Цели:
- углубить знания учащихся о творчестве В. Драгунского;
- ознакомить с рассказом;
- развивать навыки беглого выразительного чтения, развивать умение анализировать поступки героев, прогнозировать текст;
- расширять словарный запас слов;
- формирование коммуникативной, ценностно-смысловой и учебно-познавательной компетенций;
- воспитывать честность, правдивость.
Ход урока.
1. Организационный момент
-Улыбнитесь!
-Улыбнитесь друг другу.
-Тихонечко садитесь.
-С хорошим настроением мы и начинаем наш урок.
2. Введение в тему.
- Литературная разминка.
-Я называю фамилию или имя, отчество писателя, поэта, а вы договариваете...
- Александр Сергеевич (Пушкин)
- Чуковский (Корней Иванович)
- Самуил Яковлевич (Маршак)
- Михалков (Сергей Владимирович)
- Носов (Николай Николаевич)
- Эдуард Николаевич (Успенский)
- Берестов (Валентин Дмитриевич)
- Ирина Петровна (Токмакова)
- Виктор Юзефович (Драгунский)
3. Сообщение темы.
-Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством этого замечательного детского писателя. (Слайд - портрет писателя)
4. Рассказ о жизни писателя В.Ю.Драгунского.
- Какие факты из биографии Виктора Драгунского вам запомнились?
( Родился в Нью-Йорке, куда уехали его родители из белорусского города Гомеля за счастьем и богатством. Но потом вернулись обратно. Через некоторое время переселились в Москву. После окончания учёбы, Виктор Драгунский работал и токарем, и лодочником, и режиссёром, и актёром, и даже работал в цирке клоуном. Писателем стал в 40 лет, когда родился сын Дениска.)
-А я еще узнала, что Виктор Драгунский работал шорником. Кто-нибудь знает, что это за профессия. Вам задание - найти в словаре или узнать у взрослых, что это за профессия.
(Шорник – специалист по шорным изделиям. Шорный – относящийся к ремённой упряжи и другим техническим изделиям из кожи)
-У писателя –два сына. Это Леня и Денис. Ещё есть дочь Ксения. (слайд)
И Денис и Ксения –писатели.
-Что пишет Виктор Драгунский? Стихи, сказки, рассказы?
-А какие рассказы? Смешные или грустные?
5. Викторина по изученным произведениям.
- Ребята, вы уже читали произведения Виктора Драгунского в учебнике или самостоятельно. Сейчас я узнаю, какие вы читатели. Попробуйте по отрывкам узнать рассказ.
(Учитель зачитывает отрывки)
- «И вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства. Вот он сидит, смеётся разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара»... (Друг детства) –Слайд
- « Я очень люблю лечь животом на папино колено, опустить руки и ноги и вот так висеть на колене, как бельё на заборе». (Что я люблю)
- «Мама пристально посмотрела на меня и спросила:
-А чем же, чем же именно он лучше?
-Я сказал:
-Да как же ты не понимаешь?! Ведь он живой! И светится!»... (Он живой и светится)
- “Тут Мишка весь встрепенулся и покраснел.
- Ой, - сказал он смущенно, - чуть не забыл! Ещё – котят! И бабушку!»
(Что любит Мишка)
- “ –Вырастай, Денис, побыстрей, мы тебя к себе в бригаду возьмём. Будешь маляром!» (Сверху вниз, наискосок!)
- «-Никакие не сыски. Никакие не хыхки, а коротко и ясно: фыфки!
Вот и всё!» (Заколдованная буква)
- «Тут мама посмотрела на меня, и глаза у неё стали зелёные, как крыжовник, а уж это верная примета, что мама ужасно рассердилась».
(«Тайное становится явным») –не показывать сразу
-Ребята, а почему вы не смогли узнать из какого произведения последний отрывок?
- А сейчас, составив пословицу из слов, вы узнаете, как называется рассказ, с которым мы сегодня познакомимся.
(дети составляют пословицу)
Слайд « Тайное становится явным»
- О чём может идти речь в этом рассказе, судя по названию? Так ли это, мы сможем узнать, познакомившись с текстом.
