Оборудование: учебная презентация, «веер» парных согласных букв и карточка с тестом для каждого ученика, карточки-помощницы «Работай так» для учащихся, испытывающих затруднения в учебе, учебник русского языка Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной для 2-го класса.
Цель: уточнение знаний учащихся об особенностях проверочного и проверяемого слов, развитие умения подбирать проверочные слова.
Задачи:
- Обучающие:
- развивать умение видеть орфограмму, проверять написание слов с парными согласными на конце, графически обозначать орфограмму и условия выбора;
- развивать умение определять слабые и сильные позиции для парных согласных по звонкости-глухости;
- формировать умение подбирать проверочное слово тремя способами;
- формировать навык самонаблюдения, самоанализа и самокоррекции деятельности, а также деятельности товарища.
- Развивающие:
- развивать мышление, внимание, память, речь, наблюдательность учащихся;
- развивать умение работать индивидуально, в паре, по заданному алгоритму.
- Воспитательные:
- воспитывать интерес к русскому языку;
- воспитывать чувство товарищества, дружбы, взаимопомощи;
- формировать чувство патриотизма на примере великих свершений русских людей.
Ход урока
№ п/п | Этап урока | Формируемые универсальные учебные действия |
1. | Организация класса – Дети, улыбнитесь друг другу. – Сядьте ребята, полные имена которых начинаются с гласной буквы. С согласной. |
Формирование положительного настроя на предстоящую работу. Актуализация имеющихся знаний |
2. | Словарная работа «Пишу правильно» – Я буду произносить словарные слова орфоэпически, т.е. так, как мы произносим. Вы будете записывать орфоргафически. Сорока, ворона, огурец, алфавит, карандаш. Работа в парах. – Проверьте свою работу, работу соседа по парте. – Проверим на экране. (СЛАЙДЫ 3-8) |
Развитие умения писать словарные слова, используя ассоциации. Развитие умения работать индивидуально, в паре, адекватно оценивать результаты своего труда и труда товарища. Формирование навыка осуществлять самокоррекцию деятельности. |
3. | Минутка красивого письма – Догадайтесь, какую букву будем писать: она обозначает согласный звук, звонкий, парный звуку [т]. – Подчеркните буквы, которые не получилось красиво написать. друг дуб сад – Кто написал, сядьте правильно, чтобы я видела, с кем мне работать дальше. |
Развитие умения безотрывного письма. Формирование навыка осуществлять самонаблюдение, самоанализ. Развитие умения выбирать основания и критерии для сравнения. |
4. | Формулирование темы и целей урока – Посмотрите на слова в минутке красивого письма. – На какую орфограмму слова? – Сформулируйте тему урока. – Спрогнозируйте, чем мы будем заниматься на уроке? – Какие знания нам понадобятся? (СЛАЙД 9) |
Формирование умения самостоятельно ставить познавательную цель. Формулирование границ знания и незнания. |
5. | Актуализация знаний «Вспомним пройденное» – Посмотрите внимательно на изображение. (СЛАЙД 10) – Какие буквы вы видите? – Здесь спрятаны все буквы русского алфавита. – Давайте найдем и выпишем парные звонкие и глухие согласные. Звонкие: б, в, г, д, ж, з. Глухие: п, ф, к, т, ш, с. |
Актуализация знаний для восприятия нового материала. Формирование положительного настроя на предстоящую работу. |
6. | Постановка проблемы – В минутке красивого письма вы написали слово «друг». – Кого можно назвать другом? – Посмотрите, какое определение слову «друг» дается в словарях. (СЛАЙДЫ 11-12) – Какие поговорки о друге вы знаете? (СЛАЙД 13) – Найдите слово, которое требует проверки. (друг) – Найдите слово, которое является проверочным. (друга) – Какое правило нужно знать, чтобы без ошибок писать парные согласные? (СЛАЙД 14) Парный согласный Очень опасный. Парный в слове проверяй, Рядом гласный подставляй! – Сколько существует способов подбора проверочных слов? |
Развитие умения ставить и формулировать проблему, выдвигать и обосновывать гипотезы. Формирование умения извлекать нужную информацию из словарей. Формирование общечеловеческих нравственных ценностей. |
7. | Поиск решения проблемы. «Открытие» новых знаний – Подберите проверочные слова к слову «мороз». (Морозик, морозы, нет мороза) – Сформулируйте способы подбора проверочных слов. – Проверьте, правильно ли вы сделали вывод. (СЛАЙД 15) Подобрать однокоренное слово. Подобрать слово, обозначающее много предметов. Подставить слово «нет». |
Развитие умения проводить анализ, сравнение, обобщение, делать выводы на основе полученных данных. Формирование умения подбирать проверочное слово тремя способами. |
8. | Применение новых знаний «Давайте подумаем». Работа с «веером» букв – Отгадайте загадки. Покажите букву, которую нужно вставить. Докажите правильность своего ответа, подобрав проверочное слово одним из трех способов. – Предложите другой вариант проверочного слова. (СЛАЙДЫ 16-23) 1) Не мой бы труд, не мой бы бег, Ты плохо жил бы, человек. Но в век машины и мотора, Боюсь, в отставке буду скоро. (лошадь) 2) Эта кошка – царь зверей. Назови ее скорей. (лев) 3) Он всю зиму в шубе спал, Лапу бурую сосал, А, проснувшись, стал реветь. Этот зверь лесной – … (медведь) 4) У него один лишь рог. Он зовется… (носорог) 5) Когда плывёт - прекрасен, Когда шипит - опасен. (лебедь) 6) Он ходит голову задрав, Не потому, что гордый нрав, Не потому, что важный граф, А потому, что он ... (жираф) 7) Когда он в клетке, то приятен, На шкуре много черных пятен. Он хищный зверь, хотя немножко, Как лев и тигр, похож на кошку. (леопард) |
