Урок математики "Римские цифры". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель: познакомить учащихся с римскими цифрами в пределах 10.

Задачи:

  • научить читать, записывать римские цифры и выполнять с ними элементарные арифметические действия;
  • формировать интерес к изучению истории и познавательный интерес вообще;
  • формировать умение слаженно работать в группе, оказывать взаимопомощь;
  • развивать познавательные психические процессы: память, внимание, воображение, логическое мышление;

Оборудование.

Для учителя:

  • магнитные буквы С, Ч, Ы, А;
  • карточки с римскими цифрами от 1 до 10.

Для учеников:

  • смайлики (желтого и синего цветов);
  • счетные палочки;
  • карточки с заданием;
  • планшеты для групповой работы.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель: Ребята, посмотрите, у вас на столах лежат смайлики. Если у вас сейчас хорошее настроение, вы себя хорошо чувствуете – поднимите желтый смайлик. Если вас сейчас что-то беспокоит, вы себя плохо чувствуете – поднимите синий смайлик. Спасибо!

II. Актуализация знаний (устный счет).

Учитель: Ребята, посмотрите, на доске записаны выражения:

7 – 2 = С   5 + 1 = Ы
1 + 2 = Ч   5 – 1 = А

- Найдите значение выражений первого столбика. (Учитель записывает ответ.)

- Посмотрите на выражения второго столбика. Чем они похожи? (В выражениях числа одинаковые.)

- Чем же тогда они отличаются? (Действиями. Первое выражение на сложение, второе выражение на вычитание.)

- Найдите значение выражений второго столбика. (Учитель записывает ответ.)

- Ребята, посмотрите, рядом с выражениями стоят буквы. Расположите значения выражений и соответствующие им буквы в порядке возрастания, и вы получите новое слово.

- Какое слово у вас получилось? (ЧАСЫ. Учитель составляет слово из магнитных букв.)

III. Постановка проблемы.

Учитель (Слайд 2 – Часы с арабскими и римскими цифрами):

- Ребята, я вчера побывала в магазине часов, где всегда можно увидеть очень много красивого, я увидела совершенно одинаковые часы, продавец был занят и сказал лишь: «Они разные». Я так и ушла домой, не поняв, чем же отличаются часы?

- Скажите мне, чем отличаются часы друг от друга? (Цветом. В первых часах есть секундная стрелка, а во вторых часах – секундомер. Циферблат у вторых часов с римскими цифрами.)

Учитель: Действительно, у вторых часов на циферблате римские цифры.

- А как называются цифры в первых часах? (Арабские.)

- Какими из этих цифр мы чаще используем на уроках математики – арабскими или римскими? (Арабскими.)

- Верно, арабскими. Мы хорошо с ними знакомы? (Да.)

- Знаем ли столько о римских цифрах? (Нет.)

- Хотите узнать? (Да.)

- Какие цифры станут темой нашего урока? (Римские цифры.) (Слайд 3 – тема урока)

Учитель: Итак, арабские цифры мы умеем записывать, а римские? (Нет.)

- Что нам нужно будет научиться делать на уроке? (Научиться записывать римские цифры.) (Слайд 4 – 1 задача урока)

Учитель: Умеем ли мы складывать и вычитать выражения римскими цифрами? (Нет.)

- Чему ещё должны будем научиться на уроке? (Учиться складывать и вычитать выражения с римскими цифрами.) (Слайд 4 – 2 задача урока)

IV. Построение выхода из проблемной ситуации.

Учитель: Хорошо, теперь мы с вами всё узнаем о римских цифрах!

- Римские, римские… А почему они именно так называются? (Их придумали в Риме.)

- Ребята, я предлагаю вам перенестись ненадолго в древний мир и увидеть, как же появились римские цифры.

Историческая справка (рассказ учителя).

