Урок русского языка по теме "Правописание звонких и глухих согласных на конце слов". 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8 МБ)


Оборудование: учебная презентация, «веер» парных согласных букв и карточка с тестом для каждого ученика, карточки-помощницы «Работай так» для учащихся, испытывающих затруднения в учебе, учебник русского языка Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной для 2-го класса.

Цель: уточнение знаний учащихся об особенностях проверочного и проверяемого слов, развитие умения подбирать проверочные слова.

Задачи:

  1. Обучающие:
    • развивать умение видеть орфограмму, проверять написание слов с парными согласными на конце, графически обозначать орфограмму и условия выбора;
    • развивать умение определять слабые и сильные позиции для парных согласных по звонкости-глухости;
    • формировать умение подбирать проверочное слово тремя способами;
    • формировать навык самонаблюдения, самоанализа и самокоррекции деятельности, а также деятельности товарища.
  2. Развивающие:
    • развивать мышление, внимание, память, речь, наблюдательность учащихся;
    • развивать умение работать индивидуально, в паре, по заданному алгоритму.
  3. Воспитательные:
    • воспитывать интерес к русскому языку;
    • воспитывать чувство товарищества, дружбы, взаимопомощи;
    • формировать чувство патриотизма на примере великих свершений русских людей.

Ход урока

 № п/п Этап урока Формируемые универсальные учебные действия
1. Организация класса

Дети, улыбнитесь друг другу.
– Сядьте ребята, полные имена которых начинаются с гласной буквы. С согласной.
Формирование положительного настроя на предстоящую
работу.
Актуализация имеющихся знаний
2. Словарная работа «Пишу правильно»

Я буду произносить словарные слова орфоэпически, т.е. так, как мы произносим. Вы будете записывать орфоргафически.
Сорока, ворона, огурец, алфавит, карандаш.
Работа в парах.
Проверьте свою работу, работу соседа по парте.
– Проверим на экране.
(СЛАЙДЫ 3-8)
Развитие умения писать словарные слова, используя ассоциации.
Развитие умения работать индивидуально, в паре, адекватно оценивать результаты своего труда и труда товарища. Формирование навыка осуществлять самокоррекцию деятельности.
3. Минутка красивого письма

Догадайтесь, какую букву будем писать: она обозначает согласный звук, звонкий, парный звуку [т].
– Подчеркните буквы, которые не получилось красиво написать.

друг дуб сад

– Кто написал, сядьте правильно, чтобы я видела, с кем мне работать дальше.
Развитие умения безотрывного письма.
Формирование навыка осуществлять самонаблюдение, самоанализ.
Развитие умения выбирать основания и критерии для сравнения.

4. Формулирование темы и целей урока

Посмотрите на слова в минутке красивого письма.
– На какую орфограмму слова?
– Сформулируйте тему урока.
– Спрогнозируйте, чем мы будем заниматься на уроке?
– Какие знания нам понадобятся?
(СЛАЙД 9)
Формирование умения самостоятельно ставить познавательную цель.
Формулирование границ знания и незнания.

5. Актуализация знаний «Вспомним пройденное»

Посмотрите внимательно на изображение.
(СЛАЙД 10)
– Какие буквы вы видите?
– Здесь спрятаны все буквы русского алфавита.
– Давайте найдем и выпишем парные звонкие и глухие согласные.
Звонкие: б, в, г, д, ж, з.
Глухие: п, ф, к, т, ш, с.
Актуализация знаний для восприятия нового материала.
Формирование положительного настроя на предстоящую
работу.
6. Постановка проблемы

В минутке красивого письма вы написали слово «друг».
– Кого можно назвать другом?
– Посмотрите, какое определение слову «друг» дается в словарях.
(СЛАЙДЫ 11-12)
– Какие поговорки о друге вы знаете?
(СЛАЙД 13)
– Найдите слово, которое требует проверки.
(друг)
– Найдите слово, которое является проверочным.
(друга)
– Какое правило нужно знать, чтобы без ошибок писать парные согласные?
(СЛАЙД 14)
Парный согласный
Очень опасный.
Парный в слове проверяй,
Рядом гласный подставляй!
– Сколько существует способов подбора проверочных слов?
Развитие умения ставить и формулировать проблему, выдвигать и обосновывать гипотезы.
Формирование умения извлекать нужную информацию
из словарей.
Формирование общечеловеческих нравственных ценностей.

7. Поиск решения проблемы. «Открытие» новых знаний

Подберите проверочные слова к слову «мороз».
(Морозик, морозы, нет мороза)
Сформулируйте способы подбора проверочных слов.
– Проверьте, правильно ли вы сделали вывод.
(СЛАЙД 15)
Подобрать однокоренное слово.
Подобрать слово, обозначающее много предметов.
Подставить слово «нет».
Развитие умения проводить анализ, сравнение, обобщение, делать выводы на основе полученных данных. Формирование умения подбирать проверочное слово тремя способами.
8. Применение новых знаний «Давайте подумаем». Работа с «веером» букв

Отгадайте загадки. Покажите букву, которую нужно вставить. Докажите правильность своего ответа, подобрав проверочное слово одним из трех способов.
– Предложите другой вариант проверочного слова.
(СЛАЙДЫ 16-23)
1) Не мой бы труд, не мой бы бег,
Ты плохо жил бы, человек.
Но в век машины и мотора,
Боюсь, в отставке буду скоро.
(лошадь)
2) Эта кошка – царь зверей.
Назови ее скорей.
(лев)
3) Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А, проснувшись, стал реветь.
Этот зверь лесной – …
(медведь)
4) У него один лишь рог.
Он зовется…
(носорог)
5) Когда плывёт - прекрасен,
Когда шипит - опасен.
(лебедь)
6) Он ходит голову задрав,
Не потому, что гордый нрав,
Не потому, что важный граф,
А потому, что он ...
(жираф)
7) Когда он в клетке, то приятен,
На шкуре много черных пятен.
Он хищный зверь, хотя немножко,
Как лев и тигр, похож на кошку.
(леопард)
Формирование умения планировать свои учебные действия и действовать по плану.
Развитие внимания, сообразительности.
Формирование умения применять добытые знания в новой ситуации, находить несколько способов решения.
9. Физминутка

