Цели:
Коррекционно-образовательные:
- Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Цирк».
- Продолжать знакомить детей с несклоняемыми существительными.
- Упражнять в употреблении несклоняемых существительных в различных падежных конструкциях, в составлении предложений с этими существительными.
- Закреплять знание букв и цифр.
- Упражнять в звуковом анализе.
- Развивать связную речь детей.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать зрительное внимание и восприятие, речевой слух и фонематическое восприятие, память, общую моторику, координацию речи с движением.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать интерес к логопедическим занятиям, формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания.
Оборудование: кукла-клоун, картинный материал «Несклоняемые существительные» издательство «Книголюб».
Ход занятия
Организационный момент.
Звучит «Песенка о цирке» (слова М. Пляцковского, музыка В. Шаинского).
При входе детям выдаются билеты, на которых написаны их места (А2, Б3, В4, Д5 и т. д), за правильно названные неизменяемые слова (кофе, пальто, какао, кино и др.).
- Катя, какое у тебя место? (А1)
- Илья, а у тебя? (П9)
2. Новая тема.
Логопед: Какая музыка вас встречала? (Веселая, радостная, о цирке.)
- Мы сегодня с вами в цирке. Вас приветствует клоун Мимино, который любит слова, которые не изменяются. Давайте подарим ему стихотворение.
Слова ты эти твердо знай
И в предложениях не меняй!
Кофе, радио, пальто
Пианино и кино,
И какао, и метро –
Как придумано хитро;
Если нам встречаются,
Вовсе не меняются.
Клоун: Перед вами – фламинго (выставляются картинка фламинго из набора картинного материала и картинка-схема птицы – рисунок 1).
Рисунок 1
Игра «Закончи предложение».
- Необходимо закончить предложения словами птица и фламинго. Сравниваются эти два слова.
- Дрессировщик выступает с ... птицей.
Дрессировщик выступает с ... фламинго. - Мальчик угостил семечками ... птицу.
Мальчик угостил семечками ... фламинго. - Люди любуются красивыми ... птицами.
Люди любуются красивыми ... фламинго.
Клоун: Следующим выйдет к вам шимпанзе (выставляются картинка шимпанзе и картинка – схема обезьянка – рисунок 2).
Рисунок 2
- Также сравниваются слова обезьяна и шимпанзе.
- Дети с интересом наблюдали за ... обезьяной.
Дети с интересом наблюдали за ... шимпанзе. - В цирке мы видели ... обезьяну.
В цирке мы видели ... шимпанзе. - Дрессировщик принес мячик для ... обезьяны.
Дрессировщик принес мячик для ... шимпанзе.
Клоун: К вам выходит пони (выставляется картинка). Ему необходима ваша помощь. Нужно сделать звуковой анализ этого слова (все на местах, один ребенок у доски).
Клоун: Необходимо соотнести схему с картинкой (какаду).
3. Физкультурная минутка.
Ой, ребята, погляди –
Кто там скачет впереди?
Лапы верхние малы,
Лапы задние длинны.
Прячет в сумку детвору,
А зовется – кенгуру.
Клоун: Какое неизменяемое слово вы услышали? (Кенгуру.)
4. Дидактическая игра «Соотнеси слова с картинками».
Каждому ребенку раздаются карточки, на которых написаны слова и изображены рисунки. Детям необходимо прочитать слова и соединить их с соответствующим рисунком (рисунок 3).
Рисунок 3
5. Развитие связной речи.
Звонок. Объявляется антракт.
Клоун: Куда обычно идут во время антракта? (В кафе.)
- Где находится кафе? (В фойе.)
Выставляются картинки (кафе, меню, кофе, какао, суфле, желе, эскимо, портмоне).
Составление рассказа.
Во время антракта мы ходили в кафе. Оно находится в фойе. Папа попросил меню. Он заказал маме и себе кофе и ванильное суфле, детям какао, ягодное желе и эскимо. Папа достал портмоне и заплатил за заказ.
Пересказ детьми.
6. Итог занятия.
Игра «Цепочка» – называние неизменяемых слов, не повторяясь.
Клоун: Итак, какие это были слова? (Неизменяемые слова.)
- Почему они так называются? (Потому что не изменяются.)
7. Сюрпризный момент.
Логопед: Ребята, Мимино хочет вам показать фокус.
В пустой шляпе оказываются драже (конфетки), которыми угощает детей.