Цель: познакомить учащихся с римскими цифрами в пределах 10.
Задачи:
- научить читать, записывать римские цифры и выполнять с ними элементарные арифметические действия;
- формировать интерес к изучению истории и познавательный интерес вообще;
- формировать умение слаженно работать в группе, оказывать взаимопомощь;
- развивать познавательные психические процессы: память, внимание, воображение, логическое мышление;
Оборудование.
Для учителя:
- магнитные буквы С, Ч, Ы, А;
- карточки с римскими цифрами от 1 до 10.
Для учеников:
- смайлики (желтого и синего цветов);
- счетные палочки;
- карточки с заданием;
- планшеты для групповой работы.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель: Ребята, посмотрите, у вас на столах лежат смайлики. Если у вас сейчас хорошее настроение, вы себя хорошо чувствуете – поднимите желтый смайлик. Если вас сейчас что-то беспокоит, вы себя плохо чувствуете – поднимите синий смайлик. Спасибо!
II. Актуализация знаний (устный счет).
Учитель: Ребята, посмотрите, на доске записаны выражения:
7 – 2 = | С | 5 + 1 = | Ы | |
1 + 2 = | Ч | 5 – 1 = | А |
- Найдите значение выражений первого столбика. (Учитель записывает ответ.)
- Посмотрите на выражения второго столбика. Чем они похожи? (В выражениях числа одинаковые.)
- Чем же тогда они отличаются? (Действиями. Первое выражение на сложение, второе выражение на вычитание.)
- Найдите значение выражений второго столбика. (Учитель записывает ответ.)
- Ребята, посмотрите, рядом с выражениями стоят буквы. Расположите значения выражений и соответствующие им буквы в порядке возрастания, и вы получите новое слово.
- Какое слово у вас получилось? (ЧАСЫ. Учитель составляет слово из магнитных букв.)
III. Постановка проблемы.
Учитель (Слайд 2 – Часы с арабскими и римскими цифрами):
- Ребята, я вчера побывала в магазине часов, где всегда можно увидеть очень много красивого, я увидела совершенно одинаковые часы, продавец был занят и сказал лишь: «Они разные». Я так и ушла домой, не поняв, чем же отличаются часы?
- Скажите мне, чем отличаются часы друг от друга? (Цветом. В первых часах есть секундная стрелка, а во вторых часах – секундомер. Циферблат у вторых часов с римскими цифрами.)
Учитель: Действительно, у вторых часов на циферблате римские цифры.
- А как называются цифры в первых часах? (Арабские.)
- Какими из этих цифр мы чаще используем на уроках математики – арабскими или римскими? (Арабскими.)
- Верно, арабскими. Мы хорошо с ними знакомы? (Да.)
- Знаем ли столько о римских цифрах? (Нет.)
- Хотите узнать? (Да.)
- Какие цифры станут темой нашего урока? (Римские цифры.) (Слайд 3 – тема урока)
Учитель: Итак, арабские цифры мы умеем записывать, а римские? (Нет.)
- Что нам нужно будет научиться делать на уроке? (Научиться записывать римские цифры.) (Слайд 4 – 1 задача урока)
Учитель: Умеем ли мы складывать и вычитать выражения римскими цифрами? (Нет.)
- Чему ещё должны будем научиться на уроке? (Учиться складывать и вычитать выражения с римскими цифрами.) (Слайд 4 – 2 задача урока)
IV. Построение выхода из проблемной ситуации.
Учитель: Хорошо, теперь мы с вами всё узнаем о римских цифрах!
- Римские, римские… А почему они именно так называются? (Их придумали в Риме.)
- Ребята, я предлагаю вам перенестись ненадолго в древний мир и увидеть, как же появились римские цифры.
Историческая справка (рассказ учителя).
