовые, синие и т.п. Эти группы цветов можно смешивать, чтобы изменить оттенок цвета, делать его темнее или светлее.
Сл.16
Пример использования однородных цветов.
Сл.17
Как вы, должно быть, помните все цвета условно можно поделить на теплые и холодные. Самый теплый цвет является желтый, самый холодный – синий. Остальные цвета меняют свою «температуру» при приближении к тому или другому цвету.
Сл. 18
Пример использование сочетаний теплый – холодный.
Сл. 19
Все цвета и их оттенки, о которых мы сейчас говорили, относятся к одной огромной группе хроматических цветов. Chromatic - в переводе с английского означает «цветной»
Сл. 20
Но есть группа, которая отрицает цвет.
Ахроматические цвета (Черных, белый, серый). Предлог «а» это отрицание.
Фактически в переводе получается – нет цвета.
Работы, выполненные в ахроматических тонах, называются гризайль. Они мягкие и спокойные для восприятия.
Сл. 21
Переходим к выполнению задания. Сегодня мы нарисуем цветовой круг из 12 секторов. Будем использовать только 3 основных цвета.
На основе этой цветовой схемы строится вся дальнейшая теория и практика работы с цветом. Каждому художнику, дизайнеру и другим людям, которые работают с цветом, обязательно нужно хотя бы один раз в своей жизни нарисовать такой круг. Цветовой круг из 12 цветов очень удобен для подбора гармоничных сочетаний из 2-х, 3-х, 4-х цветов. Круг нам понадобится в дальнейшей работе для анализа и подбора цветов для своих работ.
А также, вы должны почувствовать, как краски соединяются в другой цвет и меняют свей оттенок.
Работа выполняется в формате А4. (Т.к. учащиеся этого возраста еще не знакомы с геометрией, работа выполняется на уже готовых формах.)
Материал: акварель (используем только три цвета).
Способ работы: тональная заливка, лессировка, получение нового цвета путем оптического смешивания.
Прежде чем преступить к работе, необходимо определиться, какие цвета мы возьмем для работы. Например, существует множество оттенков красного цвета, также желтого и синего. В русском языка существует 40 названий красному цвету, и они все разных оттенком. Чуть меньше желтых и синих. Чтобы не мучить себя вопросами: А, те ли цвета я взял? Получу ли я нужней оттенок? Воспользуемся опытом художников. Возьмем следующие цвета: желтый – кадмий лимоновый, красный – кармин, синий – лазурь.
Порядок работы (Приложение 2.)
Работаем желтым цветом.
- Залить 7 секторов бледно-желтой краской (не насыщенным цветом). Хорошо просушить.
- Еще раз залить 5 секторов бледно-желтой краской вторым слоем. Хорошо просушить.
- Залить 3 сектора бледно-желтой краской третьим слоем. Хорошо просушить.
- Залить 1 центральный сектор бледно-желтой краской четвертым слоем. Хорошо просушить.
Работаем красным цветом. Причем 3 сектора накладываются по желтой краске.
- Залить 7 секторов бледно-красной краской. Хорошо просушить.
- Залить 5 секторов бледно-красной краской вторым слоем. Хорошо просушить.
- Залить 3 сектора бледно-красной краской третьим слоем. Хорошо просушить.
- Залить 1 центральный сектор бледно-красной краской четвертым слоем. Хорошо просушить.
Работаем синим цветом. Остался не закрашенным один сектор, причем с одной стороны красные цвета, с другой – желтые.
- Залить 7 секторов бледно-синей краской. Хорошо просушить.
- Залить 5 секторов бледно-синей краской вторым слоем. Хорошо просушить.
- Залить 3 сектора бледно-синей краской третьим слоем. Хорошо просушить.
- Залить 1 центральный сектор бледно-синей краской четвертым слоем. Хорошо просушить.
В процессе работы делаются необходимые дополнительные пояснения. Выявляются и исправляются ошибки.
Требования к работе:
- Соблюдать плавные переходы в растяжках, резкие переходы недопустимы.
- Краска должна наноситься аккуратно, без подтеков и разводов.
Подведение итогов:
- Анализируем, как меняется цвет при наложении еще одного слоя того же цвета.
- Анализируем, как меняется цвет на переходах от одного основного цвета к другому. Например, понаблюдаем, как желтый цвет при добавлении слоя красного превращается в совсем другой цвет.
- Выбираем наиболее удачные работы.
Мы с вами выполнили цветовой круг, получили 12 новых цветов. Как пользоваться цветовым кругом на практике мы поговорим на следующих занятиях.
Сл.22
И для закрепления полученных знаний решим кроссворд (можно использовать свой цветовой круг):
- Фиолетовый и желтый по отношению друг к другу являются (дополнительные)
- Картина, написанная в ахроматических тонах (гризайль)
- Название группы цветов: красный, желтый, синий (основные)
- Зеленый по отношению к желтому и синему (составной)
- Приятное для восприятия сочетание цветов или звуков (гармония)
- Комплементарный цвет синему (оранжевый)
- Chromatic в переводе с английского (цветной)
Сл. 23. Желаю всем творческих успехов.
Сл. 24-25. Литература и Интернет-поддержка.
Литература:
- Логвиченко Г.М. Декоративная композиция. Учебное пособие для вузов. – М.: ВЛАДОС, 2005., стр. 54
- Магомед Бугамедов. Гончарное ремесло. Часть 2. Керамика. – Феникс. Р-на-Д, 2000.
- Медведев В.Ю. Цветоведение и колористика. Учебное пособие. – С-П: 2005.
- Натюрморт. Особенности жанра и композиции. Школа рисования. – М.: Мир Книги, 2005. Стр. 27. Язык живописи.
- Свет и цвет в живописи. Особенности изображения. Школа рисования. – М.: Мир книги, 2006.
- Сокольникова Н.М. Основы живописи. Изобразительное искусство ч.2. учебное пособие для уч-ся 5–8 классов. – Обнинск: Титул, 1996.
Интернет-поддержка:
- painting.artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000009/st002.shtml
- www.megagraphix.org/itten.htm
- kayros.bestpersons.ru/feed/post7142376/ дополнительные цвета пример
- o6oi.ru/main.php/wallpapers/interiors/interior_space/104.jpg.html?g2_imageViewsIndex=2 гармония зеленого пример
- r-e-l-e-n-a.blog.tut.by/2011/02/17/kak-sochetat-tsveta/podbor-tsveta-dlya-interera28/ подбор цветов для интерьера
- www.pictorial-art.info/simvolika-czveta.html гармония цвета
- razuznai.ru/kak_gramotno_sotchetat_tsveta.html как грамотно сочетать цвета
- www.perukar.org/viewtopic.php?f=62&t=13507 Колористика
- www.wassilykandinsky.ru/book-116-7-36.php#chapter Василий Кандинский «О духовности в искусстве»