Урок литературного чтения «Восстановление последовательности событий. В.Драгунский "Тайное становится явным"». 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (464 кБ)


Цели:      

  • углубить знания учащихся о творчестве В. Драгунского;
  • ознакомить с рассказом;
  • развивать навыки беглого выразительного чтения, развивать умение анализировать поступки героев, прогнозировать текст;
  • расширять словарный запас слов;
  • формирование коммуникативной, ценностно-смысловой и учебно-познавательной компетенций;
  • воспитывать честность, правдивость.

Ход урока.

1. Организационный момент

-Улыбнитесь!

-Улыбнитесь друг другу.

-Тихонечко садитесь.

-С хорошим настроением мы и начинаем наш урок.

2. Введение в тему.

  • Литературная разминка.

-Я называю фамилию или имя, отчество писателя, поэта, а вы договариваете...

  • Александр Сергеевич (Пушкин)
  • Чуковский (Корней Иванович)
  • Самуил Яковлевич (Маршак)
  • Михалков (Сергей Владимирович)
  • Носов (Николай Николаевич)
  • Эдуард Николаевич (Успенский)
  • Берестов (Валентин Дмитриевич)
  • Ирина Петровна (Токмакова)
  • Виктор Юзефович (Драгунский)

3. Сообщение темы.

-Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством этого замечательного детского писателя. (Слайд - портрет писателя)

4. Рассказ о жизни писателя В.Ю.Драгунского.

- Какие факты из биографии Виктора Драгунского вам запомнились?

( Родился в Нью-Йорке, куда уехали его родители из белорусского города Гомеля за счастьем и богатством. Но потом вернулись обратно. Через некоторое время переселились в Москву. После окончания учёбы, Виктор Драгунский работал и токарем, и лодочником, и режиссёром, и актёром, и даже работал в цирке клоуном. Писателем стал в 40 лет, когда родился сын Дениска.)

-А я еще узнала, что Виктор Драгунский работал шорником. Кто-нибудь знает, что это за профессия. Вам задание - найти в словаре или узнать у взрослых, что это за профессия.

(Шорник – специалист по шорным изделиям. Шорный – относящийся к ремённой упряжи и другим техническим изделиям из кожи)

-У писателя –два сына. Это Леня и Денис. Ещё есть дочь Ксения. (слайд)

И Денис и Ксения –писатели.

-Что пишет Виктор Драгунский? Стихи, сказки, рассказы?

-А какие рассказы? Смешные или грустные?

5. Викторина по изученным произведениям.

- Ребята, вы уже читали произведения Виктора Драгунского в учебнике или самостоятельно. Сейчас я узнаю, какие вы читатели. Попробуйте по отрывкам узнать рассказ.

(Учитель зачитывает отрывки)

  • «И вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства. Вот он сидит, смеётся разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара»... (Друг детства)Слайд
  • « Я очень люблю лечь животом на папино колено, опустить руки и ноги и вот так висеть на колене, как бельё на заборе». (Что я люблю)
  • «Мама пристально посмотрела на меня и спросила:

-А чем же, чем же именно он лучше?

-Я сказал:

-Да как же ты не понимаешь?! Ведь он живой! И светится!»... (Он живой и светится)

  • “Тут Мишка весь встрепенулся и покраснел.

- Ой, - сказал он смущенно, - чуть не забыл! Ещё – котят! И бабушку!»

(Что любит Мишка)

  • “ –Вырастай, Денис, побыстрей, мы тебя к себе в бригаду возьмём. Будешь маляром!» (Сверху вниз, наискосок!)
  • «-Никакие не сыски. Никакие не хыхки, а коротко и ясно: фыфки!

Вот и всё!» (Заколдованная буква)

  • «Тут мама посмотрела на меня, и глаза у неё стали зелёные, как крыжовник, а уж это верная примета, что мама ужасно рассердилась».

(«Тайное становится явным») –не показывать сразу

-Ребята, а почему вы не смогли узнать из какого произведения последний отрывок?

- А сейчас, составив пословицу из слов, вы узнаете, как называется рассказ, с которым мы сегодня познакомимся.

