Программа по патриотическому воспитанию "Неиссякаемый родник"

Разделы: Работа с дошкольниками


“Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,
заботливый садовник укрепляет корень,
от мощности которого зависит жизнь растения
на протяжении нескольких десятилетий,
так педагог должен заботиться о воспитании
у своих детей чувства безграничной любви к Родине”.
В.А.Сухомлинский

1. Актуализация.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина.

Патриотизм – это чувство любви к Родине.

Родина – это сложное многогранное понятие, которое включает в себя любовь к самым близким людям – матери, отцу, к своему дому, улице, на которой живешь, родному городу, родной природе. Чувство любви к Родине является общечеловеческой ценностью и носит глубоко исторический характер.

Россия – родина для многих. Но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощущать духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять историю и культуру страны как свои собственные.

Воспитание чувств ребенка, в том числе и патриотических, с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребёнок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит прежде всего от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям, согласно Новому энциклопедическому словарю входят в понятие “патриотизм”. По определению Российской педагогической энциклопедии, “патриотизм - социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к Родине, заботу об её интересах и готовность к её защите от врагов”. Он проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за её неудачи и беды, уважении к историческому прошлому своего народа, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, так называемой малой родине, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатства своей страны. С развитием государства патриотизм наполняется политическим смыслом, связанным с требованием стойкости и мужества, отстаивания интересов Отечества.

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим близким, к детскому саду, родным местам, родной стране.

Духовный, творческий патриотизм необходимо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

“Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи... Национальные отличия сохранятся и в будущих веках, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний” Д.С.Лихачёв.

Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

2. Педагогическая целесообразность.

Гуманизация дошкольного образования, обращение к личностно-ориентированной педагогике, появление вариативных программ и технологий требуют от педагогов перехода на другой уровень взаимодействия с детьми по всем направлениям работы. Патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: особенности дошкольного возраста, многоаспектность понятия “патриотизм” в современном мире, отсутствие теоретических и методических разработок.

Уровень представлений детей о патриотизме во многом зависит от того, какое содержание (доступность и количество материала для восприятия и понимания) отобрано воспитателем, какие методы используются, как организована предметно-развивающая среда в группе.

3. Целевая установка: способствовать формированию у детей представлений о себе как о будущих гражданах-патриотах России, достойных продолжателях и хранителях её культурных традиций.

4. Задачи:

  • создавать у детей представления о духовно-нравственном отношении и чувстве сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, стране;
  • формировать уважительное отношение к культуре своей страны;
  • развивать эмоционально-эстетическое восприятие произведений искусства и явлений природы;
  • воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей;
  • способствовать своевременной и гармоничной социализации ребенка: воспитанию доверительных отношений и навыков продуктивного сотрудничества со взрослыми, а также эмпатии и партнёрских отношений со сверстниками.

5. Условия реализации программы

  • использование современных образовательных технологий;
  • соответствие культурно-национальным особенностям;
  • условия для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, её интеграции в системе отечественной культуры;
  • инновационные формы и методы обучения.

