Урок-путешествие "Город планет" по теме "Обыкновенные дроби"

Разделы: Математика


Цель урока: повторить, обобщить, систематизировать изученный по главе материал; контроль приобретенных знаний.

Задачи урока:

  • Образовательные:
  • повторить и обобщить изученный материал; закрепить правила
  • сложения и вычитания обыкновенных дробей с общим знаменателем; формирование у учащихся универсальных учебных действий (УУД) в рамках ФГОС второго поколения.
  • Развивающие:
  • развитие логического и пространственного мышления учащихся; навыков работы в паре; память; анализ. Расширение кругозора Развитие визуальных каналов восприятия информации.
  • Воспитательные:
  • эстетическое воспитание; воспитание ответственности, умения
  • работать в коллективе; самостоятельности; проявление учащимися индивидуальных возможностей

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Вид урока: урок-путешествие.

Форма организация учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Применяемые образовательные технологии: игровая, групповая  технологии.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, проблемный.

Продолжительность урока: 45 минут.

Учебно-методическое обеспечение: учебник Математика, 5 класс , Н.Я. Виленкин , В.И.Жохов и др.

Оборудование для проведения  урока: плакат на доске «Планеты Солнечной системы», жетоны-смайлики, проектор со слайдами, видеомагнитофон с видео, магнитофон с аудиозаписями, карточки с заданиями на партах, маленькие ракеты из цветной бумаги

На всём протяжении урока пятиклассники получают жетоны за работу на уроке

* УУД – универсальные учебные действия

ХОД УРОКА

1. Организационный этап 

Развитие личностных УУД: жизненное самоопределение,  активизация всех участков организма на конкретное действие

Приложение 1. Слайд 1

(Музыкальное вступление, звучит «космическая» музыка)

Учитель: Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на нашем занятии.. Сегодня мы  с вами совершим космическое путешествие. Садитесь поудобнее, расправьте ваши спинки, покажите  одноклассникам свою готовность к уроку. Сегодня у нас будет такое правило: за правильные ответы вы будете получать жетоны. Чем больше у вас будет жетонов – тем лучше  будет ваш результат на нашем уроке!
На уроках окружающего мира, физики вы изучали, что в нашей Солнечной системе есть планеты. Сколько их? (Ответы) Кто у нас из ребят самый смелый – готов выйти к доске, показать  и назвать все планеты , используя плакат ? (Выходит ученик, показывает, другие дополняют) Ребята, как вы думаете, планеты неподвижны или они вращаются вокруг Солнца? (Ответы) А вот интересно, возможно ли такое явление, чтобы все они  выстроились в одну линию? (Ответы)

2. Подготовительный этап

Развитие УУД: мотивации, смыслообразования, целеполагания, определение основной и второстепенной информации, создание алгоритма деятельности во время решения математических упражнений

Приложение 1. Слайд 2

Ученик: Если все планеты выстраиваются примерно в одну линию, это  явление называется «Парад планет» В природе это довольно редкое явление. 2-3 планеты выстраиваются в одну линию примерно 1 раз в году, 4-5 планет реже,бывает и  1 раз за 400 лет. Чтобы все 8 выстроились в одну линию – это очень редкое явление, но возможное.

Учитель: Представим, что  сегодня все планеты выстроились в одну линию. Мы на нашей ракете отправляемся в космическое путешествие. Путешествуя от планеты к планете, мы будем всё ближе и ближе приближаться к нашему Солнцу. На пути нас будут оджидать разные испытания по теме «Обыкновенные дроби». А какие действия с дробями мы умеем выполнять? (ответы)

Приложение 1. Слайд 3

Показ видео «Старт ракеты» 20 секунд

3. Основной этап  (повторение изученного)

Формирование УУД: личностные – волевая саморегуляция, учёт мнений, общеучебные – построение логической цепи рассуждений, синтез, извлечение информации метапредметные связи, выдвижение гипотезы, прогнозирование результата, коммуникативные – планирование учебного сотрудничества, управление поведением одноклассника

Учитель: Ребята, мы приближаемся к самой дальней планете, как она называется?

Приложение 1. Слайд 4

Учитель: Нас приветствует планета Нептун. Какая она? Какие чувства у вас возникают,       когда вы на неё смотрите?(ответы учащихся).  А на этой планете спрятались числа.

Приложение 1. Слайд 5

1 задание. Составьте 1 правильную и 1 неправильную дроби, используя  числа верхнего ряда (Ответы)
2 задание: найдите сумму  чисел  нижнего ряда (5 6/8). Мы справились с этими заданиями и можем отправляться дальше, нас встречает Уран.

Приложение 1. Слайд 6

– Какую бы характеристику вы дали планете Уран? (Ответы)

Приложение 1. Слайд 7

И вот что случилось на Уране… Прочитайте внимательно задачу. Решите её. Дайте ответ. (Ответы, можно спросить с места по 2 человека с каждого ряда). Поднимите руку, кто согласен, что на станции осталось 12 собак. Кто из ребят расскажет нам решение? Я просто удивлены, с какой скоростью мы передвигаемся к следующей планете, вы с лёгкостью справляетесь с заданиями. А у нас на пути, пожалуй, одна из самых необычных планет Сатурн.

Приложение 1. Слайд 8

– Что необычного есть у этой планеты?  (Ответы) Действительно, вокруг неё очень много колец из мелких частиц космической пыли.  Сейчас каждая пара, сидящая рядом, образует «кольцо». Мы выполним следующее задание.

Приложение 1. Слайд 9

Отрабатываем приём работы в парах, самопроверку и взаимопроверку.