(дети составляют пословицу)

Слайд « Тайное становится явным»

- О чём может идти речь в этом рассказе, судя по названию? Так ли это, мы сможем узнать, познакомившись с текстом.

6. Работа с рассказом В.Драгунского «Тайное становится явным»

  • Чтение трудных слов.

-А сейчас подготовим чтение трудных слов. Что поможет вам более выразительно и бегло прочитать текст.

Читай первый раз плавно по слогам, а затем целыми словами.

А потом прочитайте друг другу. (На парте у каждого ученика карточка со словами) Слайд.

Читаем хором.

Ста-но-вит-ся - становится
Рас-кром-сал - раскромсал
По-пра-вить-ся - поправиться
Сжи-ма-ет-ся - сжимается
Вы-тал-ки-ва-ет - выталкивает
Об-ра-до-ва-лись - обрадовались
Ми-ли-ци –о-нер - милиционер
Пре-до-став-ля-ет - предоставляет
Ин-тел-ли-гент-ный - интеллигентный
Му-со-ро-про-во-дом – мусоропроводом
Фо-то-гра-фи-ро-вать-ся – фотографироваться

  • Чтение рассказа по частям:

С.159-161-чтение по ролям (Дениска и мама)

-Что однажды услышал Денис от мамы?

-Как мама объяснила слова «Все тайное становится явным»?

-Почему Дениска не хотел есть кашу?

-Как мама его уговаривала? Что она ему предложила?

-Обрадовался ли мальчик, когда услышал предложение мамы?

-Дениску можно понять. Когда на уроке окружающего мира, мы совершали путешествие по Кремлю, кому хотелось побывать там?

-Подумайте, что может произойти дальше?

  • с.161-162-чтение-разведка 2 части.

-А сейчас вы отправитесь в разведку. Разведчики работают в полной тишине и всегда добывают ценные сведения.

-Вы прочитаете 2-ю часть рассказа и после возвращения из разведки должны будете сказать, что делал Дениска, чтобы каша была вкуснее.

-Что Дениска сделал с кашей?

-Чем, по-вашему, закончится рассказ?

  • с.162-163-чтение «цепочкой»

с.164-165-чтение в парах (сначала читает один ученик, а потом другой)- «жужжащее чтение»

  • Словарная работа.

Какого человека называют интеллигентным? (Один ученик читает значение этого слова)

Это человек, обладающий большой внутренней культурой, то есть человек,обладающий образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники, культуры.

Объясните, как вы понимаете слово клевета?

(Порочащая информация или распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию)

-Подберите синонимы к этому слову. (Ложь, враньё, выдумка, наговор)

Язвительный. Что это значит?(Злобно-насмешливый, стремящийся досадить)

Подберем синонимы (злой, обидный, резкий, колкий, ядовитый)

-Как отреагировала мама, когда увидела его пустую тарелку?

-Что произошло потом?

-Почему мальчик понял, что в Кремль он не поедет?

- По какой примете Денису стало понятно, что мама очень рассердилась?

-Почему мама так долго смотрела на сына? (Хотела понять, на самом ли деле Денис понял и осознал свой поступок)

-Понял ли он мамины слова?

-Почему вы так считаете?

-А в вашей жизни, ребята, не было, когда тайное становилось явным? (Рассказы детей)

7. Восстановление последовательности (Слайд)

-Прочитайте план хором.

-Последовательно ли он составлен?

-Определите последовательность.

План

  1. «Видеть не могу манную кашу!» 1.
  2. «Вы выливаете разную гадость за окно!» 4.
  3. «Ты должен съесть всё до конца!»2.
  4. «Ты это запомнил на всю жизнь?» 5.
  5. «А я остался с кашей наедине» 3.

8. Д.з.- подготовить пересказ по плану.

9. Рефлексия.

-Закончите предложение:

-Я сделал (а) вывод, что...

Итог (Слайд)

Поэт Яков Аким, близкий друг Драгунского, однажды сказал: «Юному человеку нужны все витамины, в том числе все нравственные витамины. Витамины доброты, благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины дарил нашим ребятам щедро и талантливо Виктор Драгунский».

-Читайте рассказы Драгунского и получайте нравственные витамины.