6. Принципы

Принцип личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку Данный принцип реализуется в руководстве продуктивной деятельностью, в которой дети через творчество отражают полученные на занятиях, беседах впечатления. Педагог не программирует результат деятельности детей. Детям предлагается только тема работы и вид деятельности (живопись, лепка, аппликация и др.). Выбор конкретных материалов, составление композиции, рассказ о ней – предмет индивидуального творчества каждого ребенка.
Принцип развития Тенденция современного дошкольного образования – это переход от ценностей обучения к ценностям развития. Его развивающий вектор сориентирован на то, чтобы создавать каждому ребенку условия, в которых личность могла бы максимально реализовать себя. Опираясь на исходный природный потенциал, педагог ищет и раскрывает его дарования, стимулирует внутренние духовные силы.
Концентрический и линейно-поступательный Обеспечивают организацию содержания образования по возрастным группам. Для каждой возрастной группы отбирается содержание образовательной работы и её формы, соответствующие возрастным особенностям и возможностям детей. Однако в более старшем возрасте допустимо и целесообразно повторить то, что делали с детьми год назад.
Принцип природосообразности воспитания Требование к воспитателю соответствовать в своём подходе прежде всего биологической природе ребёнка. Речь идет о понимании педагогом врожденных черт ребёнка (Я.А.Коменский); учете его возрастных, индивидуальных особенностей, воспитании природой, использование её благотворной силы. (Ж.Ж.Руссо); укрепление физического и психического здоровья (К.Д.Ушинский). Воспитание должно соответствовать как внутренней природе ребёнка, так и внешним условиям.
Принцип культурно-деятельностный Благодаря механизму социального наследования ребёнок с помощью взрослого осваивает достижения культуры. Дошкольное образование – особая сфера содействия культурному развитию ребенка. Прогрессивная педагогика традиционно считала и считает важнейшей функцией воспитания “введение в культурную жизнь человечества” (П.Ф.Каптерев). Воспитание – деятельность культурная.
Принцип взаимодействия Подразумевает взаимную обусловленность, активность всех субъектов воспитательного процесса. В данном контексте имеется в виду взаимодействие систем: ребенок-педагог, родители-ребенок, педагог-родители. Педагогическое взаимодействие должно ориентироваться на стратегию “от ребёнка”. Понятие “взаимодействие” несёт в себе более широкий смысл. Речь идёт о взаимопроникновении мира взрослых и мира детей, где взрослый выступает в роли посредника.
Принцип доверительного сотрудничества Данный принцип давно и продуктивно используется гуманистической практикой воспитания. Результат доверительного сотрудничества: ребенок начинает осознавать свою причастность к совместному делу, социальную востребованность, удовлетворенность от того, что его индивидуальный опыт расширяется.
Принцип взаимного развивающего влияния педагог-ребенок Обусловливает в процессе общения взаимные изменения -воспитателя и воспитуемого. В педагогической деятельности заложена необходимость саморазвития не только ребёнка, но и педагога. Сухомлинский рассматривал воспитание как “многогранный процесс постоянного духовного обогащения и обновления тех, кто воспитывается, и тех, кто воспитывает. Следовательно, данная деятельность предусматривает не просто передачу и усвоение чего-либо, но и совместный личностный рост.
Принцип ненасилия в воспитании Восходит к гуманистическому пониманию дошкольного детства как “самоценного” периода и подразумевает отсутствие какого бы ни было насилия над ребенком, навязывание ему чуждых его интересам и склонностям видов деятельности и форм обучения. Значимость принципа ненасилия осознали Руссо и Песталоцци, Ушинский и Толстой. Ведь основные особенности принципа – обеспечить ребёнку субъективную свободу в выборе деятельности, её содержания, формы, методов.

7. Новизна данной программы заключается в следующем:

  • в использовании современных образовательных технологий, опытно-экспериментальной деятельности, которые отражены в принципах обучения;
  • формах и методах обучения;
  • содержании программы, которое соответствует культурно-национальным особенностям;
  • создании условий для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, её интеграции в системе отечественной культуры.

8. Методологическая основа реализации программы

8.1. Исследовательские методы обучения

Ребенок по природе своей исследователь. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новую информацию традиционно рассматривается в педагогике как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – это естественное состояние ребенка. Именно она порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.

Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире, а исследовательское обучение строится на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего.

Главная цель исследовательского обучения – формирование способностей самостоятельно и творчески осваивать (и перестраивать) новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Традиционное обучение и по сей день ассоциируется прежде всего с репродуктивными методами. В следствие такого информационно-рецептурного обучения ребенок в значительной мере утрачивает главную черту исследовательского поведения – поисковую активность. И это не удивительно, такое обучение основано на “подражании”, “повторении” и “послушании”. Итогом становится потеря любознательности, способности мыслить самостоятельно, что делает практически невозможным процессы самообучения, самовоспитания, а следовательно и саморазвития. Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становятся важнейшими задачами современного образования. Главным инструментом развития исследовательского поведения в образовании выступает исследовательский метод обучения, при этом современная ситуация требует не фрагментарного использования, а его доминирования над репродуктивными методами.

Доминирование исследовательского метода не означает исключения иных методов, оно предполагает лишь его преобладание. Необходимо помнить, что исследовательский метод может дать образовательный эффект лишь при умелом его сочетании с репродуктивными методами, особенно на начальных этапах обучения.