Учитель: У вас на партах есть  листы с заданием. Каждый ученик сейчас выполнит задание: сравнить:

114/9 … 121/9,
82/3… 25/3,
617/25…. 616/25,
23/4 м… 265 см,
1/2ч … 45 мин

– А теперь проверим друг друга, поставьте знак «плюс» или «минус» на листочке соседа рядом с каждым примером (внутри доски правильные ответы). Почему именно такие знаки надо было поставить? (Ответы учеников)
– А на нашем пути самая большая планета Солнечной системы – Юпитер.

Приложение 1. Слайд 10

– А что это за чёрные пятна на этой планете, как вы думаете? (Принимаются любые ответы учеников за верные) У вас, ребята, очень интересные гипотезы. Учёные-астрономы до сих пор не могут найти точного ответа на этот вопрос.
– Чтобы преодолеть трудности, возникшие на нашем пути, сейчас я предложу каждому ряду свой маршрут.

Приложение 1. Слайд 11

[2] На слайде вы выдите значения для числа  а. Через одну минуту я спрошу у ребят каждого ряда, какие ответы у них получились.

Приложение 1. Слайд 11

(Это разветвляющийся алгоритм, дети с ними знакомы из курса информатики 4 класса)

Ответы: 12/17, 16/17, 15/17.

– Вы хорошо справились с поставленной задачей, преодолели и это препятствие.

Приложение 1. Слайд 12

– А что вы знаете про Марс? Кто такие марсиане? Есть ли жизнь на Марсе? (Ответы пятиклассников) Марс – одна из самых близких и одновременно одна из самых загадочных планет. Поэтому и задание будет на этой планете не совсем обычное.

Приложение 1. Слайд 13

– Вашему вниманию предлагается два уравнения. Вы можете сейчас выбрать любое одно, то, которое у вас получится решить .(пригласить решить у доски по желанию, ответы:  28/15,  136.

Приложение 1. Слайд 14

И вот перед нами красавица Земля. У нас физкультминутка (звучит музыка «Земля в иллюминаторе», дети делают упражнения, покачиваются, вытягиваются….1 куплет и припев) На огромной световой скорости мы проносимся мимо нашей голубой красавицы Земли и оказываемся на Венере

Приложение 1. Слайд 15

– Как вы считаете, эта планета больше Земли или меньше? (Ответы учеников) Эту планету часто можно увидеть на нашем небосклоне в виде яркой звезды красного цвета, представим себе, что мы – космические путешественники – очень проголодались как и тот космонавт, что сейчас в экспедиции на Венере.

Приложение 1. Слайд 16

Формирование УУД: решение практико-ориентированной задачи, носящей компетентностный характер.

– Решим сейчас эту задачу. (Ответы по действиям, ответ: 4 4/8 кг)

Приложение 1. Слайд 17

– А на нашем пути планета Меркурий. Здесь живёт учёный – Почемучка. Он встречает нас следующим вопросом:

Приложение 1. Слайд 18

Это задание ученики должны были подготовить дома:подготовить пересказ текста «Из истории обыкновенных дробей». Можно спросить нескольких учеников:пересказать или дополнить рассказ.

Приложение 1. Слайд 18

4. Подведение итогов урока

Приложение 1. Слайд 19

– И вот, мы, наконец, у цели – мы прибыли к центру нашей Солнечной системы – мы видим наше светило Солнце. А какую роль играет Солнце в жизни человека? (Ответы учеников). А что мы сегодня с вами делали на уроке? (Ответы учеников) А сколько маленьких смайликов-солнышек получили вы? (Ребята называют количество жетонов). Молодцы, вы сегодня очень хорошо потрудились, выполняя разные задания. Особенно надо отметить работу следующих учеников. …

5. Рефлексия

Формирование УУД: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, адекватное понимание причин успеха и неудач, самооценка.

Приложение 1. Слайд 20

– Вот и подошло наше космическое путешествие к концу. Мы возвращаемся в родную школу. У вас на партах лежат маленькие ракеты, каждый подумает, интересно ли было ему на уроке, узнал ли он что-то новое, понравилось ли ему путешествие: положите вашу ракету туда, где табличка «Урок понравился» или «Урок не понравился».
Каждый из вас сегодня получит оценку за работу на листочках, поэтому сейчас листы подпишите, в конце нашего занятия вы их сдадите.

– Знаете ли вы, что следующий парад планет в реальности состоится 21 декабря 2012 года?

Приложение 1. Слайд 21

– Сейчас очень много говорят о значимости этого события. Но мы с вами знаем, что боятся этого не стоит,  у нас уже состоялся свой парад планет.

Выходит ученица:

По порядку все планеты назовёт любой из нас:
Раз – Меркурий, два – Венера,
Три – Земля,четыре – Марс.
Пять – Юпитер, шесть – Сатурн,
Семь – Уран,за ним – Нептун.
Он восьмым идёт по счёту,
А за ним уже потом,
И девятая планета под названием Плутон. (с 2006 года Плутон не является большой планетой).

– Спасибо за работу!

Литература:

  1. Акимова С. Занимательная математика. Нескучный учебник.– Санкт-Петербург: Тригон,1997.
  2. Виленкин Н.Я. и др. Математика, 5 класс. – Москва: «Мнемозина», 2011.
  3. Гришина И.В. Математика. 5 класс.Тесты. – Саратов: «Лицей», 2011
  4. Ларина М.В. Уроки математики в 5 классе. – Волгоград: «Братья Гринины», 2001
  5. Лукичёва Е.Ю. ФГОС: обновление содержания и технологий обучения (математика). – Санкт-Петербург: АППО, 2012.
  6. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Задачи на смекалку. – Москва: «Просвещение», 2012
  7. http://images.yandex.ru/
  8. http://ru.wikipedia.org/
  9. http://paranormal-news.ru/
  10. http://www.solnce.tarologiay.ru/