У древних людей кроме каменного топора и шкуры ничего не было. Поэтому первобытному человеку приходилось считать не так уж много. (Слайд 5) Ну а первыми помощниками при счёте много веков назад также как и сейчас являлись …пальцы, камешки, палочки. (Слайд 6) Но позже возникла проблема. Как запомнить, кто кому сколько должен монет? Сколько корзин зерна собрано? (Слайд 7)У людей возникла необходимость записывать числа. И тогда древние люди стали изобретать цифры. Древние индейцы рисовали вместо самих цифр страшные головы, как у пришельцев. (Слайд 8) Народы Древней Азии при счёте завязывали узелки на шнурках разной длины и цвета. (Слайд 9) В Древнем Египте люди изобрели счёты. (Слайд 10) В Древней Индии изобрели для каждой цифры свой знак. (Слайд 11) Чуть позже древние арабы упростили эти значки и они стали выглядеть вот так. (Слайд 12)
- А знакомы ли они вам? Давайте вместе попробуем прочитать. (Дети вслух читают арабские цифры.)
- А в Древнем Риме пошли по самому простому и одновременно самому гениальному пути. Древние римляне для записи своих чисел отталкивались от изображения руки человека, а точнее от пальцев. (Слайд 13 – Древний Рим)
- Ребята, раз уж мы с вами оказались в древнем Риме, давайте побудем римлянами и выясним, как можно записать цифру 1 при помощи пальцев? (Дети показывают римские цифры1, 2, 3 при помощи пальцев.)
- Цифру 2?
- Цифру 3? (Учитель закрепляет на доске карточки с цифрами I, II, III.) (Слайд 13 – Древний Рим)
Учитель: Как записать число 4? (Дети показывают 4 пальца.) А вот и нет! У римлян было правило: нельзя было записывать более четырех одинаковых знаков подряд. Для этого, чтобы узнать написание римской цифры 4, как ни странно, нужно сначала узнать написание цифры 5. Отгадку найдём всё там же в руке. (Учитель поднимает свою руку и показывает, где «прячется» цифра 5.)
Учитель: Какой значок вы видите? На что он похож? (На галочку, на птичку, на букву V в латинском алфавите.)
- Верно. Именно таким знаком римляне записывали цифру 5 (На доске появляется карточка с цифрой V.) Попробуйте у себя на парте при помощи счётных палочек выложить римскую цифру 5. (Дети выкладывают на парте римскую цифру 5.)
Учитель: И всё-таки мы совсем забыли о цифре 4! Думаете мы запутались? (Нет.) Конечно, нет. Просто без цифры 5 невозможно записать цифру 4. Оказывается, запись этих цифр основана на математических действиях – сложении и вычитании. Если цифра меньше V на I, то эта единица помещается слева от числа V. Если больше, то палочки будем приписывать справа.
- Кто догадался, как записать цифру 4? (4 меньше, чем 5, значит, палочку добавляем слева.) (На доске появляется карточка с цифрой IV.) Попробуйте у себя на парте при помощи счётных палочек выложить римскую цифру 4. (Дети выкладывают на парте римскую цифру IV.)
Учитель: Как запишем римскую цифру 6? (6 больше, чем 5, значит, палочку добавляем справа.) (На доске появляется карточка с цифрой VI.) Попробуйте у себя на парте при помощи счётных палочек выложить римскую цифру 6. (Дети выкладывают на парте римскую цифру VI.)
Учитель: Как запишем римскую цифру 7? (7 больше, чем 5на 2, значит, добавляем 2 палочки справа.) (На доске появляется карточка с цифрой VII.) Попробуйте у себя на парте при помощи счётных палочек выложить римскую цифру 7. (Дети выкладывают на парте римскую цифру VII.)
Учитель: Как запишем римскую цифру 8? (8 больше, чем 5на 3, значит, добавляем справа 3 палочки.) (На доске появляется карточка с цифрой VIII.) Попробуйте у себя на парте при помощи счётных палочек выложить римскую цифру 8. (Дети выкладывают на парте римскую цифру VIII.)
Учитель: Какое следующее число запишем? (9.)
- А вот и нет! Просто без цифры 10 невозможно записать цифру 9? А ответ найдем все в той же руке. На одной руке у нас 5 пальцев, а на двух? (10.)
- Абсолютно верно. (Учитель поднимает скрещенные руки вверх, дети повторяют за ним.)
- На какую букву похож этот знак? (На Х, на латинскую букву икс.)
- Верно. Именно таким знаком римляне записывали цифру 10. (На доске появляется карточка с цифрой X.) Попробуйте у себя на парте при помощи счётных палочек выложить римскую цифру X. (Дети выкладывают на парте римскую цифру X.)