8.2. Продуктивные и репродуктивные методы обучения

Методы обучения классифицируются по разным основаниям. С точки зрения рассматриваемой нами проблемы уместней классифицировать методы на продуктивные и репродуктивные. Известные специалисты в области теории обучения М.Н.Скаткин и И.Я.Лернер выделили пять основных общедидактических методов обучения:

  • объяснительно-иллюстративный (или информационно-рецептурный);
  • репродуктивный;
  • проблемное изложение;
  • частично-поисковый (эвристический);
  • исследовательский.
  • Эти методы объединяются в две более крупные группы:
  • репродуктивную (первый и второй методы);
  • продуктивную (четвертый и пятый методы)

Проблемное изложение – промежуточная группа, т.к. она в равной мере предполагает как усвоение готовой информации, так и элементы исследовательского поиска. К первой группе относятся методы, посредством которых дошколята усваивают готовые знания и репродуцируют, или воспроизводят, уже известные им способы деятельности. Вторая группа методов характеризуется тем, что посредством их ребенок самостоятельно открывает субъективно и объективно новые знания в результате исследовательской, творческой деятельности.

Репродуктивные методы

Объяснительно-иллюстративный метод предполагает, что педагог сообщает готовую информацию разными средствами, а это не позволяет сформировать умения и навыки практической деятельности. Этот метод дает возможность сделать следующий шаг - сформировать умения и навыки путем действий по предложенному образцу.

Необходимо помнить:

  • Что репродуктивные методы – наиболее экономичные способы передачи обобщенного и систематизированного опыта. В образовательной практике неразумно добиваться того, чтобы каждый ребенок всё открывал сам.
  • Исследовательский метод может дать образовательный эффект лишь при умелом его сочетании с репродуктивным методом, особенно на начальных этапах обучения.
  • Использование только исследовательских методов требует от ребенка незаурядных творческих способностей, а это , конечно, невозможно.

Продуктивные методы

В теории обучения частично-поисковый метод принято рассматривать как этап, предваряющий использование исследовательского метода. Так например, частично-поисковый метод предполагает решение таких сложных задач, как выработка умения видеть проблемы и ставить вопросы, строить собственные доказательства, делать выводы из представленных фактов, высказывать предположения и определять планы их проверки.

В качестве вариантов частично-поискового метода рассматривают дробление большой задачи на серию более мелких подзадач, а также построение эвристической беседы, состоящей из серии взаимосвязанных вопросов, каждый из которых является шагом на пути решения общей проблемы и требует активизации имеющихся знаний и поиска новых.

В более полном объеме элементы исследовательского поиска представлены в исследовательском методе, который следует рассматривать как наиболее соответствующий и природе ребенка, и современным задачам обучения. В основу его положена собственная исследовательская практика, а не усвоение готовых знаний, преподносимых педагогом, т.к. исследования влекут ребенка к наблюдениям, опытам. И то и другое в итоге при сопоставлении и обобщении дает прочный фундамент фактов для постепенной ориентировки детей в окружающем, построении прочного “дома” знания и созидания в собственном сознании научной картины мира. Важно и то, что этот процесс, отвечающий потребностям активной детской натуры, окрашен положительными эмоциями.

Исследовательский метод – путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск. Его основные составляющие – выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения.

8.3. Учимся видеть проблемы

Проблемой является любая теоретическая или практическая ситуация, в которой нет соответствующего обстоятельствам решения и которая заставляет остановиться и задуматься.

Проблема – это затруднение, неопределенность. Чтобы устранить её, требуются действия, в первую очередь исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией.

Поиск проблемы – дело непростое. Неслучайно о способности творчески одаренного человека видеть проблемы говорят как об особом даре: “Великая проблема подобна драгоценному камню: тысячи проходят мимо, пока наконец один не поднимет его” (Ф.Ницше).

Многие ученые считают: увидеть проблему важнее и труднее, чем её решить. Положение о том, что формулирование проблемы обязательно должно предшествовать исследованию, верно лишь частично. Формально это так, но реальный процесс творчества – всегда шаг в неизведанное. Поэтому и сама формулировка проблемы часто возникает лишь тогда, когда проблема уже решена. Ведь реальный исследователь, начиная поиск, далеко не всегда ясно осознает, зачем он это делает, и уж тем более не знает, что он найдет в итоге. Выполняя эту часть исследовательской работы с ребенком, воспитателю следует проявлять гибкость, не стоит требовать ясного осознания и формулирования проблемы. Вполне достаточно её общей, приблизительной характеристики.

Акт творчества окажется существенно обедненным, если исследователь будет преследовать заранее заданную цель. Поэтому и от ребенка не следует требовать ясного словесного оформления проблемы исследования.

