Цели:
- Развивать диалогическую речь.
- Побуждать к участию в беседе.
- Учить отвечать на вопросы.
- Учить говорить выразительно, с интонацией.
- Учить составлять рассказ по картине.
- Развивать мелкую моторику.
- Воспитывать любовь к птицам нашего края.
Материалы:
- Кукла Старичок-Лесовичок.
- Иллюстрации птиц: сороки, клёста, сов (разные виды).
- Ёлочки. Звукозапись “Голоса птиц”.
- Крупа овсянка, овёс, тарелочки, кормушка.
Словарная работа: Совы: сипуха, сплюшка, сыч, длиннохвостая, ястребиная, пустынная, неясыть, роющая, ушастая. Сорока-воровка. Еловик.
Ход занятия
I. Организационный момент.
- Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей, давайте с ними поздороваемся. Сегодня мы им расскажем, что мы знаем о птицах.
II. Вводная часть.
1. Повторение.
а) - На предыдущих занятиях мы с вами говорили о птицах. И сегодня мы продолжим наш рассказ о них. Мы сейчас с вами отправимся в лес.
- Но сначала давайте вспомним, как надо вести себя в лесу?
(В лесу нельзя шуметь. Включать громко музыку. Лазить по деревьям).
- А почему этого нельзя делать? (Птицы пугаются).
- А мы с вами как будем себя вести?
(Дети проходят к ёлочкам, где изображён снегирь).
Ребята давайте вспомним о ком мы говорили:
Всюду снег в снегу дома
Привезла его зима.
К нам спешила поскорей
Привезла к нам...( снегирей.)
- А кто такой снегирь? (Птица).
- А какая это птица? (Пролётная или кочующая).
- А знаете ли вы как в народе говорят про снегиря? (Снегирь поёт зимой на снег, вьюгу, слякоть).
- А какую кочующую птицу вы знаете? (Свиристель).
- А о каких зимующих птицах Кузбасса вы ещё знаете?(Сорока, ворона, дятел, воробей, синица, поползень, сова, клёст).
- А что значит зимующие птицы? (Которые живут с нами и никуда не улетают).
б) - Отгадайте теперь загадку, о какой она птице?
Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут её... (сорока).
- Да это сорока. (На ёлочке изображение сороки).
- А почему её называют белобока? (У неё белые бока).
- А как ещё называют сороку? (Сорока-воровка.)
- А почему её так называют?
- Что мы ещё можем сказать о сороке?
(Дети рассказывают стихи и прибаутку о сороке)
Сорока.
Не сидит она на месте,
На хвосте разносит вести.
Может в них и мало прока,
Но горда собой сорока.
- Вспомните еще, когда вы были совсем маленькие, вас мамы учили одной прибаутке:
Сорока – белобока
Где была?
- Далёко.
Кашку варила
Деточек кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.
Ты воду не носил,
Дров не рубил,
Кашу не варил. (Повторить 2 раза на разных руках).
в) - Молодцы, знаете вы хорошо сороку, а теперь отгадайте другую птицу?
Угадайте, что за птица:
Света яркого боится
Клюв крючком, глаза пятачком
Ушастая голова, это ... (сова).
- Правильно это сова. (На ёлочке изображения сов).
- А каких вы знаете сов? (Сова сипуха, сплюшка, неясыть, ушастая сова, белая полярная сова, пустынная, ястребиная, длиннохвостая, сыч).
- А как в народе говорят о сове? (Дети говорят о сове).
Совушка сова – большая голова.
Всё-то в лесу видит, всё в лесу знает, всё разумеет...Нет мудрее птицы, чем сова.
Всему лесу голова.Мудрейшая птица на свете - сова.
Всё слышит, но очень скупа на слова.
Чем больше услышит, тем меньше болтает.
Ах, этого многим из нас не хватает!
Сова.
Сова – ночная птица.
Сове в дупле не спится.
Всю ночь ей не до сна,
Охотница она.
2. Изучение нового материала.
(Из-за ёлочки появляется Старичок-Лесовичок).
С. Л: - Здравствуйте ребята! Добро пожаловать ко мне в лес. А что вы здесь делаете?
