Цель: формирование познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся 3-го класса в процессе интегративного обучения с применением игровых и информационно-коммуникативных технологий.
Задачи:
- развивать устную речь обучающихся;
- расширять кругозор обучающихся в области литературы, музыки и живописи;
- пополнить знания обучающихся в области русского народного фольклора;
- воспитывать любовь к родной природе;
- формировать основы экологической культуры;
- развивать внимание, мышление, память, зрительное восприятие;
- развивать навыки работы обучающихся с интерактивной доской.
Ход мероприятия
Слайд 1 (Презентация 1)
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости!
Вот художник, так художник
Все леса позолотил.
Даже самый сильный дождик
Эту краску не отмыл.
Красит рыжим, алым, синим,
Разбавляет краски ливнем,
Чтобы вышло разноцветным,
Но совсем не так как летом.
Отгадать загадку просим:
Кто художник этот? (Осень)
Праздник посвящается прекрасному времени года – осени и называется «Осенний калейдоскоп».
Слайд 2.
Ведущий: Что такое калейдоскоп? Калейдоско́п (от греч. красивый, вид, наблюдаю)
- оптический прибор-игрушка в виде трубки, содержащей внутри три продольных, сложенных под углом зеркальных стекла; при поворачивании трубки продольной оси цветные элементы, находящиеся между зеркалами, отражаются и создают меняющиеся симметричные узоры.
- В переносном смысле — быстрая смена явлений, лиц, событий.
В России калейдоскоп появился в XVIII в. благодаря Михаилу Васильевичу Ломоносову
Сегодня в путешествие нас приглашает «Осенний калейдоскоп». Каждый поворот калейдоскопа – это новый конкурс. Какие конкурсы, и в какой последовательности они будут проходить, подскажет нам калейдоскоп. На празднике прозвучат стихи, песни, загадки. Вы поиграете в разные игры, примете участие в различных конкурсах и узнаете много нового об осени. В нашем мероприятии участвуют три команды. Команды представляются (один из членов команды читает стихотворение, а другие команды должны угадать о каком месяце идет речь)
Команда «Сентябрь».
Опустел наш школьный сад.
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к вам пришел?
Команда «Октябрь».
Все мрачней лицо природы –
Оголяются леса.
Молкнут птичьи голоса.
Медведь в спячку завалился.
Что за месяц к вам явился?
Команда «Ноябрь».
Поле черно-белым стало
Падает то дождь, то снег.
И сильней похолодало.
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи?
Конкурсы будет оценивать жюри в составе:…
Каждый конкурс оценивается по трехбалльной системе.
Слайд 3. (переход в Презентацию 2)
Конкурс «Поэтический»
Ведущий. Осень навевает самые различные оттенки настроения. Много стихов написано об этом прекрасном времени года.
(Чтение стихов участниками конкурса сопровождается показом на экране портретов поэтов)
-
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный.
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
(И. Бунин) -
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день.
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась...
(А. Пушкин) -
Ласточки пропали,
А вчера зарей
Все грачи летали
Да как сеть мелькали
Вон над той горой.
(А. Фет) -
Заунывный ветер гонит
Стаи туч на край небес.
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.
(Н. Некрасов) -
Осень! Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят,
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
(А. Толстой) -
ОСЕНЬ
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
(А. Плещеев) -
ОСЕННЯЯ ПЕСЕНКА
Миновало лето,
Осень наступила.
На полях и в рощах
Пусто и уныло.
Птички улетели,
Стали дни короче,
Солнышка не видно,
Темны, темны ночи.
(А. Плещеев) -
Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца...
(А. Плещеев) -
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
(А.С. Пушкин)
Оценка жюри
Слайд 4. (переход в Презентацию 3)
Конкурс «Осенние загадки»
(Загадки поочередно задаются каждой команде)
Рыжий Егорка
Упал на озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул. (осенний лист)
Листья падают с осин,
Мчится в небе острый клин.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (осень)
Кто всю ночь по крыше бьёт
Да постукивает,
И бормочет, и поёт, убаюкивает?
(дождь)
Солнце больше нас не греет,
Холодком поземка веет!
Дунул в лужу ветерок
И сковал ее ... (ледок)
Дождь и слякоть, грязь и ветер,
Осень, ты за все в ответе!
Мерзнет, мерзнет человек,
Выпал первый белый ... (снег)
Солнце больше нас не греет,
Холода их так пугают,
К тёплым странам улетают,
Петь не могут, веселиться
Собрались все в стайки ... (Птицы)
Оценка жюри
Слайд 5.
Знаете ли вы?
Команда «Сентябрь»:
Сентябрь – младший брат осени. Название сентября происходит от латинского «септимус» и означает «седьмой». В древнерусском календаре сентябрь был седьмым по счету от начала года. Первым тогда считали март, а не январь, как в современном календаре. В древней Руси первый день сентября был первой встречей осени и назывался летопроводцем – проводами лета. Сентябрь – самый сухой месяц осени. Эти теплые деньки осени называются бабьим летом. Бабье лето обычно продолжается одну-две недели. Это самое лучшее время для сбора грибов. (Фрагмент пьесы П.И.Чайковского «Охота» из цикла «Времена года»)
Слайд 6. (переход в Презентацию 4)
Конкурс «Грибы»
Ведущий:
Начало осени считается грибной порой. Проверим ваши знания о грибах: назовите, какие грибы изображены на картинках. (О некоторых грибах ведущий читает стихотворные строки).
Как нужно поступать в лесу с ядовитыми и старыми грибами? Почему?
Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички – золотистые ... (лисички)
Этот – главный гриб в лесу.
В ельник я за ним пойду.
Он еще тропинки любит,
Ждёт, когда пройдут там люди.
