Цель:
- Закрепление умения детей передавать в рисунке картину осеннего листопада.
- Развитие слухового, зрительного внимания, через художественное слово.
- Воспитание интереса к осенним явлениям природы.
Оборудование:
- иллюстрации с изображением листопада;
- грамзапись, краски, кисти, бумага.
Активизация словаря: листопад.
Ход занятия
I. Вводная часть.
1. Организационный момент (загадка).
Дети свободно сидят на ковре. Входит педагог в костюме Осени; Осень: «Здравствуйте! Отгадайте, кто я?
Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья»
Ответы детей: «Осень».
2. Психогимнастика «Позови ласково».
(Формирование доброжелательного отношения друг к другу.)
Дети, давайте сядем в кружок. Посмотрите, у меня в руках листочек, но он не простой, а волшебный. Передавая волшебный листочек, мы будем называть друг друга ласковым словом.
- Ребята, приятно было получать комплименты
3. Беседа Осень.
(Вызвать интерес к занятию.)
А теперь я вам расскажу историю, которая случилась с моим другом ветерком. Ветерок больше всего на свете любит дуть. Он надувает паруса у лодок, крутит крылья мельниц, играет листвой, шумит в траве. А однажды нежный ветерок почувствовал приближение холодов и решил улететь в теплые края. Путь туда лежал через парк, в котором жили его друзья – листочки. Он посмотрел вниз и ахнул: на земле лежал необыкновенной красоты ковер из разноцветных листьев Ветерок опустился вниз и начал играть с листьями. Он поднимал их с земли и подбрасывал в воздух, кружил в прощальном осеннем танце, собирал в букеты, разбрасывал в разные стороны, а потом опять кружил, кружил. Но вот Ветерок последний раз взмахнул крылом и улетел, а листочки тихо опускались на землю, стараясь улечься так, чтобы получился яркий ковер с необычным узором.
- А давайте дети, мы с вами поможем Ветерку?
(Упражнение на развитие речевого дыхания «Ветерок».)
- Подуем на листочки, а теперь красиво покружимся как листочки (дети под музыку выполняют движения, во время выполнения движений попросить Вику рассказать стихотворение).
«Осенний листок».
Падают, падают листья,
В нашем в саду листопад
Желтые, красные листья
По ветру вьются летят.
4. Подвижная игра «Собери листочки».
А сейчас ребята мы поиграем в игру.
- Кто больше листьев соберет?
- У кого получится красивее букет из листьев? (Дети с пола собирают листья, под музыку.)
5. Дидактическая игра «Собери из частей листочки».
(Развитие зрительного целостного восприятия.)
Дети подойдите к этому столику. Вы видите, на столе лежат разрезные листочки, а чтобы узнать, с какого дерева этот листочек, нам надо собрать его. А я (Осень) посмотрю, как вы умеете собирать из частей листочки. (Дети выкладывают на столе из частей осенний листок.) Пока дети выкладывают, спросить потихонечку Толю, Кристину и Сашу стихотворения.
***
- Облетели листья с клена, -
Клен от холода дрожит
На дорожке у балкона
Золотой ковер лежит.
***
Раскинула березонька
Все листочки свои.
В печальном свете осени
Купаются они.
***
Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться?
Ведь до поздней осени
Он стоит зеленый
Значит дуб выносливый
Значит закаленный.
- Вика, у тебя с какого дерева листочек? (С березы.) Значит, как он называется? (Березовый листочек.)
- Какого он цвета?
- Какой формы листочек?
(И так поочередно спросить у детей, какие листья у них получились.)
Дети, давайте сегодня, нарисуем листопад в саду. Подойдите к иллюстрациям...
- Посмотрите, дети, что изобразил художник на картине?
- Почему вы думаете, что художник изобразил листопад?
- Какая погода изображена?
- Какие цвета красок использовал художник?
- Какие изображены деревья?
- Посмотрите, как изображено небо?
- Обратите внимание на листочки.
- Какой они формы?
- Какого цвета?
А теперь давайте сами превратимся в художников и нарисуем осенний листопад.
Дети проходят на свои места.
6. Пальчиковая гимнастика «Дерево».
(Развитие мелкой моторики пальцев рук.)
А теперь нашим пальчикам надо поработать.
У дерева ствол, на стволе много веток,
А листья на ветках, зеленого цвета.
Наши пальчики готовы к работе.
II. Основная часть.
7. Самостоятельная работа детей (звучит музыка).
(Вырабатывание умения преодолевать трудности.)
В процессе рисования, если нужно, напомнить приемы изображения ствола дерева, начиная работать кончиком кисти и постепенно опуская ее до положения плашмя. Спросить о длине ветвей вверху и внизу дерева. Побуждать детей вносить в рисунок интересные дополнения.
III. Заключительная часть.
8. Анализ детских работ.
(Воспитание самоконтроля, самооценки.)
- Дети, давайте посмотрим наши работы. (Детские работы помещаю на стенд и все вместе любуемся красотой «Золотой осени».)
- А чья Вам работа больше – понравилась?
- Почему?
Отметить рисунки с интересными дополнениями.
Вам понравилось быть художниками?
IV. Итог занятия.
9. Осень (педагог).
- Ребята, а где мои волшебный листочек? (Дети находят волшебный листочек.)
- Ой, посмотрите, грибок. Он нам улыбается. Грибок тоже не простой, он волшебный, а в нем угощения.