Оборудование: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал (карточки с заданиями для самостоятельной работы).
План урока: (слайд 2)
- Блиц-опрос по материалам предыдущих уроков.
- Объяснение нового материала.
- Упражнения на закрепление.
- Самостоятельная работа.
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание.
Цели урока: (слайд 3)
- Знать: способ действия при выборе З-С на конце приставок.
- Уметь: пользоваться правилом, определяющим выбор буквы.
- Повторить: словообразование, звонкие и глухие согласные, антонимы.
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение темы и цели урока.
II. Повторение пройденного. Блиц – опрос по материалам предыдущих уроков.
(слайды 4-8)
- Что изучается в словообразовании?
- Из каких значимых частей может состоять слово? Как называются эти части?
- Дополнить ответ:
- Изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении – ОКОНЧАНИЕ
- Часть слова без окончания или все неизменяемое слово – ОСНОВА
- Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех родственных слов – КОРЕНЬ
- Значимая часть слова, которая находится за корнем, служит для образования новых слов – СУФФИКС
- Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов – ПРИСТАВКА
Практическая часть блиц-опроса
- Указать слова, в которых корень выделен неправильно:
- Поссорился
- Загадка
- Заиграла
- Серебристый
- Скороговорка
- Указать, в каких словах приставка выделена неправильно:
- Подосиновик
- Подорожник
- Унести
- История
- Испечь
- Указать, в каких словах суффикс выделен правильно:
- Ходила
- Березонька
- Читать
- Говорить
- Водица
- Найти лишнее слово:
- Больница
- Больше
- Болтун
- Больной
- Болевой
- Образовать слова с данными морфемами:
- –ся, -ближ-, при-, -а-, -л-,
- –ый, -ост, -жал-, без-, -н-
- Составить по данной схеме предложение: определение подлежащее сказуемое обстоятельство
- «Составь слово»
- Рассказать (приставка)
- Пилка (корень)
- Возить (суффикс)
- Ходил (суффикс)
- Страна (окончание)
- Ответ: распилила
III. Знакомство с новым материалом урока.
(Слайды 9-11)
IV. Закрепление.
Вставить пропущенные буквы: (слайд 12)
Ра…делить, ра…таять, бе…крайний, бе…жалостный, и…печь, во…делывать, бе…болезненный, и…дать, в…махнуть, и…портить, во…наградить, в…крикнуть, в…дыхать, …делать, бе…чувственный, …бить.
Заменить: (слайд 13)
- Пассажир без билета
- Жидкость без цвета
- Плач без звука
- Движение без шума
- Решение без спора
- Ребенок без забот
- Звезды без счета
- Аллея без людей
- Проезд без оплаты
Распределить: (слайд 14-15)
…з
…с
И…править, во…главить, в…глянуть, бе…полезный, и…мерить, и…бушка, бе…цельный, бе…донный.
Самостоятельная работа (слайд 16)
1-й в. | 2-й в. |
|
|
V. Подведение итогов урока.
VI. Домашнее задание:
- выучить правило.
- Подобрать примеры с морфемами: ВОЗ- (приставка), -ВОЗ- (корень). (слайд 17)