С. Л: - А с какими птицами вы уже познакомились?
С. Л: - А я хочу вас тоже познакомить с одной замечательной птицей, а о какой вы угадайте
Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым –
Клё! Клё! Клё -поёт со свистом. (Клёст).
С. Л: - Да это клёст! И я хочу познакомить вас с этой птицей.
Клёст – очень смелая птица. Она единственная, которая в суровую, сибирскую, снежную зиму у нас в Кузбассе выводит птенцов. Ещё у этой птицы очень интересный клюв, его края загнуты в разные стороны, что помогает ловко потрошить шишки.
- Вот какая интересная птица!
С. Л:- А вы ребята знаете что-нибудь о клёсте? (Дети рассказывают стихи о клёсте).
Еловик – короткий хвост,
Еловик- весёлый клёст,
Еловик не любит скал,
Ёлку он облюбовал.
С.Л: -А почему его называют еловик? (Он живёт на ели).
С. Л: - А ещё он любит жить на сосне, кедре. А что вы ещё знаете о клёст
Клёсты.
Кружат снежные метели,
По ночам трещит мороз.
На вершине пышной ели
Лущит шишку яркий клёст.
Он мороза не боится,
Не страшна ему зима.
Лес и сосны дарят птице
Золотые семена.
С.Л: - Какие вы молодцы, а я тоже знаю весёлое стихотворение про клёстов, давайте я буду его читать а вы все вместе повторяйте с движениями.
Физкультминутка.
Ели по лесу стоят
В небо синее глядят. (Руки вверх – потягивание).
Ветки в стороны торчат (Руки в стороны)
Клёсты на ветвях сидят (Руки к плечам)
Клёсты прыгают по ёлкам (Прыгают)
Собирают клёсты шишки
Не пугают их иголки.
Клёсты ловкие малышки.
Мы под ёлкой посидим (Садятся и глядят на ёлки)
И на клёстов поглядим.
С.Л: - Какие вы молодцы, ребята! Как вы думаете, что для птиц страшнее холод или голод? (Голод).
- А почему голод?
- Что нужно сделать, чтобы птицам не был страшен голод?(Подкармливать).
- А чем надо подкармливать? (Семенами, зерном, семечками, крупами, хлебными крошками).
- Посмотрите ребята на эту картинку.
- Что делают дети? (Дети вешают кормушку).
- А зачем они вешают кормушку? (Чтобы подкармливать птиц).
- Куда прилетели птицы? (Птицы прилетели на кормушку)
- Что делают птицы? (Птицы клюют корм).
- Какие птицы прилетели на кормушку? (На кормушку прилетели снегири и синицы).
- А как можно назвать эту картинку? (“Помощь птицам”)
С.Л.:- Какие вы молодцы! Такой хороший рассказ составили.
С.Л:- Я думаю, что вы очень добрые ребята и птиц зимой не оставите голодать, а обязательно поможете. Вы знаете, у меня тут уже есть зерно, но вот беда был сильный ветер, и всё зерно перемешалось. Я его перебрать не успел, может, вы мне поможете?
(Дети садятся перебирать крупу и зерно, приговаривая).
Сова, и сорока, и клёст, и синицы –
Зимуют у нас эти чудные птицы.
И чтоб они жили всегда с нами,
Мы будем кормить их всегда сами.
С. Л: - Спасибо вам ребята, вы помогли не только мне , но и птицам. Теперь когда услышите, как зимой поют птицы, знайте – это птицы говорят вам “спасибо”. А зерно я вам оставляю, вы его насыпьте в кормушку и повесьте на дерево, когда пойдёте гулять. А мне пора в лес.
С.Л: - До свидания ребята.(Старичок-Лесовичок уходит).
III. Заключительная часть.
- Ребята, ну вот мы и закончили нашу прогулку по лесу.
- О каких птицах мы сегодня говорили?
- А кого мы встретили в лесу?
- О какой птице нам рассказал Старичок-Лесовичок?
- А как мы помогли птицам?
Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо поработали. И о птицах новое узнали и птицам помогли. Давайте попрощаемся с нашими гостями.
До свидания.