Две сестрицы, две руки – левая и правая,
Рубят, строят, роют,
Рвут на поле сорняки
И друг дружку моют.
Тесто месят две руки – левая и правая,
Воду моря и реки
Загребают, плавая. [1]
(Дети выполняют движения, имитирующие эти процессы).
Комплекс упражнений гимнастики глаз [2]
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4 раза.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4 раза.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4 раза.
4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 - 4, потом перенести взор вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 раза.
5. В среднем темпе проделать 3 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 1 раз.
Развитие умения осуществлять релаксацию в целях сохранения здоровья и предупреждения переутомления.
10. Закрепление новых знаний «Путешествие в космос»

Какое событие произошло 12 апреля 1961 года?
– Сегодня мы отправимся в небольшое космическое путешествие.
– Задание: Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочные слова. Выполните задания на синих, а затем – на голубых карточках. Записывайте слова в тетрадь, аргументируя своё решение.
– Оцените ответ товарища, задайте ему вопрос, сделайте замечания по существу ответа.
(СЛАЙДЫ 24, 25)
Похо_, клю_, матро_, дож_ь, тетра_ь, фла_, беге_, тру_, сапо_, гри_.
– Кто изображен на фотографии?
– Что знаете о Ю.А.Гагарине?
– Гагарин Юрий Алексеевич , русский летчик-космонавт, первый в мире человек, совершивший 12 апреля 1961 года полет в космос на космическом корабле-спутнике “Восток”. Ю.А. Гагарин облетел земной шар за 1 час 48 минут и благополучно вернулся на землю.
Формирование умения применять добытые знания в новой ситуации.
Развитие умения аргументировать свои действия, мнение.
Формирование навыка осуществлять самонаблюдение, самоанализ и самокоррекцию деятельности, а также деятельности товарища.
Формирование чувства патриотизма на примере великих свершений русских людей.

11. Коллективная работа «Выбери проверочное слово»

Слева написаны слова с парной согласной. Из слов справа нужно выбрать проверочное слово.
(СЛАЙД 26)
Поез_ (поездка, поезда)
сосе_ (соседка, соседушка)
моро_ (морозить, заморозки)
сторо_ (сторожка, нет сторожа)
пира_ (пираты, пиратский)
– Докажите правильность выбранного решения.
Развитие умения определять слабые и сильные позиции для парных согласных по звонкости-глухости, подбирать проверочные слова, писать парную согласную в конце слова.
Формирование умения выбирать способ решения,
участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
12. Самостоятельное примение знаний
«Какая буква победит?»

Списать, вставив пропущенную орфограмму.
(СЛАЙД 27)
Заво_ (д, т) припе_ (ф, в)
сне_ (к, г) стри_ (ж, ш)
бра_ (т, д) гру- (з, с)
Учащие, испытывающие затруднения в учебе, получают карточки-помощницы «Работай так».
1. Прочитай слово.
2. Найди парную согласную в слабой позиции.
3. Подбери проверочное слово одним из трех способов.
4. Запиши слово, диктуя себе орфографически.
5. Обозначь орфограмму.
6. Проверь себя.
– Сядьте правильно и покажите улыбками, если закончили работу.
– Проверим с комментированием.
– Выскажите своё мнение относительно полученного результата, идеи и хода решения.
Развитие умения работать по заданному алгоритму, применять установленные правила.
Развитие умения подбирать проверочные слова, писать парную согласную в конце слова.
13. Рефлексия

Пользуясь критериями, оцените свои знания.
(Учащиеся получают карточки с критериями, в которых пишут один из вариантов ответов:
да
– не уверен
– нет )
1. Знаю парные согласные.
2. Умею находить в предложении слова с орфограммой «парная согласная на конце слова».
3. Умею определять слабые позиции для парных согласных по звонкости-глухости.
4. Умею подбирать проверочное слово.
5. Знаю три способа подбора проверочных слов.
Формирование навыков самоконтроля и самооценки для осознания уровня усвоения учебного материала.
14. Итог урока

Какой проблемный вопрос мы сегодня рассматривали?
– Какой сделали вывод?
(СЛАЙД 28)
Оценивание работы на уроке учащиеся проводят сами.
Ребята, кто из ваших товарищей сегодня работал на «пять»? Поаплодируем им!
– Кому можно поставить «четыре»? Почему?
Все молодцы! Оценка «пять» радуется, что она отправится в дневники многих ребят.
(СЛАЙД 29)
Развитие умения делать вывод.
Формирование умения соотносить свою оценку с оценкой товарищей, учителя.
  Домашнее задание

Запомнить правило – с. 138, с. 140 упр. 242.
– Подбери и запиши проверочные слова. Спиши, вставь пропущенные буквы. Обозначь орфограмму.
(СЛАЙД 30)
(«Сильные» учащиеся по желанию могут выбрать индивидуальную карточку с более сложным заданием).
– Урок окончен.
Формировать умение подбирать проверочное слово одним из трех способов.

Список литературы:

  1. «Две сестрицы, две руки», С. Маршак
  2. Приложение 5 к СанПиН 2.4.2.2821-10