Урок музыки "Я помню вальса звук прелестный". 7-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 7


Цели: формирование эстетического вкуса; познакомить с новым музыкальным материалом; дать возможность проанализировать и сопоставить произведения разных эпох.

Задачи:

  1. воспитывать эстетическое, неотчуждённое отношение к музыкальным произведениям у детей;
  2. развивать умение проводить аналогии;
  3. развивать умение выслушивать;
  4. развивать умение слушать;
  5. формировать нравственную отзывчивость;
  6. дать представление об особенностях музыкального языка, музыкальной драматургии, средствах музыкальной выразительности.

Методы:

  • метод организации художественно-эстетической среды;
  • словесного рисования;
  • поиск выразительных средств исполнения;
  • вокально-хоровая работа.

Музыкальный материал:

  • “Вальс о вальсе” Э.Колмановский;
  • Ф. Шуберт “Из 12 немецких танцев” ор. 171, №4;
  • И. Штраус “На прекрасном голубом Дунае”;
  • Ф. Шопен, вальс №7;
  • Е. Дога, вальс из кинофильма “Мой ласковый и нежный зверь”,
  • Г. Струве, “Школьные годы”

Ход урока

Учитель: Наш сегодняшний урок я хочу посвятить одному из прекраснейших танцев…

Ему рукоплескала Европа, он покорил сердца миллионов людей…

(звучит фрагмент песни “Вальс о вальсе” Э. Колмановского)

Да, это нестареющий вальс! Известно ли вам, что танец эволюционировал, развивался вместе с человеком. Танец служил способом общения, выражения эмоционального настроя человека. С древнейших времён и по сей день люди танцуют. Какие вы можете назвать танцы?

(ответы детей)

Прародителем вальса является старинный австрийский танец “лендлер”. Это парный круговой танец, а своё название получил от австрийской области Ландль. Вначале это был степенный танец: пара за парой неторопливо двигались по кругу. Была также немецкая разновидность лендлера – быстрый, стремительный вальцер. Крепко обхватив друг друга, партнёры кружились в вихре танца.

(слушание: Ф.Шуберт “Из 12 немецких танцев” ор.171, №4)

И вот эти два старинных танца слились в один, который и стали именовать вальсом. Во второй половине 18 века его танцевали только в сёлах, в кабачках, на сельских свадьбах. Аристократия считала этот танец недостойным для домов знати. На балах его разрешали танцевать не более 10 минут. В России вальс вообще был под запретом. Но шли годы, десятилетия и вальс стал одним из любимейших танцев не только для слушателей, но и для композиторов.

Но только одного композитора называли “Королём вальса”. Это – Иоганн Штраус (показывает портрет И. Штрауса)! Один из его вальсов был исполнен на “бис” - 19 раз подряд! Представляете, какая это должна быть музыка!

(звучит фрагмент вальса “На прекрасном голубом Дунае”)

Учитель: Подумайте, откуда Штраус брал свои мелодии?

(ответы детей)

Учитель: Это салонный танец, где его можно танцевать?

(ответы детей)

Учитель: Итак, вальс продолжал своё триумфальное шествие по Европе! Польский композитор Фредерик Шопен тоже был мастером в написании вальсов. Только в его вальсах скрыта печаль, тоска о несбыточном…

(звучит фрагмент вальса №7 Ф. Шопена)

Учитель:

Ещё звучит в моих ушах
Седьмого вальса лёгкий шаг.
Как вешний ветерок,
Как трепетанье птичьих крыл,
Как мир, который я открыл,
В сплетеньи нотных строк.
Ещё звучит тот вальс во мне,
Как облако в голубизне,
Как родничок в траве,
Как сон, что вижу наяву,
Как весть о том, что я живу
С природою в родстве.
Л.Озеров

Учитель: Часто ли вы в своей жизни встречаетесь с вальсом?

(ответы детей)

Да, вальс за нашей скоростной жизнью не поспевает… Но всё же ему всегда найдётся место в нашей жизни, когда нужно выразить глубину чувств, когда слова не смогут это сделать так же точно как музыка.

Послушайте вальс из кинофильма “Мой ласковый и нежный зверь” композитора Евгения Доги. На фоне этой музыки разворачиваются драматические, даже трагические события.

(слушание фрагмента вальса из кинофильма “Мой ласковый и нежный зверь”)

Учитель: Какая это музыка? Какой образ заложен в интонациях?

(ответы детей)

Учитель:

… Вальс устарел, говорит кое-кто, смеясь.
Век усмотрел в нём отсталость и старость.
Робок, несмел, наплывает мой первый вальс.
Почему не могу я забыть этот вальс?..
У каждого из нас есть свой первый вальс…

(учитель наигрывает “Школьные годы”)

Учитель: Да, этот вальс не только звучит, но его традиционно танцуют в день последнего звонка выпускники нашей школы. Вальс с нами шагает все школьные годы…

(исполнение песни “Школьный корабль” Г. Струве)

Учитель:

Прелестный и забытый танец вальс.
Ты царствовал в начале века,
Который смуты, войны порождал,
Губя и унижая человека.
А молодёжь в безумном умиленье,
Забыв достоинство, войти стремиться в транс.
Пренебрегая Штрауса твореньем,
Танцует танец в стиле “декаданс”
Ушел великий танец. Нет сомненья,
Не популярен он. Но будет час,
Когда любой захочет испытать движенье,
Наполненное музыкой под вальс.
И вновь, расправив спины, плечи,
И выпрямившись в рост, бог даст,
Захочет станцевать забытый, вечный,
Но вновь воскресший танец вальс.