Развитие познавательного интереса учащихся к изучению английского языка

Разделы: Иностранные языки


Методика преподавания иностранного языка должна основываться на разумном сочетании теории и практики, широком использовании звучащей речи на уроках, тщательном отборе языкового материала, в том числе, образцов речи, и создании научно обоснованной системы упражнений для овладения устной и письменной речью на английском языке (АЯ). В процессе обучения языку, учащиеся должны научиться свободно пользоваться всеми видами речевой деятельности - говорением, аудированием, чтением, письмом - как естественным средством коммуникации с соблюдением языковых и стилистических норм данного иностранного языка. Большое значение при обучении иностранному зыку занимает вопрос интереса, который учащиеся испытывают к данному процессу.

Стоит отметить, что чем выше интерес, тем выше активность и результативность обучения. Одной из основных задач, стоящим перед педагогом - найти те возможности, которые помогут заинтересовать учеников и удерживать этот интерес при обучении. Это возможно при знании различных психологических и педагогических особенностей. В системе воспитательного воздействия на учащихся велика роль внеклассных мероприятий на иностранном языке. Они призваны способствовать дальнейшему совершенствованию практического владения учащимися английским языком, нравственному развитию личности, составляя часть единого учебно-воспитательного процесса, дополняя и развивая учебную работу на уроке. Как показывает практика, внеклассные занятия при их правильной организации, рациональном выборе содержания, видов, методов и приёмов их проведения помогают учителю решать важнейшие задачи образования. В условиях внеклассной работы учитель имеет возможность более системно и целенаправленно развивать и углублять некоторые из основных понятий, сообщаемых учащимся на уроке иностранного языка, совершенствовать основные речевые умения, предусмотренные программой. Знакомить учащихся с важнейшими произведениями зарубежной литературы, бытом и культурой народа, язык которого изучается. 

Цель работы: определить пути формирования познавательного интереса учащихся на уроках английского языка в урочное и неурочное время.

Задачи:

1. Проанализировать роль классных и внеклассных мероприятий в формировании познавательного интереса учащихся на уроках английского языка.

2. Определить критерии сформированности познавательных интересов.

Познавательный интерес – важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования.

Применение новых технологий на уроках английского языка и во внеурочной деятельности способствует не только поддержанию интереса к изучению английского языка и обеспечению высокого уровня знаний, но и повышает общий интеллектуальный уровень учащихся.

Нетрадиционные формы уроков, наряду с обязательным курсом, создают условия для более полного осуществления практической, воспитательной, образовательной, развивающей целей обучения, а также являются одним из средств повышения мотивации, которая в свою очередь – важное условие при изучении иностранного языка. Интерес повышает желание учить и познавать, а значит, обеспечивает прочность знаний.

Педагог использует, кроме традиционного, такие формы построения учебно — воспитательного процесса.

  • урок-лекция (“Традиции и обычаи проведения праздников в Британии”);
  • урок-путешествие (“Путешествия различными видами транспорта”);
  • урок-игра (“Путешествие по зоопарку”);
  • урок-соревнование (“Что вы знаете о Великобритании?”);
  • урок-викторина (“Занимательная грамматика”);
  • видео-урок (“Путешествие по англоговорящим странам”);
  • урок-конференция (“Система образования в России и Канаде” с участием носителем языка);
  • урок-брейн - ринг (“Достопримечательности Лондона”);
  • урок-розыгрыш (“Интрига”);
  • урок-разговор по душам (“Внешность”);
  • урок-защита проекта (“Средства массовой информации”);
  • урок-зачет (“Планы на будущее”);
  • урок-экскурсия (“Покупки”).

Чтение текстов, диалогов вносит разнообразие в урок, развивает познавательный интерес учащихся к иностранному языку, помогает активизировать их мыслительную деятельность, расширяет представления об окружающем мире и словарный запас школьников по иностранному языку. Познавательный интерес к иностранному языку можно сформировать, соблюдая ряд условий:

Организация обучения, при которой ученик действует активно, вовлекается в процесс самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний, решает вопросы проблемного характера;

Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация и однообразные способы действия быстро вызывают скуку;

Чем больше новый материал связан с усвоенным ранее, тем он интересен для учащихся;

Обучение должно быть трудным, но посильным;

Чем чаще проверяется и оценивается работа учащегося, тем интереснее ему работать;

Для проявления интереса к элементам образования на иностранном языке необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов.

