Цель урока: сформировать знания о реках земного шара. Показать их различия и общие черты.
Задачи урока:
- Начать формирование у учащихся представления о реках.
- Познакомить учащихся с основными понятиями, терминами, определениями.
- Продолжить формирование умения работать с географической картой.
- Продолжить формирование умения составлять описание географического объекта – реки.
- Формирование способности опознавать, анализировать, сопоставлять явления и факты, работать с текстом.
Базовый учебник: В.П.Дронов, Л.Е.Савельева. География. Землеведение. 6 класс. – М.: Дрофа, 2012.
Оборудование: карта полушарий, физическая карта России, физическая карта Краснодарского края, атласы, контурные карты, компьютер, мультимедийная установка, презентация по теме: «Реки».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение изученного материала.
Слайд 1-2
Задание: Из списка географических объектов выберите только те, которые относятся к внутренним водам.
Река | Залив | Озеро |
Ручей | Водохранилище | Пруд |
Море | Океан | Водопад |
Болото | Горный ледник | Подземные воды |
Речной канал | Родник | Источник |
Ответ: к внутренним водам не относятся море, океан, залив.
Слайд 3-4
Загадка
Течет, течет – не вытечет;
Бежит, бежит – не выбежит.
Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит (Река).
Определение с учащимися темы, задач и цели урока.
III. Изучение нового материала.
Слайд 5
– Какая река протекает по территории нашего края? Опишите реку Кубань.
– Что такое река? (Это природный водный поток, протекающий в выработанном им углублении – русле). В этом определении отмечены самые важные признаки реки. Это естественный, а не созданный руками человека (канал, водохранилище), текущий в заданном природой направлении, которое резко не меняется.
Слайд 6
Из каких частей состоит река?
- Русло – главная часть реки, которая располагается на дне речной долины.
- Пойма – часть речной долины, заливаемая водой во время разливов рек.
- Речная долина – более широкое понижение в рельефе.
Слайд 7
– Где начинаются реки? Какими бывают истоки рек? Формируется понятие исток– начало реки. Приводятся примеры рек, которые берут начало в горах или истоком являются болота, озера.
Слайд 8
– Где заканчиваются реки? (Анализ учебника стр. 149, рис 132)
- Устье – место впадения реки в другую реку, озеро, водохранилище, море, океан.
– Какими бывают типы устьев рек?
- Дельта – устье реки с протоками;
- Эстуарий – воронкообразное устье реки.
Слайд 9
Реки, впадающие в другие реки, называются притоками. Они могут быть левые и правые.
– Как определить, где у реки левые или правые притоки? (Привести пример по карте). Назовите левые и правые притоки реки Кубань.
- Речная система – это главная река со всеми притоками;
- Водораздел – граница, разделяющая соседние речные бассейны;
- Бассейн реки – участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку.
Слайд 10 -12
Самая протяженная река мира – Нил (6671 км), самая полноводная река мира – Амазонка. К числу величайших рек России относятся Обь, Лена, Енисей, Амур, Волга. Река Кубань – главная река нашего края.
Найдите и правильно покажите их на карте полушарий (реки показывают от истока до устья).
Слайд 13
Задание.
В контурных картах подпишите реки, обозначенные на карте:
- Нил, Конго (Африка);
- Обь, Енисей, Лена, Волга, Амур, Кубань, Янцзы, Инд (Евразия);
- Амазонка (Южная Америка);
- Миссисипи (Северная Америка).
Слайд 14
– Как реки зависят от рельефа? Сравните характер течения горной и равнинной реки. Учащиеся рассматривают слайд и работают с учебником стр. 151-152.
Горные реки имеют:
- бурное и стремительное течение,
- относительно прямые русла,
- речные долины узкие и глубокие, их разрушительная работа направлена вглубь,
- дно почти все занято руслом,
- неблагоприятные условия для судоходства.
Равнинные реки имеют:
- плавное и спокойное течение,
- русло извилистое, речные долины широкие с плоским дном, ширина долин больше их глубины,
- разрушительная работа направлена вширь – на размыв берегов,
- русло занимает только часть плоского и широкого днища долины,
- развитое судоходство.
Одна и та же река на своем протяжении может иметь разный характер течения.
Слайд 15–16
– При каких условиях на реках образуются пороги и водопады? В чем их отличия?
Формируются понятия порог – каменная неровность, возникшая при пересечении рекой твердых скалистых пород в русле и водопады – крутые отвесные уступы твердых пород. При образовании порогов река бурлит и пенится, возникают водовороты. Водопад Анхель – самый высокий в мире, высота 1054 м (Южная Америка). Водопад был открыт в 1935 году с самолета летчиком Анхелем. Ниагарский водопад не самый высокий (51 метр), но он самый мощный. Он разрушает уступ, с которого спадает поток воды со скоростью 1 метр в год. Если разрушение не остановить, то через 20-30 тыс. лет он может достичь озера Эри, и оно будет спущено.
Слайд 17
Как реки зависят от климата? Климат определяет густоту речной сети, полноводность рек и их поведение в течение года. В тех областях земного шара, где осадков много и рек много, они полноводны (Амазонка). Мало рек в пустынях, некоторые из них пересыхают.
- Питание – это способ поступления влаги в реку. В питании рек принимают участие дождевые, талые снеговые и ледниковые, также подземные воды. Рек, которые бы имели один источник питания, в природе не существует.
- Режим реки – поведение реки в течение года.
- Половодье – ежегодно повторяющийся в одно и то же время подъем уровня воды реке. Когда бывает половодье на реке Кубань?
Слайд 18
– В чем значение рек? (ловят рыбу, развито судоходство, энергия падающей воды используется для строительства ГЭС, зона отдыха людей, по берегам рек всегда поселялись люди и т.д.)
IV. Закрепление материала.
Слайд 19
- Укажите направление течения реки – с северо-запада на юго-восток;
- назовите номера всех истоков – 1, 2, 3,4;
- назовите номера всех устьев – 11, 5, 6, 7, 8;
- назовите номера всех правых притоков – 9;
- назовите номера всех левых притоков – 10, 12.
V. Подведение итогов.
Слайд 20
Практическая работа: «Описание реки по плану».
1 вариант – Волга, 2 вариант – Амур.
План
- Название реки: 1 вариант – Волга, 2 вариант – Амур;
- На каком материке находится;
- Исток (начало реки);
- Устье (место впадения);
- Направление течения;
- Притоки (левые и правые);
- Питание реки;
- Хозяйственное использование.
VI. Домашнее задание.
Слайд 21
§ 38-39, обозначенные на контурной карте реки, знать и уметь показывать на физической карте полушарий.
Литература:
- Дронов В.П., Савельева Л.Е. География. Землеведение. 6 класс. – М.: Дрофа, 2012.
- Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 6 класс. – М.: «Вако», 2005.
- Уроки географии с использованием информационных технологий. 6-9 классы. Методическое пособие с электронным приложением (С.В. Долгорукова, Л.И. Елисеева и др.) – М.: Глобус, 2008.
- География. 6-10 классы. Библиотека электронных наглядных пособий. Мультимедиа издание по географии для общеобразовательных учебных заведений.
- www.cabri-volga.org/rus/VolgaMap.html
- ru.picscdn.com/domain/keldysh.ru/
- www.ecosystema.ru/07referats/slovgeo/252.htm
- www.skitalets.ru/water/karelia/keret_pushkin2003