Цель: закрепить знания детей о тексте, предложении, звуках и буквах, различать звуки на слух изолированно, в слогах, словах, в предложениях на слух и выделять звук из слова
Задачи:
- Развивать фонематическое восприятие
- Формировать навыки звукового анализа и синтеза:
- Развивать внимание, память, мышление, ориентирование в пространстве;
Оборудование:
- для учителя-логопеда: конспект и презентация к занятию (Приложение 1), буквы (Приложение 2);
- для педагога-психолога – видеоклип;
- для учителя английского языка – английский алфавит с буквами, кукла Буратино, ширма
Ход занятия
1.Организационный момент. Прочитайте,
Перед ним сижу, сижу.
По нему гляжу, гляжу
Фильмы, новости и матчи
И другие передачи.
Скажите, что вы прочитали? Текст. Сколько предложений в этом тексте. Прочитайте первое предложение, второе. Какое предложение больше? О чём эта загадка? (телевизор) Какие слова подсказали нам отгадку? (слайд 2) (Приложение 1)
2. Сообщение темы. Сегодня по телевизору мы посмотрим ... (слайд 3)
Я – мальчишка деревянный
В полосатом колпачке.
Создан я на радость людям,
Счастья ключ в моей руке.
Черепаха подарила
Этот ключ волшебный мне.
И тогда я очутился
В доброй сказочной стране.
Конечно, о «Буратино»
Буратино – Ой, где я? (слайд 4) Опять из-за своей невнимательности я попал в какую-то историю, что делать? Так. Я уже знаю буквы и могу написать ПИСЬМО! А вы, летучие мыши, доставьте ПИСЬМО МОЕЙ ЗНАКОМОЙ ЧЕРЕПАХЕ. (слайд 5) А вот и письмо... (слайд 6) Уважаемая черепаха, помоги ребятам меня найти... (слайд 7) (слайд 8)
Черепеха – Я помогу вам ребята спасти Буратино, только надо быстро выполнить все задания, пока Карабас Барабас, не отыскал его первым. За каждое задание вы будете получать приз – букву, Собрав все буквы, вы узнаете, где находится Буратино.
3. Развитие мышления.
1. Найдёте «лишнее» слово: кокос, сачок, ноты, бусы, (во всех словах, есть звук [С], а в слове «ноты» – нет. Вот вам первый – приз, какая она по счёту в слове. (буква Н) (слайд 9)
2. Эта буква в середине слова «дуб» и начале слова «улитка». Улитка – я свою букву просто так не отдам, Поиграйте со мной, ребята.
3. Развитие фонематического восприятия. Игра «Улиточка». Дети, взявшись за руки идут по кругу, проговаривая слова: « Улиточка. Улиточка, высунь-ка рога. Дам тебе я сахару, кусочек творога», затем останавливаются и кто-то из детей зовёт «Улиточка». Она должна догадаться, кто позвал (Игра повторяется 2-3 раза.) Мы могли бы поиграть подольше, но нам надо спасти Буратино. Ты нам дашь свою букву? (Улиточка даёт букву У) (слайд 11)
4. Развитие мелкой моторики. Игра «Собери букву» (слайд 12) Мимо пролетал аист. «Ребята, я тоже хочу вам помочь. У меня в мешочке, много букв, только они поломались, попробуйте их собрать. (Дети собирают буквы, разрезанные на 6 частей – «пазлы»). (А,Л,Ч) (Приложение 2)
5. Игра «Собери слово» Все буквы вы собрали, а теперь из этих букв соберите слово и вы узнаете, где же находится Буратино Н, А, Л, У, Ч (чулан) (слайд 14). (если дети затрудняются, предложить поставить буквы в определённой цветовой гамме – последовательно) (слайд 13).
6. Физминутка. Упражнения на ориентировку в пространстве и релаксацию проводит психолог. (Приложение 3)
Ребята, мы отправляемся в далёкий и сложный путь, на котором много препятствий и испытаний. Дорогу нам будет указывать проводник, а мы будем следовать за ним и слушать его указания. Встаньте друг за другом. Руки положите на пояс впереди стоящему. Глаза закрыты у всех, кроме проводника. Слушаем внимательно! Мы вошли в дремучий лес, по узкой тропинке идём не спеша. Вот большой камень, обойдите его справа. Мы вышли к реке. Перейдём её по брёвнышку, мелкими шажками, не торопитесь. Осторожно! Сверху ветка, нагнитесь, чтобы не задеть её головой, а теперь поверните налево и откройте глаза. Мы вышли на красивую цветочную полянку. Над цветами летают красивые бабочки, но прежде они были куколками и спали в коконе. Превращаемся в куколок. Постепенно кокон раскрывается, куколки просыпаются, потягиваются, расправляют крылышки и превращаются бабочек, которые весело кружатся, порхают с одного цветка на другой, садятся на цветок и пьют сладкий нектар. Вечером бабочки складывают крылышки и отдыхают. (слайд 15)
7. Задания с преподавателем английского языка. (слайд 16–18) Буратино – Здравствуйте, ребята. Спасибо, что вы меня спасли, я торопился в школу, чтобы получить новые знания и узнать много интересного, но был невнимательным, глядел по сторонам и вот со мной приключилась эта история. (Приложение 4)
Воспитатель – А учебники ты не растерял?
Буратино – Нет. Учебников у меня много (Буратино начинает выкладывать учебники и у него вылетают английские буквы) Ой-ой-ой, что я натворил.
Задание 1. Ребята, помогите мне собрать буквы и расставить их по алфавиту. (дети собирают английский алфавит и поют песню «Алфавит» на английском языке) Какие вы молодцы! А читать умеете?
Задание 2. Игра «Подбери картинку» (к написанному по-английски слову дети подбирают соответствующую картинку).
Задание 3. Песня-игра на внимание и координацию движения «Замри» (Дети идут по кругу и поют английскую песенку. С окончанием песни ведущий – ребёнок показывает любое движение, все дети должны его повторить и несколько секунд стоять неподвижно, зашевелившийся первым ребёнок выбывает из игры. Игра повторяется 2-3 раза с новым ведущим.) Молодцы, ребята. Хорошо с вами, но я тороплюсь в школу. Желаю вам отлично учиться в школе. Гуд бай.
8. Итог занятия.Сегодня, ребята, вы показали свои знания, умения, с которыми вы отправитесь, как Буратино в школу и мы надеемся, что вы будете всегда внимательными и с вами не случится подобная история. В добрый путь, ребята!
Картинка Буратино (Приложение 5)