Современную жизнь уже невозможно представить без Интернет. Для современных детей и подростков Интернет — это, помимо развлечения, один из способов доступа к нужной информации. Детским увлечением Интернет и другими элементами информационных технологий можно воспользоваться для расширения сферы и пробуждения у ребят познавательных интересов. Поэтому сегодня учитель должен быть особенно эрудирован, обязательно должен владеть компьютерными технологиями, умело использовать Интернет в учебной и внеурочной деятельности. Учитель должен воспитывать у школьников культуру общения с техникой, обучать поиску полезной информации в сети, умению анализировать, обобщать, делать выводы. В результате чего будут расширяться способности учащихся использовать английский язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций. Расширяются знания детей об окружающем мире, появляется интерес к произведениям мировой художественной литературы, желание использовать полученные знания и творческие способности в различных олимпиадах по английскому языку.

Уроки английского языка - это благодатная почва для реализации межпредметных связей. Русский язык, литература, история география, ИЗО, музыка, биология, физика - это предметы, содержание которых в той или иной мере находит отражение в тематике программы по АЯ.

Так как последние годы свидетельствуют о значительном повышении интереса к английскому языку как средству международного общения, АЯ  признан языком профессионального общения в разных сферах деятельности, а появление компьютеров поставило использование АЯ в особое положение с другими языками, поэтому учитель работает над задачей поддержания постоянного, устойчивого познавательного интереса.

Организация самостоятельной работы

Учитель ставит такие задачи в организации самостоятельной деятельности учащихся, которые позволяют в дальнейшем успешное специализированное доучивание, дает возможность осуществлять самообучение АЯ в нескольких направлениях:

  • поддержание и совершенствование достигнутого уровня коммуникативной компетенции;
  • изучение второго иностранного языка в 9 классе.

Поэтапно осуществляет формирование элементов самоконтроля учащихся:

  • научиться понимать и принимать контроль учителя;
  • научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих одноклассников;
  • научиться осуществлять самонаблюдения своей учебной деятельности, анализ, корректировку и оценку.

При формировании самоконтроля учитель руководствуется принципами посильности и доступности:

  • дает установку на контроль одного из аспектов языка: грамматики, лексики, фонетики;
  • затем усложняет задачу включением в контроль двух аспектов и в конечном результате контроль учащихся направляется не только на языковое оформление, но и на содержание продукта речевой деятельности.

Неотделима оценка и самооценка, так при изучении темы учащиеся пользуются схемой: оценка учителя – взаимооценка - самооценка.

Важный аспект в работе — больше времени отводить на организацию и осуществление группового самоконтроля. Контроль в группе мотивирует и стимулирует учащихся к самоконтролю. Групповое взаимодействие обогащает знаниями и умениями, как специальными, так и общими учебными действиями, служит формированию целепологания, самоконтроля и самооценки.

Метод проектов на уроке АЯ: творческие проекты — сочинение на различные темы, когда учащиеся выбирают совместные задания и планируют результат и форму их представления самостоятельно; кроме того, учащиеся пополняют свой словарный запас как активный, так и пассивный, лексикой современного АЯ, знакомятся с   культуроведческими знаниями, включающими в себя речевой этикет.

Внеклассная работа

В основу обучения положен принцип коммуникативно-ориентированного обучения. Данный принцип реализуется через преодоление противоречия между обучением в “жизнеподобных” ситуациях и необходимыми другими упражнениями. Поэтому учитель направляет внеклассную работу на усвоение, как языкового, так и информативного материала, формирование определенных коммуникативно-познавательных действий, учет индивидуальных способностей каждого учащегося. Для этого проводятся конкурсы, игры, викторины на параллель:

  • Конкурс на лучший проект по теме (“СМИ”; “Конвенция по защите прав детей”; “Спорт и здоровый образ жизни в Англии, Америке, России”);
  • Игра “Записки” направлена на отработку лексики школьного и классного обихода. Развивается умение использовать справочную литературу при подготовке к мероприятию, применять полученные знания на практике.
  • Декады по ИЯ.

Походы на природу и экскурсии по городу с целью развития наблюдательности, переноса знаний в реальные ситуации.

Таким образом нетрадиционные формы урока и обучение в неформальной обстановке дают несравненно более высокие показатели знаний, нежели при обучении в рамках традиционного урока. Нетрадиционные формы обучения привлекают своей новизной, а элементы игры, присутствующие в них позволяют полнее раскрыть творческие способности учащихся. Немаловажную роль играет также дух состязательности. Все это вместе позволяет говорить о том, данные формы обучения являются эффективным способом формирования познавательного интереса к изучению английского языка, как в урочное, так и во внеурочное время.