Цель урока: повторить, обобщить, систематизировать изученный по главе материал; контроль приобретенных знаний.
Задачи урока:
- Образовательные:
- повторить и обобщить изученный материал; закрепить правила
- сложения и вычитания обыкновенных дробей с общим знаменателем; формирование у учащихся универсальных учебных действий (УУД) в рамках ФГОС второго поколения.
- Развивающие:
- развитие логического и пространственного мышления учащихся; навыков работы в паре; память; анализ. Расширение кругозора Развитие визуальных каналов восприятия информации.
- Воспитательные:
- эстетическое воспитание; воспитание ответственности, умения
- работать в коллективе; самостоятельности; проявление учащимися индивидуальных возможностей
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Вид урока: урок-путешествие.
Форма организация учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Применяемые образовательные технологии: игровая, групповая технологии.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, проблемный.
Продолжительность урока: 45 минут.
Учебно-методическое обеспечение: учебник Математика, 5 класс , Н.Я. Виленкин , В.И.Жохов и др.
Оборудование для проведения урока: плакат на доске «Планеты Солнечной системы», жетоны-смайлики, проектор со слайдами, видеомагнитофон с видео, магнитофон с аудиозаписями, карточки с заданиями на партах, маленькие ракеты из цветной бумаги
На всём протяжении урока пятиклассники получают жетоны за работу на уроке
* УУД – универсальные учебные действия
ХОД УРОКА
1. Организационный этап
Развитие личностных УУД: жизненное самоопределение, активизация всех участков организма на конкретное действие
Приложение 1. Слайд 1
(Музыкальное вступление, звучит «космическая» музыка)
Учитель: Здравствуйте, ребята. Я рада
приветствовать вас на нашем занятии.. Сегодня мы
с вами совершим космическое путешествие.
Садитесь поудобнее, расправьте ваши спинки,
покажите одноклассникам свою готовность к
уроку. Сегодня у нас будет такое правило: за
правильные ответы вы будете получать жетоны. Чем
больше у вас будет жетонов – тем лучше будет
ваш результат на нашем уроке!
На уроках окружающего мира, физики вы изучали,
что в нашей Солнечной системе есть планеты.
Сколько их? (Ответы) Кто у нас из ребят самый
смелый – готов выйти к доске, показать и
назвать все планеты , используя плакат ? (Выходит
ученик, показывает, другие дополняют) Ребята,
как вы думаете, планеты неподвижны или они
вращаются вокруг Солнца? (Ответы) А вот
интересно, возможно ли такое явление, чтобы все
они выстроились в одну линию? (Ответы)
2. Подготовительный этап
Развитие УУД: мотивации, смыслообразования, целеполагания, определение основной и второстепенной информации, создание алгоритма деятельности во время решения математических упражнений
Приложение 1. Слайд 2
Ученик: Если все планеты выстраиваются примерно в одну линию, это явление называется «Парад планет» В природе это довольно редкое явление. 2-3 планеты выстраиваются в одну линию примерно 1 раз в году, 4-5 планет реже,бывает и 1 раз за 400 лет. Чтобы все 8 выстроились в одну линию – это очень редкое явление, но возможное.
Учитель: Представим, что сегодня все планеты выстроились в одну линию. Мы на нашей ракете отправляемся в космическое путешествие. Путешествуя от планеты к планете, мы будем всё ближе и ближе приближаться к нашему Солнцу. На пути нас будут оджидать разные испытания по теме «Обыкновенные дроби». А какие действия с дробями мы умеем выполнять? (ответы)
Приложение 1. Слайд 3
Показ видео «Старт ракеты» 20 секунд
3. Основной этап (повторение изученного)
Формирование УУД: личностные – волевая саморегуляция, учёт мнений, общеучебные – построение логической цепи рассуждений, синтез, извлечение информации метапредметные связи, выдвижение гипотезы, прогнозирование результата, коммуникативные – планирование учебного сотрудничества, управление поведением одноклассника
Учитель: Ребята, мы приближаемся к самой дальней планете, как она называется?
Приложение 1. Слайд 4
Учитель: Нас приветствует планета Нептун. Какая она? Какие чувства у вас возникают, когда вы на неё смотрите?(ответы учащихся). А на этой планете спрятались числа.
Приложение 1. Слайд 5
1 задание. Составьте 1 правильную и 1
неправильную дроби, используя числа верхнего
ряда (Ответы)
2 задание: найдите сумму чисел
нижнего ряда (5 6/8). Мы справились с этими
заданиями и можем отправляться дальше, нас
встречает Уран.
Приложение 1. Слайд 6
– Какую бы характеристику вы дали планете Уран? (Ответы)
Приложение 1. Слайд 7
– И вот что случилось на Уране… Прочитайте внимательно задачу. Решите её. Дайте ответ. (Ответы, можно спросить с места по 2 человека с каждого ряда). Поднимите руку, кто согласен, что на станции осталось 12 собак. Кто из ребят расскажет нам решение? Я просто удивлены, с какой скоростью мы передвигаемся к следующей планете, вы с лёгкостью справляетесь с заданиями. А у нас на пути, пожалуй, одна из самых необычных планет Сатурн.
Приложение 1. Слайд 8
– Что необычного есть у этой планеты? (Ответы) Действительно, вокруг неё очень много колец из мелких частиц космической пыли. Сейчас каждая пара, сидящая рядом, образует «кольцо». Мы выполним следующее задание.
Приложение 1. Слайд 9
Отрабатываем приём работы в парах, самопроверку и взаимопроверку.