У древних людей кроме каменного топора и шкуры ничего не было. Поэтому первобытному человеку приходилось считать не так уж много. (Слайд 5) Ну а первыми помощниками при счёте много веков назад также как и сейчас являлись …пальцы, камешки, палочки. (Слайд 6) Но позже возникла проблема. Как запомнить, кто кому сколько должен монет? Сколько корзин зерна собрано? (Слайд 7)У людей возникла необходимость записывать числа. И тогда древние люди стали изобретать цифры. Древние индейцы рисовали вместо самих цифр страшные головы, как у пришельцев. (Слайд 8) Народы Древней Азии при счёте завязывали узелки на шнурках разной длины и цвета. (Слайд 9) В Древнем Египте люди изобрели счёты. (Слайд 10) В Древней Индии изобрели для каждой цифры свой знак. (Слайд 11) Чуть позже древние арабы упростили эти значки и они стали выглядеть вот так. (Слайд 12)

- А знакомы ли они вам? Давайте вместе попробуем прочитать. (Дети вслух читают арабские цифры.)

- А в Древнем Риме пошли по самому простому и одновременно самому гениальному пути. Древние римляне для записи своих чисел отталкивались от изображения руки человека, а точнее от пальцев. (Слайд 13 – Древний Рим)

- Ребята, раз уж мы с вами оказались в древнем Риме, давайте побудем римлянами и выясним, как можно записать цифру 1 при помощи пальцев? (Дети показывают римские цифры1, 2, 3 при помощи пальцев.)

- Цифру 2?

- Цифру 3? (Учитель закрепляет на доске карточки с цифрами I,  II,  III.) (Слайд 13 – Древний Рим)

Учитель: Как записать число 4? (Дети показывают 4 пальца.) А вот и нет! У римлян было правило: нельзя было записывать более четырех одинаковых знаков подряд. Для этого, чтобы узнать написание римской цифры 4, как ни странно, нужно сначала узнать написание цифры 5. Отгадку найдём всё там же в руке. (Учитель поднимает свою руку и показывает, где «прячется» цифра 5.)

Учитель: Какой значок вы видите? На что он похож? (На галочку, на птичку, на букву V в латинском алфавите.)

- Верно. Именно таким знаком римляне записывали цифру 5 (На доске появляется карточка с цифрой V.) Попробуйте у себя на парте при помощи счётных палочек выложить римскую цифру 5. (Дети выкладывают на парте римскую цифру 5.)

Учитель: И всё-таки мы совсем забыли о цифре 4! Думаете мы запутались? (Нет.) Конечно, нет. Просто без цифры 5 невозможно записать цифру 4. Оказывается, запись этих цифр основана на математических действиях – сложении и вычитании. Если цифра меньше V на I, то эта единица помещается слева от числа V. Если больше, то палочки будем приписывать справа.

- Кто догадался, как записать цифру 4? (4 меньше, чем 5, значит, палочку добавляем слева.) (На доске появляется карточка с цифрой IV.) Попробуйте у себя на парте при помощи счётных палочек выложить римскую цифру 4. (Дети выкладывают на парте римскую цифру IV.)

Учитель: Как запишем римскую цифру 6? (6 больше, чем 5, значит, палочку добавляем справа.) (На доске появляется карточка с цифрой VI.) Попробуйте у себя на парте при помощи счётных палочек выложить римскую цифру 6. (Дети выкладывают на парте римскую цифру VI.)

Учитель: Как запишем римскую цифру 7? (7 больше, чем 5на 2, значит, добавляем 2 палочки справа.) (На доске появляется карточка с цифрой VII.) Попробуйте у себя на парте при помощи счётных палочек выложить римскую цифру 7. (Дети выкладывают на парте римскую цифру VII.)

Учитель: Как запишем римскую цифру 8? (8 больше, чем 5на 3, значит, добавляем справа 3 палочки.) (На доске появляется карточка с цифрой VIII.) Попробуйте у себя на парте при помощи счётных палочек выложить римскую цифру 8. (Дети выкладывают на парте римскую цифру VIII.)

Учитель: Какое следующее число запишем? (9.)

- А вот и нет! Просто без цифры 10 невозможно записать цифру 9? А ответ найдем все в той же руке. На одной руке у нас 5 пальцев, а на двух? (10.)

- Абсолютно верно. (Учитель поднимает скрещенные руки вверх, дети повторяют за ним.)

- На какую букву похож этот знак? (На Х, на латинскую букву икс.)

- Верно. Именно таким знаком римляне записывали цифру 10. (На доске появляется карточка с цифрой X.) Попробуйте у себя на парте при помощи счётных палочек выложить римскую цифру X. (Дети выкладывают на парте римскую цифру X.)