8.4. Учимся выдвигать гипотезы

Одним из базовых умений исследователя является умение выдвигать гипотезы, строить предположения. Для этого необходимы оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества, как решительность и смелость. Гипотезы рождаются в результате логического и интуитивного мышления.

Гипотеза – это предположительное, вероятностное знание, ещё не доказанное логически и не подтвержденное опытом.

Изначально гипотеза не истинна и не ложна – она просто не определена. Стоит её подтвердить, как она становится теорией. Если её опровергнуть – она прекращает своё существование, превращаясь в ложное предположение. Для детских исследований, направленных на развитие творческих способностей, важно умение выработать гипотезы по принципу “чем больше, тем лучше”. Дошколята могут выдвигать самые фантастические гипотезы и провокационные идеи.

Выдвижение гипотез, предположений и нетрадиционных идей – важные мыслительные навыки, обеспечивающие исследовательский поиск и в конечном счете прогресс в любой творческой деятельности.

Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблемы и подвергаются проверке в ходе исследования. Построение гипотез – основа исследовательского, творческого мышления. Гипотезы позволяют находить новые варианты решения проблем и затем оценивать их вероятность. Таким образом, гипотезы дают возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны.

Ценность предположений, даже самых нелепых, провокационных, в том, что они заставляю ребенка-дошкольника выйти за рамки обыденных представлений, погрузиться в стихию мысленной игры, риска, сделать то, без чего движение в неизведанное невозможно.

9. Метод проектного обучения

Главная идея технологии проектного обучения состоит в том, что с большим увлечением ребенком выполняется только та деятельность, которая выбрана им самим свободно.

Лозунг этой деятельности:

“ВСЕ ИЗ ЖИЗНИ, ВСЕ ДЛЯ ЖИЗНИ”

Поэтому, проектный метод предполагает использование всего окружающего пространства как лаборатории, в которой происходит процесс познания.

Цель проектного обучения:

  • способствовать повышению личной уверенности;
  • позволить каждому ребенку увидеть себя как человека способного и компетентного;
  • развивать позитивный образ себя и других;
  • развивать умение оценивать себя”
  • вдохновлять детей на развитие социального навыка – коммуникабельность и умение сотрудничать;
  • обеспечить механизм развития креативного мышления, умение искать путь решения поставленной задачи;
  • развивать исследовательские умения (выявление проблем, наблюдение, умение строить гипотезы, подтверждать или опровергать.

По сути метод проектного обучения состоит в том, что ребенок в процессе работы над проектом постигает реальные процессы, проживает конкретные ситуации, приобщается к проникновению в глубь явлений, конструированию новых процессов, объектов.

Правила и принципы проектного обучения:

  1. В команде нет лидеров, все члены команды равны.
  2. Команды не соревнуются.
  3. Все получают удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.
  4. Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
  5. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.
  6. Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.

Систему действий воспитателя и детей можно выделить на всех стадиях работы.

1. Постановка цели, выявление проблемы, выдвижение гипотез.

2. Обсуждение возможных вариантов исследования, выбор способов.

3. Продумывание хода деятельности, распределение обязанностей.

4. Исследование: решение задач.

5. Обобщение результатов, опровержение или подтверждение гипотез.

Виды проектов разнообразны. В работе с дошкольниками можно выделить четыре категории проектов:

Информационный (история возникновения ...).

Обзорный проект (знакомство ...).

Продукционный проект (создание ...).

Проекты-инсценировки или организационные проекты.

Разнообразны проекты и по объему:

  • краткосрочные;
  • среднесрочные;
  • долгосрочные.

Технология проектного обучения широко используется в нашем учреждении для обобщений знаний и умений по изученной теме. Дошкольникам поручается к моменту окончания изучения темы изготовить рекламный плакат, афишу, альбом с рисунками, открытками или фото и т.д. В таких работах отражается самое существенное содержание темы.

Технологию проектного обучения нужно как можно шире и глубже вводить в практику современного обучения. Ведь если цели достигнуты, мы можем рассчитывать на получение качественно нового результата, выраженного в развитии познавательных способностей дошкольников и их самостоятельности в познавательной деятельности.

10. Предполагаемый результат:

  • дошкольники знают и понимают свою сопричастность к великой стране, её духовно-нравственному богатству;
  • сформировано собственное достоинство как представителя своего народа и талерантного отношения к другим национальностям;
  • дошкольники любят и понимают русскую народную культуру;
  • сформировано чувство безграничной любви к Родине.