6. Работа с рассказом В.Драгунского «Тайное становится явным»
- Чтение трудных слов.
-А сейчас подготовим чтение трудных слов. Что поможет вам более выразительно и бегло прочитать текст.
Читай первый раз плавно по слогам, а затем целыми словами.
А потом прочитайте друг другу. (На парте у каждого ученика карточка со словами) Слайд.
Читаем хором.
Ста-но-вит-ся - становится
Рас-кром-сал - раскромсал
По-пра-вить-ся - поправиться
Сжи-ма-ет-ся - сжимается
Вы-тал-ки-ва-ет - выталкивает
Об-ра-до-ва-лись - обрадовались
Ми-ли-ци –о-нер - милиционер
Пре-до-став-ля-ет - предоставляет
Ин-тел-ли-гент-ный - интеллигентный
Му-со-ро-про-во-дом – мусоропроводом
Фо-то-гра-фи-ро-вать-ся – фотографироваться
- Чтение рассказа по частям:
С.159-161-чтение по ролям (Дениска и мама)
-Что однажды услышал Денис от мамы?
-Как мама объяснила слова «Все тайное становится явным»?
-Почему Дениска не хотел есть кашу?
-Как мама его уговаривала? Что она ему предложила?
-Обрадовался ли мальчик, когда услышал предложение мамы?
-Дениску можно понять. Когда на уроке окружающего мира, мы совершали путешествие по Кремлю, кому хотелось побывать там?
-Подумайте, что может произойти дальше?
- с.161-162-чтение-разведка 2 части.
-А сейчас вы отправитесь в разведку. Разведчики работают в полной тишине и всегда добывают ценные сведения.
-Вы прочитаете 2-ю часть рассказа и после возвращения из разведки должны будете сказать, что делал Дениска, чтобы каша была вкуснее.
-Что Дениска сделал с кашей?
-Чем, по-вашему, закончится рассказ?
- с.162-163-чтение «цепочкой»
с.164-165-чтение в парах (сначала читает один ученик, а потом другой)- «жужжащее чтение»
- Словарная работа.
Какого человека называют интеллигентным? (Один ученик читает значение этого слова)
Это человек, обладающий большой внутренней культурой, то есть человек,обладающий образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники, культуры.
Объясните, как вы понимаете слово клевета?
(Порочащая информация или распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию)
-Подберите синонимы к этому слову. (Ложь, враньё, выдумка, наговор)
Язвительный. Что это значит?(Злобно-насмешливый, стремящийся досадить)
Подберем синонимы (злой, обидный, резкий, колкий, ядовитый)
-Как отреагировала мама, когда увидела его пустую тарелку?
-Что произошло потом?
-Почему мальчик понял, что в Кремль он не поедет?
- По какой примете Денису стало понятно, что мама очень рассердилась?
-Почему мама так долго смотрела на сына? (Хотела понять, на самом ли деле Денис понял и осознал свой поступок)
-Понял ли он мамины слова?
-Почему вы так считаете?
-А в вашей жизни, ребята, не было, когда тайное становилось явным? (Рассказы детей)
7. Восстановление последовательности (Слайд)
-Прочитайте план хором.
-Последовательно ли он составлен?
-Определите последовательность.
План
- «Видеть не могу манную кашу!» 1.
- «Вы выливаете разную гадость за окно!» 4.
- «Ты должен съесть всё до конца!»2.
- «Ты это запомнил на всю жизнь?» 5.
- «А я остался с кашей наедине» 3.
8. Д.з.- подготовить пересказ по плану.
9. Рефлексия.
-Закончите предложение:
-Я сделал (а) вывод, что...
Итог (Слайд)
Поэт Яков Аким, близкий друг Драгунского, однажды сказал: «Юному человеку нужны все витамины, в том числе все нравственные витамины. Витамины доброты, благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины дарил нашим ребятам щедро и талантливо Виктор Драгунский».
-Читайте рассказы Драгунского и получайте нравственные витамины.