Учитель: А теперь подумайте, как запишем число 9? (10 меньше, чем 9, значит, палочку добавим слева.) (На доске появляется карточка с цифрой IX.)

- Попробуйте у себя на парте при помощи счётных палочек выложить римскую цифру 9. (Дети выкладывают на парте римскую цифру IX).

V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Учитель: Ребята посмотрите, мы с вами сами не заметили, как научились записывать римские цифры. Давайте вслух прочитаем ряд цифр. (Дети хором читают ряд римских цифр.)

- Какие вы молодцы! Вы очень хорошо поработали, теперь немного отдохнем. Лучше всего отдыхать на природе, в лесу.

Физкультурная минутка «Зарядка в сказочном лесу».

Учитель: Мы с вами отдохнули и возвращаемся в наш русский лес. (Слайд 14 – берёзовый лес)

- Какие деревья вы видите? (Берёзы.)

- Как называется такой лес? (Берёзовый.)

- Ребята, вы не заметили ничего интересного, что показывают вам берёзы? (Римские цифры.) (Дети выходят и показывают римские цифры, которые образуют берёзы и их ветви на слайде (I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII, IX, X).)

VI. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Учитель: Вот видите, как хорошо мы уже знакомы с римскими цифрами и смогли найти их в предметах. А теперь давайте сами попробуем записать римские цифры. (Слайд 15)

- Посмотрите, на парте у вас лежат карточки. Что вы в ней видите? (Таблица.)

- В первой строчке таблицы вы видите предметы, вторая строчка – пустая. Вам необходимо посчитать, сколько предметов в каждом окошке и ниже записать ответ римской цифрой. (Учащиеся выполняют задание на карточках.)

- А теперь возьмите в руки зелёный карандаш и проверьте себя. (Слайд 16) Самопроверка.

- Поднимите, пожалуйста, руки те, кто все правильно выполнил. Какие вы молодцы, похлопайте себе!

- Ребята, следующее задание мы выполним в учебнике на странице 40, №5. (Слайд 17)

- Перед вами выражения с какими цифрами? (Римскими.)

- Вам нужно сейчас найти значение выражений и записать ответ римскими цифрами. Девочки находят значение выражений в первой строчке, мальчики – второй строчки.

- Возьмите в руки зелёный карандаш и проверьте себя. (Слайд 18)Самопроверка. Встаньте те, кто не допустил ни одной ошибки. Молодцы!!!

VII. Повторение.

Учитель: Работа в группах с планшетами. (Слайд 19) Ребята, следующее задание мы будем выполнять в группах. У меня приготовлены планшеты, на которых записаны выражения, с какими цифрами? (С римскими.) Прочитайте их вслух. Правильно ли они решены? (Нет.)

- Вам нужно поработать в группе и обсудить, как можно переложить только 1 палочку, чтобы получилось верное равенство.

III – II = IV   (III + II = V)   1 ряд
VI + II = III   (VI – III = III)   2 ряд
VI + I = IV   (VI – II = IV)   3 ряд

Дети выходят с планшетами к доске и показывают решённые выражения.

- Ребята, какие вы молодцы, с таким задание трудным справились!

- Ребята, посмотрите на картинки. (Слайд 20) Кого вы видите? (Чайку.) Какая римская цифра здесь спряталась? (V.)

- Что изображено на следующей картинке? (Слайд 21) (Рыбы.) Сколько их? (3.) Какую римскую цифру они нам показывают? (IX.)

- Что вы видите на последней картинке? (Слайд 22) (Гладильная доска.) Какая римская цифра здесь спряталась? (X.)

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

Учитель: Ребята, наш урок подошел к концу, давайте вспомним, чему мы учились сегодня на уроке? Какие задания больше всего понравились? (Слайд 23)

- Ребята, возьмите свои смайлики, и если у вас осталось хорошее настроение, вы хорошо поработали на уроке – поднимите желтый смайлик, если вы считаете, что у вас что-то не получилось, вам было трудно на уроке – поднимите зелёный смайлик.

- Ребята, спасибо большое вам за урок, вы все хорошо поработали! МОЛОДЦЫ!!! (Слайд 24)

Приложение