Цель: уточнить представление о названиях, форме, вкусе, цвете, запахе овощей, фруктов и о местах их произрастания; формировать представление о некоторых способах употребления овощей и фруктов в пищу; развивать сенсорные чувства, речь, внимание; вырабатывать умение объединять плоды по сходному признаку.
Матариалы: кукла Октябринка в ярком платье с венком из ярких осенних листьев, корзина в которой лежат ово.щи и фрукты; фрукты (яблоки, груши, сливы,);
Овощи (морковь, свекла, лук, картофель, капуста)
Ход занятия
Дети сидят на стульчиках. Раздается стук.
- Ой, ребята, а кто это к нам пришел? К нам пришла таинственная гостья.
Знакомство с Октябринкой:
Воспитатель приносит в группу куклу, дети рассматривают ее.
- Как вы думаете, почему она в таком наряде? (Дети предлагают свои варианты ответов)
Как вы думаете, как ее зовут? Это - Октябринка. Почему у нее такое интересное имя? (варианты ответов детей)
- Октябринка приготовила для вас волшебную корзинку с красивыми мешочками, но чтобы открыть мешочки , нужно отгадать загадки.
Дети разгадывают загадки Октябринки. (Это загадки об осени, осенних овощах и фруктах).
Загадки
1.
Пришла без красок и без кисти,
Перекрасила все листья. (осень)
2.
Нынче, друг, не зевай,
Собирай ... (урожай)
Что же мы собираем осенью, с полей и огородов, в садах?
Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели. (лук)
Расту в земле на грядке я,
Красная, длинная, сладкая. (морковь)
Что за скрип? Что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я ... (капуста )
И зелен, и густ
На грядке вырос куст.
Покопай немножко:
Под кустом … (картошка).
Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла,
Крупна, кругла, сладка на вкус.
Узнали вы? Я …...(свекла)
Круглое, румяное,
С дерева упало,
Деткам в рот попало. (яблоко)Спеет на ветке она горделиво,
Синяя сладкая с косточкой ... (слива)
Ох, обманщики вы, вруши!
Не растут на елках ... (груши)
Игра “Угадай-ка”
Воспитатель от имени Октябринки хвалит детей за правильные отгадки и предлагает детям открыть мешочек:
- А вот и ответы на наши загадки! Ох, сколько здесь разных овощей и фруктов. А давайте мы поиграем в игру “Угадай-ка”. Сейчас ко мне подойдет Маша (воспитатель называет имя ребенка, который будет начинать игру; этот ребенок должен владеть навыками описания предметов).
- Маша, подойди, загляни в мешочек. Найди рукой овощ или фрукт, не доставай его, а расскажи о нем ребяткам (ребенок называет признаки предмета — форма, цвет, величина, вкус). Кто первым отгадает, тот выйдет вместо Маши.
- Отгадала София, выходи, заглядывай в мешочек, рассказывай рабятам. (Дети поочередно загадывают овощ или фрукт, который увидели в мешочке, описывают то, что загадали. Остальные дети отгадывают).
- А теперь Октябринка хочет узнать, знаете ли вы “Что где растет?”
Я вам раздаю картинки, посмотрите, что на них нарисовано, подумайте.
Вот это грядка в огороде, а это фруктовое дерево. Разложите картинки на свои места.
Игра-сюрприз “Узнай на вкус”
- А вот, ребята, во втором, большом мешочке у Октябринки для вас приготовлен сюрприз. Сейчас мы поиграем в игру “Узнай на вкус.” Октябринка будет давать вам ломтики овощей и фруктов , а вы с закрытыми глазами будете их пробовать их на вкус. .Кто сможет по вкусу угадать, чем его Октябринка угостила.
- Закрывайте глаза, (дети закрывают глаза по очереди, воспитатель дает каждому ребенку ломтики овощей или фруктов, ребенок тут же называет ответ)
- Ребята, а теперь давайте мы с вами приготовим Октябринке подарок. Положим в нашу корзину фрукты для нее. (дети выполняют аппликацию из готовых форм).
- Молодцы, ребята! А скажите, что мы с вами сегодня делали (отгадывали загадки, узнавали овощи и фрукты на вкус, узнали, что где растет и сделали подарок для Октябринки).
- А теперь она вас всех угощает. Давайте заглянем в корзинку. Сколько здесь яблок, на всех хватит. (дети садятся за столы, и воспитатель раздает им яблоки).
Пока дети едят яблоки, Октябринка прощается с ними и уходит.