Формирование умения планировать свои учебные действия и действовать по плану. Развитие внимания, сообразительности. Формирование умения применять добытые знания в новой ситуации, находить несколько способов решения. |
9. | Физминутка – Две сестрицы, две руки – левая и правая, Рубят, строят, роют, Рвут на поле сорняки И друг дружку моют. Тесто месят две руки – левая и правая, Воду моря и реки Загребают, плавая. [1] (Дети выполняют движения, имитирующие эти процессы). Комплекс упражнений гимнастики глаз [2] 1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4 раза. 2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4 раза. 3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4 раза. 4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 - 4, потом перенести взор вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 раза. 5. В среднем темпе проделать 3 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 1 раз. |
Развитие умения осуществлять релаксацию в целях сохранения здоровья и предупреждения переутомления. |
10. | Закрепление новых знаний «Путешествие в космос» – Какое событие произошло 12 апреля 1961 года? – Сегодня мы отправимся в небольшое космическое путешествие. – Задание: Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочные слова. Выполните задания на синих, а затем – на голубых карточках. Записывайте слова в тетрадь, аргументируя своё решение. – Оцените ответ товарища, задайте ему вопрос, сделайте замечания по существу ответа. (СЛАЙДЫ 24, 25) Похо_, клю_, матро_, дож_ь, тетра_ь, фла_, беге_, тру_, сапо_, гри_. – Кто изображен на фотографии? – Что знаете о Ю.А.Гагарине? – Гагарин Юрий Алексеевич , русский летчик-космонавт, первый в мире человек, совершивший 12 апреля 1961 года полет в космос на космическом корабле-спутнике “Восток”. Ю.А. Гагарин облетел земной шар за 1 час 48 минут и благополучно вернулся на землю. |
Формирование умения применять добытые знания в новой ситуации. Развитие умения аргументировать свои действия, мнение. Формирование навыка осуществлять самонаблюдение, самоанализ и самокоррекцию деятельности, а также деятельности товарища. Формирование чувства патриотизма на примере великих свершений русских людей. |
11. | Коллективная работа «Выбери проверочное слово» – Слева написаны слова с парной согласной. Из слов справа нужно выбрать проверочное слово. (СЛАЙД 26) Поез_ (поездка, поезда) сосе_ (соседка, соседушка) моро_ (морозить, заморозки) сторо_ (сторожка, нет сторожа) пира_ (пираты, пиратский) – Докажите правильность выбранного решения. |
Развитие умения определять слабые и сильные позиции для парных согласных по звонкости-глухости, подбирать проверочные слова, писать парную согласную в конце слова. Формирование умения выбирать способ решения, участвовать в коллективном обсуждении проблемы. |
12. | Самостоятельное примение знаний «Какая буква победит?» – Списать, вставив пропущенную орфограмму. (СЛАЙД 27) Заво_ (д, т) припе_ (ф, в) сне_ (к, г) стри_ (ж, ш) бра_ (т, д) гру- (з, с) Учащие, испытывающие затруднения в учебе, получают карточки-помощницы «Работай так». 1. Прочитай слово. 2. Найди парную согласную в слабой позиции. 3. Подбери проверочное слово одним из трех способов. 4. Запиши слово, диктуя себе орфографически. 5. Обозначь орфограмму. 6. Проверь себя. – Сядьте правильно и покажите улыбками, если закончили работу. – Проверим с комментированием. – Выскажите своё мнение относительно полученного результата, идеи и хода решения. |
Развитие умения работать по заданному алгоритму, применять установленные правила. Развитие умения подбирать проверочные слова, писать парную согласную в конце слова. |
13. | Рефлексия – Пользуясь критериями, оцените свои знания. (Учащиеся получают карточки с критериями, в которых пишут один из вариантов ответов: – да – не уверен – нет ) 1. Знаю парные согласные. 2. Умею находить в предложении слова с орфограммой «парная согласная на конце слова». 3. Умею определять слабые позиции для парных согласных по звонкости-глухости. 4. Умею подбирать проверочное слово. 5. Знаю три способа подбора проверочных слов. |
Формирование навыков самоконтроля и самооценки для осознания уровня усвоения учебного материала. |
14. | Итог урока – Какой проблемный вопрос мы сегодня рассматривали? – Какой сделали вывод? (СЛАЙД 28) Оценивание работы на уроке учащиеся проводят сами. – Ребята, кто из ваших товарищей сегодня работал на «пять»? Поаплодируем им! – Кому можно поставить «четыре»? Почему? – Все молодцы! Оценка «пять» радуется, что она отправится в дневники многих ребят. (СЛАЙД 29) |
Развитие умения делать вывод. Формирование умения соотносить свою оценку с оценкой товарищей, учителя. |
Домашнее задание – Запомнить правило – с. 138, с. 140 упр. 242. – Подбери и запиши проверочные слова. Спиши, вставь пропущенные буквы. Обозначь орфограмму. (СЛАЙД 30) («Сильные» учащиеся по желанию могут выбрать индивидуальную карточку с более сложным заданием). – Урок окончен. |
Формировать умение подбирать проверочное слово одним из трех способов. |
Список литературы:
- «Две сестрицы, две руки», С. Маршак
- Приложение 5 к СанПиН 2.4.2.2821-10