Учитель: У вас на партах есть листы с заданием. Каждый ученик сейчас выполнит задание: сравнить:
114/9 … 121/9,
82/3… 25/3,
617/25…. 616/25,
23/4 м… 265 см,
1/2ч … 45 мин
– А теперь проверим друг друга, поставьте знак
«плюс» или «минус» на листочке соседа рядом с
каждым примером (внутри доски правильные
ответы). Почему именно такие знаки надо было
поставить? (Ответы учеников)
– А на нашем пути самая большая планета
Солнечной системы – Юпитер.
Приложение 1. Слайд 10
– А что это за чёрные пятна на этой планете, как
вы думаете? (Принимаются любые ответы учеников
за верные) У вас, ребята, очень интересные
гипотезы. Учёные-астрономы до сих пор не могут
найти точного ответа на этот вопрос.
– Чтобы преодолеть трудности, возникшие на нашем
пути, сейчас я предложу каждому ряду свой
маршрут.
Приложение 1. Слайд 11
[2] На слайде вы выдите значения для числа а. Через одну минуту я спрошу у ребят каждого ряда, какие ответы у них получились.
Приложение 1. Слайд 11
(Это разветвляющийся алгоритм, дети с ними знакомы из курса информатики 4 класса)
Ответы: 12/17, 16/17, 15/17.
– Вы хорошо справились с поставленной задачей, преодолели и это препятствие.
Приложение 1. Слайд 12
– А что вы знаете про Марс? Кто такие марсиане? Есть ли жизнь на Марсе? (Ответы пятиклассников) Марс – одна из самых близких и одновременно одна из самых загадочных планет. Поэтому и задание будет на этой планете не совсем обычное.
Приложение 1. Слайд 13
– Вашему вниманию предлагается два уравнения. Вы можете сейчас выбрать любое одно, то, которое у вас получится решить .(пригласить решить у доски по желанию, ответы: 28/15, 136.
Приложение 1. Слайд 14
И вот перед нами красавица Земля. У нас физкультминутка (звучит музыка «Земля в иллюминаторе», дети делают упражнения, покачиваются, вытягиваются….1 куплет и припев) На огромной световой скорости мы проносимся мимо нашей голубой красавицы Земли и оказываемся на Венере
Приложение 1. Слайд 15
– Как вы считаете, эта планета больше Земли или меньше? (Ответы учеников) Эту планету часто можно увидеть на нашем небосклоне в виде яркой звезды красного цвета, представим себе, что мы – космические путешественники – очень проголодались как и тот космонавт, что сейчас в экспедиции на Венере.
Приложение 1. Слайд 16
Формирование УУД: решение практико-ориентированной задачи, носящей компетентностный характер.
– Решим сейчас эту задачу. (Ответы по действиям, ответ: 4 4/8 кг)
Приложение 1. Слайд 17
– А на нашем пути планета Меркурий. Здесь живёт учёный – Почемучка. Он встречает нас следующим вопросом:
Приложение 1. Слайд 18
Это задание ученики должны были подготовить дома:подготовить пересказ текста «Из истории обыкновенных дробей». Можно спросить нескольких учеников:пересказать или дополнить рассказ.
Приложение 1. Слайд 18
4. Подведение итогов урока
Приложение 1. Слайд 19
– И вот, мы, наконец, у цели – мы прибыли к центру нашей Солнечной системы – мы видим наше светило Солнце. А какую роль играет Солнце в жизни человека? (Ответы учеников). А что мы сегодня с вами делали на уроке? (Ответы учеников) А сколько маленьких смайликов-солнышек получили вы? (Ребята называют количество жетонов). Молодцы, вы сегодня очень хорошо потрудились, выполняя разные задания. Особенно надо отметить работу следующих учеников. …
5. Рефлексия
Формирование УУД: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, адекватное понимание причин успеха и неудач, самооценка.
Приложение 1. Слайд 20
– Вот и подошло наше космическое путешествие к
концу. Мы возвращаемся в родную школу. У вас на
партах лежат маленькие ракеты, каждый подумает,
интересно ли было ему на уроке, узнал ли он что-то
новое, понравилось ли ему путешествие: положите
вашу ракету туда, где табличка «Урок понравился»
или «Урок не понравился».
Каждый из вас сегодня получит оценку за работу на
листочках, поэтому сейчас листы подпишите, в
конце нашего занятия вы их сдадите.
– Знаете ли вы, что следующий парад планет в реальности состоится 21 декабря 2012 года?
Приложение 1. Слайд 21
– Сейчас очень много говорят о значимости этого события. Но мы с вами знаем, что боятся этого не стоит, у нас уже состоялся свой парад планет.
Выходит ученица:
По порядку все планеты назовёт любой из нас:
Раз – Меркурий, два – Венера,
Три – Земля,четыре – Марс.
Пять – Юпитер, шесть – Сатурн,
Семь – Уран,за ним – Нептун.
Он восьмым идёт по счёту,
А за ним уже потом,
И девятая планета под названием Плутон. (с 2006 года Плутон не является большой планетой).
– Спасибо за работу!
Литература:
- Акимова С. Занимательная математика. Нескучный учебник.– Санкт-Петербург: Тригон,1997.
- Виленкин Н.Я. и др. Математика, 5 класс. – Москва: «Мнемозина», 2011.
- Гришина И.В. Математика. 5 класс.Тесты. – Саратов: «Лицей», 2011
- Ларина М.В. Уроки математики в 5 классе. – Волгоград: «Братья Гринины», 2001
- Лукичёва Е.Ю. ФГОС: обновление содержания и технологий обучения (математика). – Санкт-Петербург: АППО, 2012.
- Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Задачи на смекалку. – Москва: «Просвещение», 2012
- http://images.yandex.ru/
- http://ru.wikipedia.org/
- http://paranormal-news.ru/
- http://www.solnce.tarologiay.ru/