Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Задачи урока:
- закрепить навыки правописания сочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, обобщить знания учащихся по данной теме;
- способствовать развитию речи учащихся, умению чётко выражать свои мысли, развитию мыслительных процессов и познавательной активности;
- развивать орфографическую зоркость учащихся;
- воспитывать интерес к русскому языку, чувство культуры интеллектуального труда.
Оборудование:
- мультимедийный проектор и слайды по теме урока;
- наглядные пособия – таблицы «Правописание сочетаний: ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ»;
- листочки с заданиями урока для каждого ученика;
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Интересные заданья,
Игры, шутки – всё для вас!
За работу, в добрый час!
2. Сообщение темы и целей урока
– Ребята, на протяжении нескольких уроков мы с вами изучали тему: «Правописание сочетаний ЖИ-ЩИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ». Сегодня у нас заключительный и обобщающий урок по этой теме. Мы вспомним и повторим всё, о чём говорили и закрепим наши знания.
3. Воспроизведение и коррекция опорных знаний
Итак, вспомним первое правило.
В сочетаниях ЖИ-ШИ
только И всегда пиши!
Например: ЖИЗНЬ, КАМЫШИ
(Подготовленный ученик читает стихотворение)
Лыжи, мыши и ужи,
Шины, ёжики, чижи.
ЖИ да ШИ, ЖИ да ШИ
С буквой И всегда пиши.
Чижи, ужи, ежи, стрижи,
Жирафы, мыши и моржи,
Шиповник, шины, камыши,
Машины и карандаши.
Все сочетания ЖИ – ШИ
Ты только с буквой И пиши!
– Отлично, а теперь правило второе.
В сочетаниях ЧА-ЩА
пишем только букву А!
Например: ЧАЙКА, ПИЩА
(Подготовленный ученик читает стихотворение)
ЧА и ЩА, ЧА и ЩА –
Роща, чаща и свеча.
Пища, туча, саранча –
С буквой А и ЧА и ЩА.
Пища, чаща, роща, куча,
Саранча, кочан и туча,
Дача, гуща и свеча –
Все слова на ЧА и ЩА.
Чаща, дача и печать –
Нужно с буквой А писать!
– Хорошо, и, наконец, третье правило.
В сочетаниях ЧУ-ЩУ
пишем только букву У!
Например: ЧУДЕСА, ЩУКА
(Подготовленный ученик читает стихотворение)
Я грамотно писать хочу,
Слова на ЧУ и ЩУ учу:
Чулок, и чудо, и чугун,
Чудак, и щука, и ворчун.
Не стучу, не пищу,
Не ворчу и не кричу,
А учу да учу
Все слова на ЩУ и ЧУ:
Чум, чудак, чулок, чурбан,
Щука, чудо и чулан.
Сочетанья ЧУ и ЩУ
Пишем только с буквой У!
– Молодцы! Надеюсь, эти правила вы никогда не забудете, и не будете допускать ошибки в подобных словах.
4. Физминутка
Потрудились – отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
5. Работа в группах (Презентация.
Слайд 2)
Перед вами части слов, из которых вы будете
составлять целые слова. Работать будем по
группам, по рядам – для каждого ряда своё
задание. Подчеркните буквосочетания, в которых
можно ошибиться.
(Задание дифференцированное: дети составляют и записывают слова, затем следует проверка.)
6. Физминутка
– Проведём небольшую психогимнастику. Она называется «Остров плакс».
Представьте, что путешественник попал на
волшебный остров, где живут одни плаксы. Он
старается утешить то одного, то другого, но дети
плаксы отталкивают его и продолжают реветь. При
этом головы должны быть подняты, брови сведены,
уголки губ опущены, всхлипывание – вдох без
выдоха – 5-7 раз.
Благодаря этому упражнению происходит насыщение
крови кислородом.
7. Самостоятельная работа (Презентация. Слайд 3)
Вставить пропущенные буквы и соединить стрелочками подходящие по смыслу слова:
душ_стый хищная берёзовая ч_десная красивая рыж_й |
щ_ка ч_шка кот ш_повник рощ_ погода |
(Дети выполняют данное задание с комментированием)
8. Картинный диктант (Презентация. Слайд 4)
– Перед вами картинки. Запишите их изображения словами, чтобы в каждом из них были сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
(Дети записывают слова. Затем следует взаимопроверка)
– Какие новые слова можно образовать от данных слов? Запишите эти слова. Дети выполняют данное задание с комментированием.
9. Физминутка
Выполним пальчиковую гимнастику.
Внимание, девочки!
Внимание, мальчики!
Приготовьте трубочки,
Разомните пальчики!Чтобы нам добыть огонь,
Трём ладонью о ладонь.
Вдруг ладошка заискрится,
Трубка наша загорится!Ножки вместе, ровно спину.
Мы сидим за пианино.
Мы разучиваем гамму.
Ножки вместе, спинку прямо.Вот за партами ребята
Расшалились, как котята:
Парты пальчиками трут,
Словно лапками скребут.В парке есть глубокий пруд.
Караси в пруду живут.
Чтобы стаю нам догнать,
Нужно хвостиком махать.Раз огромный крокодил
Табуретку проглотил.
А теперь разинул пасть:
Как бы парте не пропасть!
10. Работа с текстами(выбрать текст без ошибок). (Презентация. Слайд 5)
Был чюдный летний день. Дети пошли в рощю. Маша на полянке собирает щявель. Миша и Катя ищют грибы. Под кустом шыповника дети нашли ёжыка.
Был чудный летний день. Дети пошли в рощу. Маша на полянке собирает щавель. Миша и Катя ищут грибы. Под кустом шиповника дети нашли ёжика.
11. Игра «Хвостоглав» (Презентация. Слайд 6)
12. Рефлексия
– Что на уроке было самым интересным?
– Что на уроке показалось вам самым трудным?
– Спасибо вам за активное участие, за верные
ответы, за хорошую работу на уроке.