Учитель: А теперь подумайте, как запишем число 9? (10 меньше, чем 9, значит, палочку добавим слева.) (На доске появляется карточка с цифрой IX.)
- Попробуйте у себя на парте при помощи счётных палочек выложить римскую цифру 9. (Дети выкладывают на парте римскую цифру IX).
V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Учитель: Ребята посмотрите, мы с вами сами не заметили, как научились записывать римские цифры. Давайте вслух прочитаем ряд цифр. (Дети хором читают ряд римских цифр.)
- Какие вы молодцы! Вы очень хорошо поработали, теперь немного отдохнем. Лучше всего отдыхать на природе, в лесу.
Физкультурная минутка «Зарядка в сказочном лесу».
Учитель: Мы с вами отдохнули и возвращаемся в наш русский лес. (Слайд 14 – берёзовый лес)
- Какие деревья вы видите? (Берёзы.)
- Как называется такой лес? (Берёзовый.)
- Ребята, вы не заметили ничего интересного, что показывают вам берёзы? (Римские цифры.) (Дети выходят и показывают римские цифры, которые образуют берёзы и их ветви на слайде (I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII, IX, X).)
VI. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Учитель: Вот видите, как хорошо мы уже знакомы с римскими цифрами и смогли найти их в предметах. А теперь давайте сами попробуем записать римские цифры. (Слайд 15)
- Посмотрите, на парте у вас лежат карточки. Что вы в ней видите? (Таблица.)
- В первой строчке таблицы вы видите предметы, вторая строчка – пустая. Вам необходимо посчитать, сколько предметов в каждом окошке и ниже записать ответ римской цифрой. (Учащиеся выполняют задание на карточках.)
- А теперь возьмите в руки зелёный карандаш и проверьте себя. (Слайд 16) Самопроверка.
- Поднимите, пожалуйста, руки те, кто все правильно выполнил. Какие вы молодцы, похлопайте себе!
- Ребята, следующее задание мы выполним в учебнике на странице 40, №5. (Слайд 17)
- Перед вами выражения с какими цифрами? (Римскими.)
- Вам нужно сейчас найти значение выражений и записать ответ римскими цифрами. Девочки находят значение выражений в первой строчке, мальчики – второй строчки.
- Возьмите в руки зелёный карандаш и проверьте себя. (Слайд 18)Самопроверка. Встаньте те, кто не допустил ни одной ошибки. Молодцы!!!
VII. Повторение.
Учитель: Работа в группах с планшетами. (Слайд 19) Ребята, следующее задание мы будем выполнять в группах. У меня приготовлены планшеты, на которых записаны выражения, с какими цифрами? (С римскими.) Прочитайте их вслух. Правильно ли они решены? (Нет.)
- Вам нужно поработать в группе и обсудить, как можно переложить только 1 палочку, чтобы получилось верное равенство.
III – II = IV | (III + II = V) | 1 ряд | ||
VI + II = III | (VI – III = III) | 2 ряд | ||
VI + I = IV | (VI – II = IV) | 3 ряд |
Дети выходят с планшетами к доске и показывают решённые выражения.
- Ребята, какие вы молодцы, с таким задание трудным справились!
- Ребята, посмотрите на картинки. (Слайд 20) Кого вы видите? (Чайку.) Какая римская цифра здесь спряталась? (V.)
- Что изображено на следующей картинке? (Слайд 21) (Рыбы.) Сколько их? (3.) Какую римскую цифру они нам показывают? (IX.)
- Что вы видите на последней картинке? (Слайд 22) (Гладильная доска.) Какая римская цифра здесь спряталась? (X.)
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
Учитель: Ребята, наш урок подошел к концу, давайте вспомним, чему мы учились сегодня на уроке? Какие задания больше всего понравились? (Слайд 23)
- Ребята, возьмите свои смайлики, и если у вас осталось хорошее настроение, вы хорошо поработали на уроке – поднимите желтый смайлик, если вы считаете, что у вас что-то не получилось, вам было трудно на уроке – поднимите зелёный смайлик.
- Ребята, спасибо большое вам за урок, вы все хорошо поработали! МОЛОДЦЫ!!! (Слайд 24)