Из него суп вкусный, светлый,
А зовут грибок тот... (белый)
Посмотрите-ка, ребята: тут лисички, там – опята
Ну, а это на полянке ядовитые ... (поганки)
В лесу, на радость людям, средь молодых сосенок,
В блестящей темной шляпке растет грибок ... (масленок)
В платьях тонких на опушке водят хоровод подружки.
Платья – шелк в полоску: красный, белый, розовый, атласный.
В день осенний на опушке как красивы, вы ... (волнушки)
На пеньке сидят братишки. Все – в веснушках шалунишки.
Эти дружные ребята называются ... (опята)
Зашёл мужик в сосняк, нашёл мужик слизняк,
Бросить жалко, съесть сыро. (Груздь)
Вдоль лесных дорожек много белых ножек
В шляпках разноцветных, издали приметных.
Кто в серой, кто в зеленой, кто в розовой, кто в желтой
Ты их бери, не мешкай, ведь это – ... (сыроежки)
Не спорю – не белый, я, братцы, попроще.
Расту я обычно в берёзовой роще. (Подберезовик)
Возле леса на опушке, украшая тёмный бор,
Вырос пёстрый, как Петрушка, ядовитый ... (мухомор)
Я в красной шапочке расту среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту – зовусь я – ... (подосиновик)
Оценка жюри
Слайд 7
Конкурс – физминутка «Кто соберет больше листьев»
Ведущий:
Нельзя нам на свете прожить без чудес.
Они нас повсюду встречают.
Волшебный осенний и сказочный лес
Нас в гости к себе приглашает.
Закружится ветер под песню дождя,
Листочки нам под ноги бросит.
Какая красивая это пора:
Пришла к нам опять чудо-осень!
На полу разбрасывают по одинаковому количеству осенних листьев разного цвета. Несколько человек получают задание собрать листья. Каждый из них собирает листья определенного цвета. Кто соберет больше?
Слайд 8.
Знаете ли вы?
Команда «Октябрь»:
Октябрь называют вершиной осени. Почему? (это середина осени). Хмурень – так называли октябрь в старину. Называют его еще вечером года. В это время природа готовится ко сну. Дел у всех невпроворот. Деревьям надо вовремя сбросить листву, насекомым – схорониться в лесную подстилку или забиться в щели, последним птицам поспешить с отлетом. (Фрагмент пьесы П.И.Чайковского «Осенняя песня» из цикла «Времена года»)
Слайд 9. (переход в Презентацию 5)
Конкурс «Осенние рифмы»
Подберите рифмы к словам: шишка, клен, ветерок , тучка, лист, картина, картошка, лужа, дождинка.
Варианты ответов
- шишка – крышка, мышка, пышка
- клен – силен, зелен, влюблен
- ветерок – горшок, дружок, творожок
- тучка – кучка, ручку, почемучка
- лист – свист, твист, таксист
- картина – машина, Марина, плотина
- картошка – ложка, Антошка, сережка
- лужа – нужен, стужа, кружит
- дождинка – тропинка, слезинка, соринка
Слайд 10. (переход в Презентацию 6)
Конкурс «Какая птица лишняя?»
(Работа на интерактивной доске) Выбрав «лишнюю» птицу, учащийся объясняет по какому признаку он сделал этот выбор, нажимает на картинку на доске и она исчезает.
Слайд 11.
Знаете ли вы ?
Команда «Ноябрь»:
Ноябрь – последний месяц осени. Его древнегреческое название – грудень, от слова «груда», что значило разъезженный, плохой и замерзший путь. В ноябре небо нередко закрыто тяжелыми облаками, идет снег пополам с дождем. Пьеса П.И. Чайковского «На тройке» из цикла «Времена года» посвящена ноябрю.
Слайд 12. (переход в Презентацию 7)
Конкурс «Художественная мастерская осени»
Ведущий: Осенью наступает золотая пора. Художница-осень играет всеми цветами радуги. На одном дереве можно найти желтые, оранжевые, красные, лиловые листья. Это богатство красок и привлекает к себе художников. И хотя мы с вами еще не настоящие художники, мы тоже постараемся передать в рисунках все краски осени.
Участники каждой команды нарисуют осенний лист.
А мы не будем скучать и побываем в Картинной галерее. К тому же мы будем наслаждаться великим искусством живописи под музыку великого русского композитора П.И.Чайковского. (Фрагмент пьесы П.И.Чайковского «На тройке» из цикла «Времена года»)
Оценка жюри
Слайд 13, 14.
Конкурс «Кроссворд»
(Нумерация сверху вниз)
- Жидкие атмосферные осадки, выпадающие из облаков
- Состояние, в котором периодически пребывают некоторые животные, наступает осенью
- Движение воздуха относительно земной поверхности, явление природы
- Твердые атмосферные осадки, состоящие из ледяных кристаллов
- Тонкий слой ледяных кристаллов, образующийся на почве, траве и наземных предметах при охлаждении земной поверхности ниже нуля градусов
- Периодическая смена наружных покровов у животных
- Представитель семейства млекопитающих, среди которых есть беляк и русак
- Большое темное густое облако, несущее дождь, снег или град
- Птица, о которой И.А.Крылов сочинил басню
- Помещение для скота
- Хвойное дерево
- Цвет осени
- Опадание листьев осенью
- Количество уродившегося хлеба или иных плодов, растений
- Жидкая грязь, образующаяся от дождя или мокрого снега
- Он бывает деревянный, железный и журавлиный
- Стужа, холод
- Класс позвоночных животных, передние конечности которых превращены в крылья
Слайд 15.
Подведение итогов.
Ведущий: Жалко с вами расставаться, но пришла пора прощаться. Вы подарок наш примите, чаще в гости приходите.
Награждение победителей.